Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. Компьютерные информационные технологии стремительно развиваются. Можно говорить, что сегодня – это основной признак развития современного общества. Человек имеет много возможностей работать и проводить свой досуг благодаря информационно-коммуникационным технологиям. Также стремительно растёт количество всевозможных интернет игр. Пользоваться интернет играми могут дети, начиная с дошкольного возраста.
Очевидно, что сегодня сложно представить досуг современного подростка без компьютера, сети, телефона и др. Можно говорить о том, что это особая социокультурная среда, в которой так, или иначе каждый школьник проводит своё свободное время.
В.А. Плешаков писал, что люди сегодня реализуют свою жизнедеятельность в двух реальностях, одна из которых всем привычна, а вторая является новой информационной реальностью киберпространства.
Число интернет пользователей непрерывно растёт. Можно говорить о повсеместной компьютеризации, легкой доступностью и удобством всех инноваций, начиная от учёбы, работы, организации быта и заканчивая проведением досуга с помощью компьютерных игр.
Есть в этом свои преимущества, поскольку есть возможность экономить большое количество времени. В то же время, важно не забывать о негативной стороне этого процесса при использовании современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В играх представлена захватывающая воображение киберсреда. Это породило новые виды аддиктивных способов реализации личности играющего, его компьютерную зависимость. Это повлекло за собой большое количество проблем зависимого поведения субъекта. Человек не имеет контроля за своими игровыми увлечениями. Явления такого рода носят название кибераддикция. Она проявляется в неистребимом желании субъекта непрерывно играть в компьютерные игры. Кибераддикциия негативно влияет на здоровье молодёжи, поскольку именно подростки и молодёжь более всего зависят от этого явления.
Многие подростки в настоящее время находятся в группе риска. Эти процессы затягивают их альтернативной реальностью. Анонимность и вседозволенность уводит подростков от насущных проблем с учёбой, трудоустройством и др.
Сегодня Интернет и сети дают возможность всем пользователям найти занятия по душе, при условии, что человек имеет представление о том, как этим грамотно пользоваться. Тем не менее, специалисты сегодня всё чаще бьют тревогу, поскольку большое количество людей попадает в зависимость от Интернет.
Эти угрозы реальные, поскольку оказывают влияние как на физическое, так и на психическое здоровье субъекта. Это действительно реальная угроза для молодых людей, поскольку они не могут регулировать свои желания и свои потребности.
Социальные сети могут все важные для человека дела, такие как семья, учёба, друзья, отодвинуть на второй план. Сети играют доминирующую роль в процессе социализации личности, что оказывает негативное влияние на ценностные ориентации подростков.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость педагогической профилактики зависимости подростков от интернет-игр.
Объект исследования: процесс возникновения зависимости подростков от интернет-игр.
Предмет исследования: средства педагогической профилактики зависимости подростков от интернет-игр.
Задачи:
1. Провести анализ понятия зависимость подростков от интернет-игр.
2. Изучить средства и способы педагогической профилактики зависимости подростков от интернет-игр.
3. Описать организационно-педагогические условия педагогической профилактики зависимости подростков от интернет-игр.
4. Предложить методические рекомендации по профилактике зависимости подростков от интернет-игр.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, синтез, классификация, наблюдение, беседа
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы педагогической профилактики зависимости подростков от интернет-игр
1.1. Анализ понятия зависимость подростков от интернет-игр
Наибольшее число контактов в мире осуществляется сегодня через Интернет. Люди имеют возможность общаться друг с другом, играть, находясь при этом, друг от друга на огромных расстояниях. Социальные сети и Интернет-игры стали при этом своеобразным пространством и развлечением, которое формирует поведение людей и их стереотипы.
Современные подростки находятся сегодня в группе риска. Это происходит благодаря особой ситуации развития, которая в качестве альтернативной реальности затягивает детей в виртуальный мир компьютерных игр. Погружаться в виртуальный мир подросток может всё глубже.
Современная образовательная и воспитательная среда немыслима без компьютерных технологий. Каждый педагог, согласно требованиям ФГОС на любой образовательной ступени является проектировщиком и организатором образовательного процесса. Он выступает организатором, способным помочь сортировать потоки информации, быть в ней помощником каждому ученику в освоении навыков работы с информационными технологиями.
