Фрагмент для ознакомления
2
Понятие коммуникативные умения в психолого – педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе используются основные способы определения "коммуникативных умений", "навыка общения", "коммуникативной грамотности". Это, как правило, намеренно разводится только в устоявшемся контексте, и в основном они используются в равной степени как синонимы [9, с.56].
Прежде всего, коммуникативные умения понимаются как умения, связанные с правильным выстраиванием своих действий, восприятием психологии человека, выбирая более точный метод обращения в зависимости от необходимой интонации, жестикуляции, умения ориентироваться в других людях, сопереживать собеседнику, ставить себя на свое место, прогнозировать реакцию собеседника, взаимоотношения с собеседницей.
Во-вторых, они часто характеризуются уровнем знаний и умений из области определенных лингвистических дисциплин, таких как лингвистика, речь (умение правильно применять различные риторические приемы для понимания и речи, способность выполнять общепризнанные меры, такие как коррекция и т.д.). Эти способности также связаны с речевыми способностями.
Многие исследователи к коммуникативные умения относят необходимые умения для каждого индивида, используемые для выражения своих мыслей и понимания мыслей собеседника, например, умение не отклоняться от темы высказывания, умение отделять основные идеи высказывания, умение устанавливать тему и основные идеи построенного высказывания, подтверждающие их мысли
Термин "коммуникативные умения" используется в возрастной педагогике, возрастной психологии, общей педагогике, воспитательной работе по-разному, и в каждой из этих наук этот термин определяется по-своему. Для целей данного исследования наибольший интерес представляет установление этих определений в психологии и педагогике [9, с.86].
Особый аспект коммуникативной ориентации можно найти у К.Д. Ушинского, Н.М. Соколова, В.И. Чернышева. Считается, что одной из важных целей образования является подготовка студентов к практической деятельности, поскольку эти знания необходимы для практического применения. Они указали на необходимость развития у школьников различных навыков и, по сути, определили концепцию одного из ключевых коммуникативных умений (не называя этот термин) – способности просто, очевидно, изысканно заявлять на своем родном языке.
Однако можно применить и другие критерии, а следовательно, и классификацию. Например, А.В. Мудрик выделяет следующие элементы коммуникативных умений: понимание партнеров, объективное принятие людей (распознавание их душевного состояния, характера); ориентирование в ситуациях общения (понимание принципов, выявление контактов); оказание помощи в различных видах работы (постановка целей, планирование результатов, анализ достигнутого) [37, с.118].
По словам Р.С. Немова, «в данном случае необходимо обращать внимание на то, о чем сообщают учащиеся, на поведение людей, раскрывать их мысли и чувства, на акты общения между школьником и другими людьми, на проблемы, возникающие при контакте с другими людьми» [11, с.98].
Автор выделяет поведенческий (внешний) и психологический (внутренний) компоненты общения. Поведенческий компонент состоит из вербальных (речевое произнесение) и экспрессивных форм поведения (тон голоса, мимика, темп речи, мимическая экспрессия, скорость речи, жесты).
Психологический компонент — это мысли, чувства, надежды и установки, а также сопутствующие им коммуникативные действия. Психологически развитый для общения человек — это человек, который точно изучил, что, когда и с той или иной целью можно и нужно заявлять и совершать, чтобы реализовать отличные эмоции и оказать необходимый эффект на других участников общения [7, с.76].
Для достижения эффективного контакта с окружающими А.А. Бодалев отмечал необходимость наличия у личности определенной психологической культуры, основные положения которой сводятся к 3 элементам [2, с. 76]:
1) умение ориентироваться в других людях и правильно оценивать их психологию;
2) эмоционально правильно реагировать на поведение и ситуации;
3) в зависимости от отношений с собеседником выбирать такие методы лечения, которые соответствуют индивидуальным особенностям.
В работах ученых в области образовательной практики есть свидетельства того, что все без исключения упомянутые элементы имеют тесную взаимосвязь. Характер расшифровки человеком индивидуальной сущности другого человека, как правило, зависит от особенностей эмоциональных реакций, которые они у него вызывают, и способа поведения, который он выбирает по отношению к этим людям.
В свою очередь, позиция о том, что индивид смог спровоцировать других на себя, не только накладывает отпечаток на дело, но и интерпретирует его внутренний образ другими людьми и то, какие действия они выбирают при разговоре с ним.
Изучение научной литературы показало, что создатели делают акцент на различных классификациях коммуникативных умений. Определенные коммуникативные умения имеют все возможности, что характерно для определенного возраста, они создаются и совершенствуются в процессе общения и его различных видах и формах.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алпатова А. И., Арапова П. И. Формирование коммуникативных умений младших школьников во внеурочной деятельности //E-Scio. – 2021. – №. 5 (56). – С. 399-406.
2. Венгер А., Цукерман Г. Психологическое обследование младших школьников. – Litres, 2022., с.179
3. Воробьева, О. Я. Коммуникативные технологии в школе / О.Я. Воробьева. - М.: Учитель, 2019. - 144 c.
4. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. – М. : Изд-во Московского университета, 2020. – 104 с.
5. Зимняя И.А., Мазаева И.А., Лаптева М.Д., Коммуникативная компетентность, речевая деятельность, вербальное общение, Москва 2020.- с. 400
6. Каган М. С. К12 Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 2018. — 319 с.
7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. 2-е изд. М.: Академия, 2019. 287 с.
8. Максимова А. А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх //Начальная школа плюс До и После. – 2021. – №. 1. – С. 3-7.
9. А.П. Назаретян Е.П. Шеболкина. Личность в межкультурной коммуникации. Москва 2019
10. Рубинштейн, Сергей Леонидович. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – 4-е изд. – Москва; Санкт-Петербург; Нижний Новгород [и др.]: Питер, 2019, с.345.
11. Сомова Л.А. Коммуникативные основы моделирования уроков литературы: – М., 2010.
12. Сулейманова А. И. Работа в малых группах как средство формирования и развития коммуникативных умений младших школьников на русском при изучении учебного предмета «окружающий мир» //Вызовы XXI века. – 2021. – С. 255-258.
13. Шагиморданова Р. И. Развитие коммуникативных навыков у младших школьников в процессе групповой работы во внеурочной деятельности //Психолого-педагогическое сопровождение ребенка в современном информационно-образовательном пространстве. – 2021. – С. 181-184.
14. Шарков, Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: Учебник для бакалавров / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и К, 2016. - 488 c.
15. Шелудкова К. А., Кукуев Е. А. Коммуникативные умения младших школьников //вопросы педагогики Учредители: Научно-информационный издательский центр" Институт стратегических исследований". – 2022. – С. 312-319.