Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время в системе воспитания и обучения наблюдается увеличение числа детей, имеющих отклонения в речевом развитии, об этом свидетельствуют многочисленные исследования, проводимые в последние годы: ученые (А. Г. Арушанова, Е. А. Екжанова, Н. П. Локалова, Л. Г. Парамонова, Т. В. Скребец и др.) отмечают стойкую тенденцию к усложнению структуры речевых нарушений и качественное изменение логопедического контингента.
Нарушения фонематических процессов, в свою очередь, негативно влияют на формирование звукопроизношения. Для таких детей характерны ошибки в артикуляции и произношении: дети с нарушениями фонетического восприятия могут иметь трудности с артикуляцией и произношением определенных звуков. Они могут заменять одни звуки другими, пропускать звуки или искажать их, могут испытывать трудности в распознавании и различении отдельных звуков речи, что может затруднять их способность правильно произносить слова и понимать речь других.
Отставание в развитии фонематического восприятия создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения навыков по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические умения звукового состава слова.
На сегодняшний день актуальностью данной темы является проблема исследования и коррекция дислексии, которая востребованная в логопедической работе. Взяв во внимание механизмы проявления дислексии, авторы исследований в этой сфере выдвигают самые разнообразные методики работы по коррекции. Также, у каждого вида нарушения есть соответствующие определенные коррекционные работы - это может быть, как психофизиологическая работа, так и психолингвистическая. Тем не менее, методы функционирования не меняются - это понятия о звуке, а также связь букв и звуков. Очень важно психологическая составляющая письменного развития - это стремление и желание овладеть техникой письма.
Логопедические методы коррекции дислексии описаны в соответствующих руководствах (Левина Р. Е., 1968; Садовникова И. Н., 1983; Лалаева Р. И., 1983 и др.). Данную проблему изучали и внесли существенный вклад О. В. Правдина, Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова, Е. Ф. Архипова. Огромный вклад в изучение внесла Е. Н. Винарская, её работы в этой области носят классический характер. Е.Ф. Архипова отметила, что у детей с дислексией наблюдаются грубые нарушения интонационной выразительности речи, темп речи ускорен, ритм речи нарушен.
Акустические нарушения отмечаются как при расстройстве устной речи (дислалии), так и при задержке речевого развития. Таким образом, прослеживается связь между развитием устной и письменной речи, которые рассматриваются как тесно связанные стороны единого процесса речевого развития.
Актуальность темы заключается в том, что, несмотря на её освещение и разработанность в специальной литературе и научных трудах, преодоление недостатков произношения у детей младшего школьного возраста с дислексией уровня требует определенной системы и особых методов коррекционной работы, в связи с чем, требует дальнейшего изучения, как теоретического, так и практического.
Цель исследования – раскрыть особенности логопедической работы по диагностике и коррекции фонематической дислексии младших школьников.
Объект исследования – дагностика и коррекция фонематической дислексии младших школьников.
Предмет исследования - особенности логопедической работы по диагностике и коррекции фонематической дислексии младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у обучающихся младшего школьного возраста имеются трудности в развитии фонетико-фонематических процессов речи, что является признаков фонематической дислексии. Логопедическая работа по коррекции фонематической дислексии необходимо использовать различные задания, направленные на развитие умения определять количество, последовательность и место слов в предложении, а также на развитие слогового анализа и синтеза.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности проявления фонематической дислексии у обучающихся младшего школьного возраста;
2. Провести анализ методик диагностики фонематической дислексии у обучающихся младшего школьного возраста;
3. Провести диагностики предрасположенности к фонематической дислексии у обучающихся 1 класса;
4. Разработать и апробировать логопедические занятия по коррекции фонематической дислексии у обучающихся младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- теоретический анализ и систематизация специальной литературы по проблеме исследования;
- эмпирические – педагогический эксперимент, диагностика, качественная и количественная оценка результатов, педагогическое проектирование.
База исследования:
Теоретико-методологическая основа исследования:
- теоретические положения о закономерностях речевого развития в онтогенезе и дизонтогенезе (А. Н. Гвоздев, О. Е. Грибова, М. М. Кольцова, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Д. Б. Эльконин и др.);
- научные труды, посвященные изучению процесса формирования фонематических процессов у младших школьников с дислексией (А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Д. Б. Эльконин и др.);
- научные труды, посвященные изучению процесса диагностики и коррекции фонематической дислексии у детей (Е. Ф. Архипова, Г. А. Волкова, Т. Б. Филичева, Л. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и др.).
Практическая значимость результатов данного исследования определяется тем, что представленные в работе коррекционных упражнений могут быть полезны педагогам и логопедам при работе с детьми с дислексией.