Традиционные словесные методы обучения, в частности, рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, консультация, трансформируются в аудио-, видео-, графические фрагменты, гипертекст, гипермедиа, медиалекции, форумы, чаты, видеоконференции. Современная учебная деятельность учеников сегодня невозможна без использования современных систем средств обучения, электронных и цифровых образовательных ресурсов [20].
Применение информационных технологий в образовательном процессе исследовали О.В Бородина, А.В. Липатов, М.И. Шутикова и др. Практика показывает, что средства мультимедиа и Интернет - технологии имеют преимущества перед традиционными средствами обучения, но в настоящее время недостаточно разработаны методики использования всех этих технологий для различных образовательных областей.
Во многом развитие образовательных организаций обусловлено процессами информатизации и цифровизации общества. Особенно в последние годы это приобретает глобальный характер. Сегодня можно говорить о том, что фундаментализацией образования является информатизация и цифровизация всех сфер образовательной среды.
Цифровизация образовательной среды – это обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования, современных информационно-коммуникативных технологий, которые ориентированы на реализацию триединой образовательной цели, обучение, воспитание и развитие подрастающего поколения.
Применение цифровых технологий стало актуальным практически сразу, как только в повседневную жизнь начали внедряться современные технологии связи, интернет и повсеместное использование компьютеров.
К основным предпосылкам организации перехода к цифровой среде можно отнести следующее:
-развитие инфраструктуры доступа к Интернет;
- развитие ИТ- отрасли;
-развитие национальной системы электронного управления.
При этом, основными критериями эффективности образовательного процесса могут выступать его качество и обучение учеников в условиях более полного применения информационно-коммуникационных технологий и ЭОР.
В условиях формирования цифрового образования всё большее применение находят интегрированные информационные системы. Они представляют собой идеологию планирования и управления процессом с помощью автоматизации и оптимизации информационных систем на основе единой базы данных [14].
Основными принципами внедрения интегрированных информационных систем в образовательной организации служат следующие:
- создание единой базы данных для всех задач и уровней управления;
- программное и информационное обеспечение;
-внедрение единого электронного документооборота на всех уровнях;
-применение сетевых и информационно-коммуникационных технологий в качестве средства использования информационных ресурсов.
ИКТ представляют собой интегрированное понятие. Здесь имеется в виду описание различных способов, методов, алгоритмов и устройств обработки информации. Это есть основа развития ЦОР.
Очевидно, что внедрение элементов ЦОР лишь поспособствует повышению эффективности управления образовательным процессом в каждой организации. Для каждой образовательной организации на первый план сегодня выходят задачи развития информационно-образовательной среды и расширения возможностей региональных и международных коммуникаций для обмена знаниями между субъектами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акчурин, Ы.А. Виртуальные миры и человеческое познание [Текст]/ Ы.А. Акчурин // Концепция виртуальных миров и научное познание —
СПб., 2000. — С.9-29.
2. Алексеева, М., Лебедева А. Интернет: рождение новой реальности //
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyvlad.ru/wp/ (дата обращения: 22.03.2024).
3. Бабенко, В.С. Виртуальная реальность [Текст]/ В.С Бабенко // Толковый словарь терминов - СПб.: Магадан, 2012. - 86 с.
4. Балымов, И.Л. Представления студентов о человеке в Интернете и
общении с ним [Текст]/ И.Л. Балымов // Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. No
15 (39): Аспирантские тетради: Научный журнал. - СПб., 2007. - С. 245
- 248.
5. Бирюкова, Е.А. Интернет-коммуникация как средство межкультурного общения: жанровые и языковые особенности [Текст]/ Е.А. Бирюкова // Язык. Словесность. Культура. -2014. -No 6. - С. 75-98.
6. Богдан, М.С. Психологические особенности общения зависимых от социальных сетей [Текст] / М.С. Богдан. - Психология и социология: проблемы практического применения. Материалы международной научно-
практической конференции (г.. Киев, 14-15 марта 2014). - Херсон:
Издательский дом «Гельветика», 2014. - 116 с.
7. Винник, В. Д. Социальные сети как феномен организации общества:
сущность и подходы к использованию и мониторинга [Текст]/ В. Д. Винник // Философия науки. - 2012. - No4 (55). - С. 110-126.
