Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач начального обучения. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры - необходимое условие успешного усвоения учебного материала.
В современном обучении математике особое внимание уделяется не только обеспечению учеников математическими знаниями, но также развитию их познавательных способностей через математический материал. Уроки математики предоставляют большие возможности для развития в этом плане, и развивающие программы математического образования акцентируют внимание на решении этой задачи.
Математика пронизывает все сферы современного мышления, науки и техники, что подчеркивает её важное место в общечеловеческой культуре. Поэтому знакомство учащихся с математикой как носителем общечеловеческих ценностей значительно способствует формированию личности ученика начальных классов.
Проблемой изучения логического мышления младших школьников занимались отечественные психологи Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.А. Люблинская, А.Г. Маклаков, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров, педагоги П.Я.Гальперин, Л.В. Занков, В.В.Давыдов и др.
Нами было сформулировано противоречие: несмотря на наличие различных программ по развитию логического мышления учеников младших классов на уроках математики, они не всегда полностью применяются на практике. Учителя начальной школы часто используют упражнения, не требующие мышления, а основанные на подражании. Это приводит к недостаточному развитию глубины, критичности и гибкости мышления у учеников.
Проблема исследования: каким образом можно создать упражнения и задания, которые будут эффективно способствовать развитию логического мышления школьников?
Объектом исследования являются особенности развития логического мышления младших школьников.
Предмет исследования: развитие логического мышления младших школьников на уроках математики.
Гипотеза исследования: если провести опытно – экспериментальную работу по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики, то уровень развития логического мышления станет выше.
Цель курсовой работы заключается в изучении особенностей развития логического мышления младших школьников на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «логическое мышление».
2. Провести анализ проблемы развития логического мышления младших школьников в педагогической теории и практике.
3. Определить условия развития логического мышления на уроках математики в начальной школе.
4. Выявить уровень развития логического мышления у младших школьников.
5. Организовать опытно – экспериментальную работу по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики.
6. Провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики.
Для достижения поставленных целей нами были использованы методы:
- теоретический анализ источников литературы
-анализ и обобщение опыта работы ведущих специалистов;
- анализ, сравнение, обобщение, наблюдение, эксперимент;
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, ,списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Теоретическое изучение развития логического мышления младших школьников в процессе обучения математике
1.1 Сущность понятия «логическое мышление»
Мышление, как феномен, отличительный для человека, относится к процессам познания психики, которые являются первичным отражением и осознанием воздействий окружающей действительности. Чтобы разъяснить понятие "логическое мышление", можно разделить его на две составляющие - мышление и логику - и дать для каждой из них определение [17, с. 3].
Мышление - это процесс абстрактного и посредственного отражения реальности в ее важнейших связях и взаимосвязях. Это активность познания, в которой субъект использует различные виды обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления заключается в выполнении различных когнитивных операций с образами внутреннего мира. Эти операции позволяют создавать и модифицировать изменяющуюся модель мира [14, с. 1].
Логика, происходящая от греческого слова "Логикή", что означает "способность к рассуждению" и связанное с греческим словом "Лόγοс" - "рассуждение", "мысль", "разум", представляет собой раздел философии. Она является нормативной наукой, изучающей формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности, которые формализуются с помощью логического языка. Логика также определяется как наука о формах и законах правильного мышления, полученного разумом. Поскольку мышление выражается в языке через рассуждения, которые включают в себя доказательства и опровержения, логика иногда трактуется как наука о способах рассуждения или наука о методах доказательств и опровержений. Логика, как наука, изучает методы достижения истины в процессе познания через вывод, не основываясь на чувственном опыте, а на знаниях, полученных ранее. Поэтому ее можно также определить как науку о способах получения выводного знания [20, с. 1].
Одна из ключевых целей логики заключается в том, чтобы выяснить, как логически усмотреть вывод из данных предпосылок (правильное рассуждение) и получить действительное знание о предмете размышлений. Таким образом, мы можем глубже понять тонкости изучаемого предмета мысли и его связи с другими аспектами рассматриваемого явления.
Логическое мышление - это разновидность мышления, которая использует понятия и логические конструкции. Оно основано на языковых средствах и представляет собой последний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В рамках логического мышления формируются и используются различные типы обобщений.
Основные формы логического мышления - понятие, суждение, умозаключение. Понятие представляет собой мысль о общих и важных характеристиках объектов и явлений реальности, выраженную в слове. Отличие понятий от представлений заключается в том, что последние просто показывают образы, в то время как понятия имеют более глубокое содержание. Понятия формируются в ходе исторического развития человечества, что придает им общий характер. Это означает, что несмотря на различия в обозначении одного и того же понятия на разных языках, суть остается неизменной.
