Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования сингапурских технологий на уроках окружающего мира в начальной школе 5
1.1. Анализ понятия сингапурские технологии 5
1.2. Особенности использования сингапурских технологий на уроках окружающего мира в начальной школе 11
Глава 2. Методические аспекты использования сингапурских технологий на уроках окружающего мира в начальной школе 17
2.1. Организационно-педагогические условия использования сингапурских технологий на уроках окружающего мира в начальной школе 17
2.2. Методические рекомендации по использованию сингапурских 21
технологий на уроках окружающего мира в начальной школе 21
Заключение 26
Список использованных источников 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В задачи современного начального образования и младшей школы входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог начальных классов должен формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности.
В современной образовательной среде сегодня принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из наиболее значимостей компетенцией ученика является его познавательная активность в учебно-воспитательном процессе.
Особое место при формировании всесторонне развитой личности
младшего школьника и его успешности в будущем занимают коммуникативные универсальные учебные действия (УУД). Современное общество испытывает потребность в людях, способных
выстраивать эффективное взаимодействие с другими людьми, способных
занять активную позицию в организации своей и совместной деятельности,
продуктивно содействовать разрешению проблем на основе учета
интересов и позиций всех участников взаимодействия.
Для развития коммуникативных УУД наиболее продуктивным и перспективным является сингапурская методика обучения на уроках в
начальной школе. Сингапурская методика обучения основана на
технологии коллективной и групповой деятельности, в том числе, на уроках окружающего мира. Сингапурская методика позволяет наиболее успешно формировать коммуникативные УУД у каждого ребёнка, что позволяет говорить об успешном применении личностно ориентированного и деятельностного обучения в начальной школе.
Цель работы: изучить и обосновать целесообразность использования сингапурских технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира в начальной школе.
Предмет исследования: сингапурские технологии на уроках окружающего мира в начальной школе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия сингапурские технологии.
2. Рассмотреть особенности использования сингапурских технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.
3. Описать организационно-педагогические условия использования сингапурских технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.
4. Предложить методические рекомендации по использованию сингапурских технологий на уроках окружающего мира в начальной школе.
Методы исследования: теоретические и практические. Анализ научной психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы использования сингапурских технологий на уроках окружающего мира в начальной школе
1.1. Анализ понятия сингапурские технологии
В современной образовательной среде рассматриваются самые разнообразные педагогические технологии, методики, приёмы, которые позволяют формировать у школьников не только предметные знания, умения и навыки, но и метапредметный образовательный результат в виде универсальных учебных действий (УУД), согласно требованиям ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования.
Проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников является сегодня достаточно актуальной. Педагоги-новаторы ведут активный поиск средств развития коммуникативных умений младших школьников. Для этих целей в общеобразовательной школе используют коллективные и групповые способы обучения. Этим способам большое внимание уделяли исследователи И.П. Волков, И.П. Иванов, В.К. Дьяченко и др. [18].
По мнению педагогов практиков, сингапурская методика обучения может являться средством развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира в начальной школе. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования предусмотрено повышение качества образовательного процесса.
При определённых условиях, прежде всего, с помощью групповых и коллективных методов обучения и формирования у школьников предметных и метапредметных результатов можно обеспечить повышенное эмоциональное положительное отношение учащихся к учебной деятельности.
Применение групповых и коллективных форм работы в учебно – воспитательном процессе, способствует усвоению научных знаний и пониманию их связи с жизнью. Очевидно, что это стимулирует познавательные интересы всех учеников, не зависимо от их возраста.
В современной образовательной среде часто говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности. Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении способов развития способностей и активности младших школьников. ФГОС НОО и основные образовательные программы начальной школы также ориентированы на развитие познавательного интереса младших школьников и формирования у них коммуникативных УУД.
Познавательный интерес и активность детей формируются в процессе субъект - субъектных отношений учителя и учеников. Это происходит в ходе реализации целостного учебно-воспитательного процесса и на каждом уроке. Но прежде чем учителю выйти на творческий уровень взаимодействия с учениками, ему необходимо сформировать у детей необходимый запас соответствующих знаний, умений и навыков по своему предмету [4].
И если на уроках усвоения нового знания - дети эти знания получают в готовом виде, то в системно – деятельностном подходе, который регламентирует ФГОС НОО, они должны демонстрировать, насколько успешно эти знания и навыки можно применять на практике.
Наличие познавательных способностей позволяет младшему школьнику не только успешно взаимодействовать с другими людьми, но и эффективно обучаться и адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Познавательный интерес и активность при работе в ученических группах позволяют формировать им личностно значимые качества, которые позволят детям в дальнейшем успешно реализовывать свои задатки и способности.
Педагоги стремятся найти наиболее эффективные технологии и способы обучения, которые будут развивать коммуникативные УУД у младших школьников. Для этих целей они знакомятся с опытом учителей других государств. Практика показала, что один из лучших результатов в данной области демонстрируют сингапурские педагогические технологии.
