Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социологический анализ проблемы гендерных стереотипов в современном российском обществе имеет как академическое, так и социальное значение.
Его академическая значимость заключается в необходимости изучения факторов социального неравенства, одним из которых являются социальные стереотипы. Другой актуальной для современной науки проблемой является анализ природы власти, ее ресурсов и способов ее легитимации и делегитимации. Наконец, такие вопросы, как природа и функции гендерных стереотипов, роль экономических, политических и социокультурных дискурсов в поддержании и изменении гендерных стереотипов, а также влияние этих дискурсов на гендерный порядок в современном российском обществе, недостаточно изучены социологией.
С социальной точки зрения актуальность данной проблематики связана с необходимостью изучения ресурсов власти, которые не предполагают открытого насилия, но являются эффективным методом социального контроля и, в частности, активно используемым инструментом в политической борьбе. Элементами такой власти являются социальные стереотипы.
Гендерные стереотипы были выбраны в качестве предмета исследования, прежде всего, потому, что достижение гендерного равенства в обществе невозможно без изучения факторов, определяющих статус женщин и мужчин. Очевидно, что к ним относятся не только экономические и правовые, но и социокультурные факторы (представления, ценности и стереотипы). Во-вторых, гендерные стереотипы являются фактором организации социальных отношений не только между мужчинами и женщинами, но и с другими социальными группами и сообществами. Влияние этих стереотипов на социальное неравенство определяет возможность использования стереотипов для манипулирования. В-третьих, гендерные стереотипы постоянно самовоспроизводятся через участие в социальных отношениях.
Это связано с тем, что политический дискурс играет особую роль в воспроизводстве гендерных стереотипов, формировании мужских и женских государственных моделей и поддержании социального (в том числе гендерного) порядка. Анализируя роль гендерных стереотипов в социально-политической сфере, можно распространить основные выводы данного исследования на другие сферы жизни общества.
Научную литературу, связанную с данной проблематикой, можно в большей или меньшей степени разделить на несколько категорий. Во-первых, исследования по теории социальных стереотипов (в том числе гендерных). Во-вторых, исследования по теории гендера и нежности, а также по теории власти, которые помогают авторам определиться с методологией исследования. Третья группа исследований посвящена тендерному аспекту политического процесса.
Первая группа исследований посвящена проблеме социальных стереотипов в целом и гендерных стереотипов в частности. Историю изучения социальных стереотипов принято начинать с работы американского журналиста У. Липпманна (1922). Затем последовали активные исследования природы, функций и закономерностей процесса формирования стереотипов, в частности, в работах Г. Олпорта, М. Шерриффса и Рапман, У., Г. Тэджфел, Дж. Тернер, С. Макрей, П. Оукс, Д. Шнайдер, М. Хьюстон, Р. Гарднер, П. Хинтон1. Основными направлениями исследований стереотипов являются механизмы восприятия и интерпретации информации как фактора стереотипизации, межгрупповые отношения, зависимость и ее роль в дискриминации. Зависимость и ее роль в дискриминации. Первыми учеными, изучавшими стереотипы в отечественной науке, были В.А. Ядов, И.С. Кон, В.П. Сихилев, В.С. Агеев. В дальнейшем Р.Р. Базиков, Р.Ф. Баязитов, О.Н.
Цель – провести социологический анализ гендерных стереотипов в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
1. провести критический анализ основных теорий и подходов к изучению стереотипов;
2. определить причины трансформации гендерных стереотипов в конструирование отношений;
3. изучить особенности и содержание гендерных стереотипов;
4. провести анализ влияния статусных характеристик мужчин и женщин как объектов стереотипов на их содержание.
Объектом исследования являются гендерные стереотипы, т.е. распространенные в обществе представления о качествах и ролях мужчин и женщин.
Предметом исследования являются гендерные стереотипы в социально-политической сфере современной России.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что в современном информационном обществе необходимо преодолеть гендерную дискриминацию, которая приводит к возникновению и распространению конфликтов.
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию гендерных стереотипов, формирующихся в современном обществе
1.1. Гендерные стереотипы как объект исследований в современную эпоху
В начале XXI века перед международным сообществом стоит задача достижения фактического гендерного равенства во всех сферах общественной жизни и деятельности. Многие страны проводят всесторонний анализ роли женщин в обществе и осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение прав женщин и реализацию их возможностей. Международное сообщество рассматривает равное участие женщин и мужчин в политической и экономической жизни как необходимое условие социально-экономического развития и решения актуальных политических, социокультурных, расовых, этнических, социальных и социально-психологических проблем. Вопросы, связанные со спецификой человеческого пола, психологическими и социальными различиями между мужчинами и женщинами, являются одними из наиболее обсуждаемых проблем в современном обществе. Эти вопросы являются движущей силой новых тенденций в научных исследованиях и находятся в центре внимания многих гуманитарных дисциплин.
