Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Люди издавна пытались понять, как мы воспринимаем окружающий мир. Одним из самых интересных способов обучения является изучение иллюзий. Причины их появления изучают многие исследователи, не только психологи, но и художники, с древнейших времен. Вспомним притчу о царе Соломоне и царице Савской.
Царь Соломон, желая увидеть ноги царицы (которые она всегда почему-то скрывала), сделал в одной из комнат своего дворца, сразу за порогом, стеклянный пол, в который лили воду и пускали рыб плавать. Королева, войдя, инстинктивно отодвинулась от поверхности воды, приподняв платье, чтобы не намочить его.
И все видели, что ноги прекраснейшей царицы Савской были не такими совершенными, как у других. Иллюзии – это искаженное и неадекватное отражение свойств воспринимаемого объекта. В переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, иллюзия».
Это говорит о том, что иллюзии издавна трактовались как некая дисфункция зрительной системы. В восприятии каждая часть вообще зависит от среды, в которой она дана. Многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования указывают на влияние цвета на видимый размер предмета: белые и вообще светлые предметы кажутся крупнее, чем равные им черные или темные предметы (например, в светлом платье человек кажется крупнее, полнее, чем в темном платье, относительная интенсивность освещения влияет на видимое расстояние до объекта.
Что можно сказать об иллюзиях, кроме того, что они существуют. Распространенные мнения сильно различаются: от отсутствия иллюзий до того, что весь мир является полной иллюзией. Есть ли шанс понять, где на самом деле обстоит дело и как это можно учесть на практике?
Для этого достаточно понять механизмы восприятия и способы достижения воспринимаемого.
В мире нет иллюзий, они существуют в нашем восприятии мира. Если назвать иллюзией то, что в восприятии не соответствует тому, что воспринимается частично или полностью, что делает ожидания в этой части неоправданными, а реакции неадекватными, то можно сказать, что иллюзии сопровождают любое без исключения восприятие.
Все просто потому, что наши чувства не приспособлены реагировать на все существующие проявления реальности, а ограничены лишь тем, что эволюция этих механизмов оптимизировала для целей выживания вида.
Таким образом, зрительные рецепторы максимально чувствительны только к трем цветам, а промежуточные рецепторы воспринимаются двумя соседними по цветовосприятию рецепторами, т. е. все это иллюзия, по которой невозможно судить о длине волны видимого цвета — их восприятие неадекватно.
Более того, лишь крошечная часть нашей зрительной сетчатки способна воспринимать идеально сфокусированное изображение. Наш глаз совершает различные сканирующие движения, чтобы последовательно и точно прочитать важные элементы изображения (это помимо быстрого и постоянного дрожания поля зрения).
А вот целостный образ в голове (он «действительно держится», представленный самоподдерживающейся деятельностью участков нервной сети, отвечающих за все наблюдаемые элементы образа), нам кажется вполне ясным (как только внимание хочет увидеть дополнительные детали, глаз тут же восполнит новые недостающие детали). Этот образ — иллюзия: чисто субъективное представление того, что объективно наблюдается, и этот образ очень индивидуален для каждого человека.
Но мозг, постоянно стоящий перед задачей максимально точной передачи свойств внешнего, компенсирует после каждого столкновения с отклонением все, что мешает точной передаче этих свойств: переворот изображения линзой.
Но многие из этих искажений никогда не сталкиваются с противоречием при столкновении с реальностью и остаются некомпенсированными.
Адекватность восприятия (лат. adaequatus — равный, равный) — особенность процесса восприятия, основанная на неизменности основных свойств субъективного образа. Воспринимаемые признаки предмета или процесса в целом соответствуют описанию этого предмета или процесса, данному другими людьми, и не противоречат данным, полученным по другим сенсорным каналам.
Напротив, неадекватный образ отражения, как это имеет место, например, в перцептивных иллюзиях, несовместим с другими формами перцептивного и познавательного опыта личности, с одной стороны, и не соответствует не субъективным образам, порождаемым в данной ситуации другими людьми, с другой стороны.
Зрительные иллюзии вызываются главным образом действием механизмов, обеспечивающих постоянство видимых размеров и форм предметов. Большинство зрительных иллюзий имеют параллели в осязании.
Объект исследования- иллюзия и активность
Предмет исследования- иллюзии восприятия и активность личности
Цель исследования- раскрыть иллюзии восприятия и активность личности
Задачи исследования:
- раскрыть иллюзию восприятия личности
- рассмотреть виды иллюзий восприятия личности
- изучить особенности восприятия иллюзий
- раскрыть понятие и сущность активности личности
- изучить взгляд на источник активности личности в различных психологических школах
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ
1.1. Иллюзия восприятия личности
Восприятие предметов может быть ошибочным. Явление ошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзией. Иллюзии наблюдаются при всех видах восприятия (иллюзии зрительного, слухового, пространственного восприятия и др.).
Характер иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как установка, направление, эмоциональное отношение и т. д., но и физическими факторами и явлениями: освещением, положением в пространстве и т. д.
Мы различаем физические и физиологические иллюзии у психически здоровых лиц и психические (патологические) иллюзии при психопатологических расстройствах.
К первой группе относятся явления, связанные с ложным проявлением физических свойств предмета или действия (восприятие палки, опущенной в воду) или обусловленные физиологическими особенностями нормально функционирующих анализаторов (проба Деллофа: ощущение большей тяжести 3 килограммового металлического шарика по сравнению с пластиковым шариком того же веса). Истинные иллюзии делятся на аффективные, вербальные и парейдолические; по анализаторам – зрительному, слуховому, обонятельному и т. д.