Сингапур – это страна, образовательная система которой имеет прочные и традиционные национальные основы. Вместе с тем, все эти результаты направлены на международный рынок труда и на подготовку специалистов высокого квалификационного уровня. Система образования в этой стране оценивается экспертами как одна из лучших в мире. Школьники Сингапура демонстрируют лучшие в мире результаты в сравнительных международных тестах в знаниях по математике и по естественным наукам в модели TIMSS.
По данным исследования PIRLS, уровень функциональной грамотности населения Сингапура один из наивысших в мире [5]. Сингапурская модель предусматривает обучения детей потоками в начальной и средней школе. Это позволяет детям продвигаться по образовательной лестнице в соответствии со своими способностями.
Основной целью введения потоков при обучении в школе была необходимость предоставления каждому ребенку возможности завершить обучение в средней школе и получить базовые знания для дальнейшего профессионального обучения и трудоустройства. Для этого ученики должны владеть средствами коммуникации и иными личностными качествами, которые в российской школе сегодня называют универсальными учебными действиями.
Средняя наполняемость класса в сингапурской школе составляет 40 человек. В процессе преподавания учитель взаимодействует скорее с восемью группами по пять-шесть человек. В каждой группе идет процесс общения, обучения и формирования личности ребенка. Таким образом устроена сингапурская модель обучения, которая в своей основе использует групповые и коллективные методики обучения. Их можно называть командными формами работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия
в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя [Текст] / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
2. Беркалиев, Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки
прогресса школы [Текст] / СПб.: КАРО, 2017. – 144 с.
3. Вакуленко, Е.А. Организация учебного диалога на уроках
литературного чтения [Текст] / Е.А. Вакуленко // Начальная школа. – 2019. – No5. –С. 44-46.
4. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Воспросы психологии – 2004. – No3. – С. 14-15.
5. Голубева, Л.В. Анализ урока: типология, методики, диагностика [Текст] / Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. - Волгоград: Учитель, 2012. – 121 с.
6. Доблаев, Л.Г. Смысловая структура учебного текста и проблемы
его понимания [Текст] / Л.Г. Доблаев. – М.: Педагогика, 2010. – 176 с.
7. Дубень, Е.А. Педагогические условия создания образовательной среды с целью нравственного воспитания учащихся на примере преподавания английского языка / Е.А. Дубень, И.Г. Копытич, Е. В. Шило. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 680-683. - URL: https://moluch.ru/archive/52/6972/ (дата обращения: 23.03.2024).
8. Ефросинина, Л.А. Урок - важнейшее условие формирования
универсальных учебных действий [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. –2016. – No2. – С. 49–57.
9. Жойкин, С.А. Теоретическое обоснование опыта проектирования
деятельности учителя и учащихся для формирования социально активной
личности [Текст] / С.А. Жойкин // Педагогика. - 2011. - No1. Эксперимент и
инновации в школе 2011/1. – С. 15-21.
10. Занков, Л.В. Система начального образования. Литературное чтение [Текст] / Начальная школа. - 2002. - №5. - С. 10-11.
11. Калинкина, Л.А. Система творческих заданий на уроках
литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия
художественного произведения [Текст] / Л.А. Калинкина // Начальная школа. – 2013. - No 10. – С 46-51.
12. Копотева, Г.Л. Проектируем урок, формирующий универсальные
учебные действия [Текст] / Г.Л. Копотева, И.М. Логвинова. - Волгоград: Учитель,2013. – 99 с.
13. Короткова, Н.В. Моделирование на уроках литературного чтения [Текст] /Н.В. Короткова // Начальная школа. – 2014. – No11. – С. 76-80.
14. Круговых, Н.В. Через уроки - к воспитанию и развитию [Текст] / Начальная школа. - 2010. - №6. - С. 44-46.
15. Ковылева, Ю.Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю.Э. Ковылева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). — Т. 0. — Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/102/5301/ (дата обращения: 23.03.2024).
16. Литературное чтение: программа: 1-4 классы [Текст] / Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 224 с.
17. Леонтьев, А.А. Чтение как понимание [Текст] / Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих. -соц. ин-т. - М., 2001. - №8. - С. 62-65.
18. Логинова, О.Б. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2
класс [Текст] / О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева; под ред. О.Б. Логиновой – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2017 – 80 с.
19. Мерзляков, И.Б. Урок чтения в 3 классе [Текст] / Начальная школа плюс До и После. - 2012. - №6. - С. 57.
20. Михеева, Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования [Текст] / Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
21. Орлов, Ю.И. О месте отдельного слова в художественном анализе текста [Текст] / Начальная школа. - 2021. - №2. - С. 50-52.
22. Рамзаева, Т.Г. Методика преподавания русского языка в начальных
классах: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. Педагогика и
методика начального образования [Текст] / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий,
О.В. Сосновская. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2011. – 462 с.
23. Строгонова, Л.В. Литературный аспект курса [Текст] / Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 45-49.
24. Фисенко, О.И. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» / О.И. Фисенко // [Электронный ресурс] - Режим доступа. – http://narod.yandex.ru (дата обращения: 23.03.2024).
25. Штурбина, Н.А. Поиск путей повышения эффективности уроков чтения и творческое развитие учащихся [Текст] / Начальная школа. - 2022. - №11. - С. 67-69.