Гендерные исследования помогают понять природу человеческой личности, женственности и мужественности. Эти исследования сосредоточены на социальных, культурных, языковых и других факторах, определяющих поведение мужчин и женщин в соответствии с их биологическими (пол) и социокультурными (гендер) представлениями. В естественных науках гендерный подход к исследованиям появился в 1970-х годах. Гендерный подход предполагает анализ властных отношений, основанных на культурных и символических определениях гендера [1, с. 4]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алферов А.М. Гендерные стереотипы в романах М.Ю. Лермонтова. Княгиня Лиговская и Герой нашего времени// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. № 107. С. 133-139.
2. Вилкова О. Ю. Констуруктивни та деструктивни функциї гендерних стереотипив: автореф. дис. а здобуття наук. ступеня канд. соц. наук: 22.00.04 / О. Ю. Вилкова. К., Київський национальний университет им. Тараса Шевченка, 2005. 18 с.
3. Гендерный поход в дошкольной педагогике: монография [в двух частях] / под. ред. к.пед.н. Л. В. Штылевой. — Мурманск: Теория, 2001. — 120 с.
4. Зелова В.Н. Гендерные стереотипы в средствах массовой информации // Ученые заметки ТОГУ. 2017. № 2. С. 173-178.
5. Калашникова А.Е. Гендерные стереотипы в Советском кинематографе // Психология, социология и педагогика. 2016. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2016/01/6244 (дата обращения: 24.04.2023).
6. Кузнецова В.В. София как образ вечной женственности в философии В.С. Соловьева // Известия Саратовского университета. 2013. № 2. С. 38-42.
7. Клецина И. С. Гендерная социализация: учебное пособие / И. С. Клецина. — Спб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. — 210 с.
8. Коваленко, Ю. П. Гендерные стереотипы как объект социологического исследования / Ю. П. Коваленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 4 (84). — С. 691-694. — URL: https://moluch.ru/archive/84/15686/ (дата обращения: 24.03.2024).
9. Кошенова М. И. Влияние гендерных стереотипов на качество межличностного общения / М. И. Кошенова // Практикум по гендерной психологии / Под ред. И. С. Клёциной. СПб, 2003. С.185–195.
10. Логвинова Д. В. Вплив гендерних установок на розвиток и становлення особистости / Д. В. Логвинова // Висник ХДПУ им. Г. С. Сковороди. Психология. — Харкив: ХДПУ, 2002. — Вип.9. — С. 154–159.
11. Маренков А. В. Социология стереотипов / А. В. Маренков. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. — 2001. — 230 с.
12. Михалевич Д. Гендерные стереотипы в телерекламе // Аўдыявизуальныя СМИ: вопыт, сучаснасць, прагнозы. 2015. С. 131-134.
13. Полюшкевич О.А. Роль эмпатии и социального капитала в процессах консолидации: гендерные аспекты / О.А. Полюшкевич // Культура и взрыв: социальные смыслы в трансформирующемся обществе материалы V Всероссийской научной Интернет-конференции. Под общей редакцией О. А. Кармадонова, О. А. Полюшкевич. 2013. С. 210-223.
14. Полюшкевич О.А. Символизация социальных представлений об общественных трансформациях: феноменология гендерных отличий / О.А. Полюшкевич // Аналитика культурологии. 2010. № 1 (16). С. 82-88.
15. Полюшкевич О.А. Гендерная дифференциация представлений о социальной солидарности в современном российском городе / О.А. Полюшкевич // Женщина в российском обществе. 2010. № 3 (56). С. 15-23.
16. Тищенко Ю. Г. Гендерные стереотипы современной студенческой молодежи: социологический анализ: дис. канд. соц. наук: 22.00.04 / Ю. Г. Тищенко. Ставрополь, Южно-Российский государственный политехнический университет (Новочеркасский политехнический институт) им. М. И. Платова. 2014. 187 с.
17. Шевченко Н. П. Гендерни стереотипи та способи їх подолання (на материали литературно-художних видань для дошкильнят) Електронний ресурс / Н. П. Шевченко. Режим доступу: http://journlib.univ.kiev.ua/index.php?act=article&article=2174