Структура работы: работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы логопедической работы по диагностики и коррекции фонематической дислексии у обучающихся младшего школьного возраста
1.1 Особенности развития фонематических процессов в онтогенезе
При рождении человек не может произнести все звуки, их развитие происходит после созревания нервно-мышечной системы. Однако даже если ребенок рождается с готовыми органами, для образования звуков речи потребуется много времени.
В процессе формирования речевой функции важна поддержка слухового, кинестетического, зрительного анализаторов, а также системы реагирования, позволяющей организму вовремя передавать информацию от внешних
объектов и рецепторов в центральную нервную систему [3]. Поэтому в первые месяцы после рождения у новорожденного интенсивно развиваются: слух, зрение, моторно-кинестетический анализатор.
Фонематическая сторона речи, по мнению Л. П. Зерновой, И. А. Зиминой, Г. Р. Шашкиной, – это произношение звуков как результат единой организованной работы всего речедвигательного аппарата. А под фонематической стороной речи рассматривали способность различать и дифференцировать звуки речи. Фонематическая сторона речи зависит от работы речеслухового анализатора [6].
К фонематическим процессам относятся:
1. Фонематический слух.
2. Фонематическое восприятие [4].
Фонематическое восприятие – это способность воспринимать слова за счёт восприятия звуков, определять, сколько в слове звуков и слогов, какой согласный звук стоит в конце слова, а какой впереди, какая гласная в середине и т. д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия / Е. Ф. Архипова – Москва, 2012 – 331 с.
2. Архипова Е.Ф. Коррекция стертой дизартрии. М.Просвещение 2008- 254с.
3. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к изучению трудностей письма и чтения // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института, 2006. – С. 14-23.
4. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия/ Л.И. Белякова, Н.Н.Волоскова. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2014.-287 с.
5. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. М. Просвещение 1987-165 с.
6. Винарская Е.Н. Дизартрия М. АСТ астрель 2006-141с.
7. Волкова Л.С. Логопедия: Учеб. пособие для студ. пед. институтов по спец. «Дефектология» / Л.С.Волкова.- М., 2013.
8. Волкова Л.С. Нарушение голоса и произносительной стороны речи II часть Ринолалия. Дизартрия/ Л.С.Волкова.- М., 2014.
9. Волкова Л.С. Логопедия / Под ред. Л.С.Волковой. – М.; Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2014.
10. Жаркова Е. А. Теоретико - методологическое обоснование проблемы дислексии у детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью // Журнал «Вестник Череповецкого государственного университета». – 2018. - № 1 (42). – С. 113-116.
11. Иншакова А. Г. Динамика овладения технической и смысловой сторонами чтения школьниками с дислексией // Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». – 2008. - № 82-2. – С. 65.
12. Киселева Н. Ю. Когнитивно - коммуникативные нарушения в структуре дислексии учащихся общеобразовательных школ. // Журнал « Вестник Московского государственного университета». – М., 2018. - № 4. – С. 86-93.
13. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебнометодическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997. – С. 286.
14. Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: Питер, 2018.
15. Левашов О. В. Нарушения зрительного восприятия при дислексии. Теории и гипотезы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М.: Московского социально-гуманитарного института, 2004. – С.146-156.
16. Левина Р.Е. Нарушения слоговой структуры // Специальная школа – 2019. вып.4.-С. 45-58
17. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. СПб.: Изд-во «Союз», 2015. 192 с. (http://pedlib.ru/Books/3/0050/3_0050-1.shtml)
18. Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.Н. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – СПб.: Образование, 2011.
19. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2012.
20. Нагапетян Р. С. Дислексии у детей младшего школьного // Преподаватель XXI век. - 2019. - № 1. - С. 153-157.
21. Русецкая М. Н. Стратегия преодоления дислексии учащихся с нарушениями речи в системе общего образования: автореферат дис. …док. пед. наук. – М., 2020. – С. 45.
22. Спирова Л. Ф. Соотношение между недостатками произношения, чтения и письма // Вопросы логопедии (Недостатки речи, чтения и письма у учащихся младших классов) / под ред. Р. Е. Левиной.– М.: АПН, 1959. – С. 75-134.
23. Спирова Л. Ф. Недостатки чтения у детей и пути их преодоления. - М.: Просвещение, 1965. – С. 67-84.
24. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника / Филичёва Т.Б., Соболева А.В. - Екатеринбург, 2019. – с.25.
25. Чиркина Г. В. Теория и практика устранения дислексии // Науч.- метод. журнал «Дефектология». – М., 2007. - № 1. – С. 57-58.
26. Ястребова А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. – С. 159.