Понятия усваиваются в ходе индивидуального жизненного пути человека по мере его обогащения знаниями. Способность к мышлению всегда связана с умением манипулировать понятиями и знаниями.
Суждение представляет собой форму мышления, в которой выражается утверждение или отрицание связей и отношений между объектами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими, частными или отдельными.
Умозаключение - это способ мышления, при котором из представленных суждений выводится новое суждение, завершающее процесс рассуждения.
Существуют два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция). Индуктивное умозаключение происходит от частных случаев или суждений к общему [16, с. 2].
Основной целью логики всегда было изучение того, как из одних утверждений можно выводить другие. При этом предполагается, что вывод зависит только от способа связи входящих в него утверждений и их структуры, а не от конкретного содержания. Анализируя "что из чего следует", логика выявляет наиболее общие или, как говорят, формальные условия правильного мышления. Сфера конкретных интересов логики существенно менялась на протяжении её истории.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Арюткина С.В. Формирование обобщенных приемов математической деятельности школьников в условиях профильного обучения: монография). Арзамас: АГПИ, 2020. - 255 с.
2. Асмолов, Александр Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека / Александр Асмолов. - М.: Академия, Смысл, 2019. - 528 c.
3. Арюткина С.В. Критерии, показатели и уровни формирования обобщенных приемов математической деятельности школьников в условиях профилизации обучения. // Электронный источник// Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-pokazateli-i-urovni-formirovaniyaobobschennyh-priemov-matematicheskoy-deyatelnosti-shkolnikov-v-usloviyah-profilizatsii (дата обращения:20.03.2024)
4. Баранов П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности . М.: МНИИПУ,2022.- 288 c.
5. Бакшеева Э.П., Рябоконь А.А. Использование математических задач в процессе формирования у детей младшего школьного возраста универсальных логических действий. Сб. научных материалов XXXI Международной научной конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. Новосибирск: СибАК, 2023. – 67 с.
6. Бутиярова Т.В. «Развитие логического мышления на уроках математики в начальной школе» // Электронный источник// Режим доступа: URL: https:// videouroki. net/ razrabotki/ razvitiie-loghichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki-v-nachal-noi-shkoli.html (дата обращения:19.03.2024)
7.Вялкова А.В. Особенности развития логического мышления у детей младшего школьного возраста // Электронный источник// Режим доступа: URL: https://infourok.ru/osobennosti-razvitiya-logicheskogo-mishleniya-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-890547.html (дата обращения:17.03.2024)
8. Головченко, Л.В. Развитие логического мышления учащихся начальных классов на уроках русского языка и во внеурочное время [Электронный ресурс] / Л.В. Головченко. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/obobshchenie-opyta-po-teme-razvitie-logicheskogo-myshleniya-uchashch? page=100. - (дата обращения: 15.03.2024)
9. Маленов, А А; Маленова А Ю Психологический Практикум "Мышление И Речь". Диагностика Интеллекта: Учебно-Методическое Пособие / Ю Маленов А А; Маленова А. - Москва: Наука, 2019. - 402 c.
10. Немов, Р. С. Общая психология. Том 3. Психология личности / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2020. - 752 c.
11. Плахова Е. С.. Развитие логического мышления младших школьников на уроках математикиhttp://aneks.spb.ru/nachalnaia-shkola-matematika/razvitie-logicheskogo-myshleniia-mladshikh-shkolnikov-na-urokakh-matematiki.html (дата обращения: 20.03.2024)
12. Реан, А.А. Общая психология и психология личности / А.А. Реан. - М.: АСТ, 2021. - 418 c.
13. Самыгин С.И. Психологи и педагогика: Учебное пособие. М.:КноРус, 2022. - 480с.
14. Столяренко, Л. Д. Психология личности / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - М.: Феникс, 2019. - 574 c.
15. Тимерханова Г.К. Развитие логического мышления школьников на уроках математики // Электронный источник// Режим доступа: URL:http://www.openclass.ru/node/275255 (дата обращения:22.03.2024)
16. Узорова, О. Большая книга развития мышления, логики и внимания . М.: АСТ, 2023. - 740c.
17. Хоменко, И. В. Логика. Теория и практика аргументации. Учебник и практикум / И.В. Хоменко. - М.: Юрайт, 2021. - 328 c.
18. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под редакцией О. В. Хухлаевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 367 с.
19. Что такое логическое мышление //Электронный источник// Режим доступа: URL:https://4brain.ru/logika/ (дата обращения:21.03.2024)
20. Шапочникова Н.А. Формирование логического мышления младших школьников // Электронный источник// Режим доступа: URL:http://kladraz.ru/blogs/natalja-aleksandrovna-shapochnikova/formirovanie-logicheskogo-myshlenija-mladshih-shkolnikov.html (дата обращения: 22.03.2024)