8. Губанов, Д.А. «Социальные сети: модели информационного влияния,
управления и противоборства [Текст]/ Д.А. Губанов, Д. А. Новиков, А.
Чхартишвили / под ред. Д.А. Новикова. - М.: Издательство физико-
математической литературы, 2010. - 228 с.
9. Заморский, В.В. Роль социальных сетей в ценностной трансформации
молодежи [Текст]/ В.В. Заморский // Ист., Философ., Полит. и юрид. науки, культурология и Искусствоведение. Вопр. теории и практики. - 2013. -
No 5/2. - С. 60-63.
10. Какорина, Е.В. Язык интернет-коммуникации [Текст]/ Е.В. Какорина // Язык массовой и межличностное коммуникации. - М.: Медиа-мир, 2007. -
С. 393-378.
11. Каптюрова, В.В. Синкретизм монолога, диалога и полилога в Интернет - коммуникации [Текст]/ В. В. Каптюрова // Языковые и концептуальные картины мира. — К.: 2013. — Вып. 43(2). — С. 129-137. — Режим
доступа: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Mikks_2013_43(2)__22.pdf (дата обращения: 22.03.2024).
12. Карпова, Т.Б. Категориальные свойства дискурса рунета [Текст]/ Т.Б.Карпова // Вестник Перм. ун-та. Сер. Российская и зарубежная филология. - Пермь, 2010. - Вып. 3 (9). - С. 68-73.
13. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе (англ.) русск. [Текст]/ М. Кастельс // Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328 с.
14. Назарчук, А.В. Сетевое общество и его философское осмысление [Текст]/ А.В. Назарчук // Вопросы философии. — No 7. — М., 2008. — с. 61-75.
15. Овчинникова, И. Г. Коммуникация и идентификация в социальных
сетях: факторы, типажи, национально-культурная специфика (на
материале социальной сети Твиттер) [Текст]/ И.Г. Овчинникова // Вестник
Пермского университета. Серия: Политология. - 2013. - No 2. - С. 143-
156.
16. Палий, С.В. Социальные сети как средство коммуникации электронного обучения [Текст]/ С. В. Палий // Управление развитием сложных систем. — 2013. — Вып. 13. — С. 152-156.
17. Садыгов, Т. С. Социально-психологические функции социальных сетей [Текст]/ / Т.С. Садыгов // Вектор науки ТГУ. - 2012. - No3 (10). - С. 192-194.
18. Сазанов, В.Н. Социальные сети как новая общественная сфера.
Системный анализ и прогноз [Текст] / В.Н. Сазанов - М.: Лаборатория СВМ,
2010. - 180 с.
19. Сидоров, А.И. Социальные сети и их влияние на молодежь [Текст] / А.И. Сидоров, Мухарлямов А.Ю. // Соврем. наукоемкие технологии. - 2013.
- No 7/2. - С. 219.
20. Тарасенко, В. В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» [Текст]/ В. В. Тарасенко // Общественные науки и современность. - 2000. - No5. - С.20.
21. Чумакова, В. А. Психологические особенности интернет-коммуникаций в социальных сетях [Текст]/ В. А. Чумакова // Молодой ученый. - 2013. - No3. - С. 451 - 453.
22. Шадских, Ю. Г. Эволюция смыслового значения понятия «виртуальная реальность [Текст]/ Ю.Г. Шадских // Вестн. Нац. ун-та» Львов. Политехника. Философ. науки. - 2012. - No 723. - С. 73-78.
23. Шайкина, Е.А. Социальные сети в жизни современной студенческой
молодежи [Текст]/ Е.А. Шайкина // Духовность личности: методология, теория и практика. - 2011. 3 (44). - С. 184-189.
24. Шапиро, А.А. Массовая коммуникация в on-line измерении: изменение парадигмы [Электронный ресурс] / А. А. Шапиро // Вестник Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого, 2013. — No 2. — С. 57-65. — Режим доступа: http://nbuv.gov.ua/j-pdf/Vnyua_2013_2_9.pdf. (дата обращения: 22.03.2024).
25. Яцишин, А.В. Применение виртуальных социальных сетей для нужд
общего среднего образования [Текст] / А.В. Яцишин // Информационные
технологии в образовании. - 2014 - No 19. - С. 119-12.