Аффективные иллюзии возникают при патологических изменениях в эмоциональной сфере, под влиянием сильного страха, чрезмерного нервного напряжения и реже при маниакальных состояниях. Платье, висещее в углу, воспринимается как угрожающая фигура, неврологический молоток принимается за пистолет и т. д.
Молодые необследованные солдаты могут испытывать «иллюзию передовых постов», когда в темноте различные звуки и предметы воспринимаются как шаги чужих, силуэты внешних предметов — как ползающий враг, тогда человек принимает меры самообороны. .
Вербальные иллюзии состоят из искаженного восприятия различных видов звуковых раздражителей. Нейтральная речь воспринимается как угрозы, враждебные высказывания, упреки, а истинное содержание чужих разговоров не доходит до сознания больного. Когда включено телевидение или радио, у вас может сложиться впечатление, что все программы на вербальном уровне направлены на пациента. Подобные иллюзии, возникающие в состоянии тревоги и подозрительности, можно считать вербальным вариантом аффективных иллюзий.
Парейдолические иллюзии – это зрительные иллюзии фантастического содержания. Содержание характеризуется цветом и образностью: вместо узоров ковров — узоры обоев, паркетных полов, необычные фигуры, сказочные персонажи, пейзажи и т. д. видны в контурах облаков, в вершинах деревьев.
Бред возникает преимущественно при острых экзогенных психических расстройствах, например, в состоянии опьянения некоторыми наркотическими веществами (опиум, гашиш) и при лихорадочных состояниях.
Описано и наблюдалось множество различных иллюзий практически у всех здоровых людей. Иллюзия непараллельности возникает, когда параллельные прямые пересекают другие прямые.
Разновидностью иллюзии является также передача свойств целой фигуры отдельным ее частям. Сегмент линии, являющийся частью большой фигуры, выглядит длиннее, чем равная линия, являющаяся частью маленькой фигуры.
Искажение восприятия в виде зрительных иллюзий может возникать, например, при получении противоречивых сигналов от самих объектов или когда человек неправильно интерпретирует монокулярные сигналы, полученные от объектов.
В первом случае речь в основном идет о неоднозначных образах, которые на первый взгляд кажутся «нормальными», но быстро становятся непонятными, когда мы осознаем, что они могут вызвать два противоречивых восприятия и что нет никаких указаний на глубину, которая могла бы сделать можно определить, что является фоном, а что — фигурой.
Во втором случае мы встречаем признаки перспективы, глубины, формы или размера, которые, вступая в противоречие друг с другом, порождают зрительные иллюзии. Одно из наиболее правдоподобных объяснений ряда иллюзий основано на склонности людей воспринимать предметы, находящиеся дальше, как более крупные с учетом эффекта перспективы. Это заставляет наш мозг ошибочно преувеличивать размер того из двух равных объектов, который находится дальше.
Еще одна иллюзия возникает при восприятии лица на фотографии или рисунке: глаза всегда будут смотреть прямо на нас, независимо от того, под каким углом мы на них смотрим. Однако эта иллюзия создается только в том случае, если изображенный человек смотрел прямо в объектив или прямо в глаза художнику, когда тот писал портрет (действительно, ничего подобного не происходит, если позер смотрит слегка в сторону).
Эта иллюзия до сих пор до конца не объяснена, видимо, она связана с тем, что изображение глаз дано только в двух измерениях. На самом деле, когда человек воспринимает скульптурные изображения, такой иллюзии не возникает. [10]
Таким образом, для иллюзии характерно наличие сенсорных сообщений, плохо расшифровываемых одним человеком, а иногда и несколькими людьми. Следует отметить, что в военной иллюзии ложным является не непосредственное впечатление, а суждение о нем. Здесь были приведены примеры зрительных иллюзий, есть и другие. «Мы находим у Аристотеля один из древнейших примеров иллюзий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К. А. Субъект — символ российского самосознания // М., 2019. С. 10-28.
2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М., 2021. С. 19-45.
3. Абульханова-Славская К. А. Активность и жизненная позиция личности. М., 2018.
4. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни. М., 2021.
5. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом оществе. М., 2020. С. 114-129.
6. Абульханова-Славская К. А. Проблема активности личности. Методология и стратегии исследования // Активность и жизненная позиция личности. М., 2018.
7. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 2021.
8. Абульханова-Славская К. А., Енакаева Р. Р. Российский менталитет или игра без правил? (Российско-французские кросскультурные исследования и диалоги) // Российский менталитет. М., 2021. С. 4—28.
9. Айзенк Г. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. Н. Новгород. 2019. 170 с.
10. Аксенов М. Опыт метагеометрической философии. М., 2022. 100 с.
11. Александров Ю. И. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем // Псих. журн., 2021. Т. 16. № 1. С. 26.
12. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новосибирск, 2023.
13. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 2021. 557 с.
14. Анциферова Л. И. Методологические проблемы психологии развития. Принцип развития в психологии. М., 2018.
15. Арутюнова Н. Д. Время: модели и метафоры // Логический анализ языка. Язык и время. М., 2017. С. 51—61.
16. Арушанов М. Л., Коротаев С. М. От реляционного времени к субстанциональному. Ташкент, 2020.
17. Асеев В. Г. Значимость и временная стратегия поведения // Псих. журн. 2021. № 6. С. 28-37.
18. Аскин Я. Ф. Проблема времени. М., 2021.
19. Барашенков В. С., Гальперин Я. Г., Ляблин М. В. Психофизические феномены // Физическая мысль России. 2019. № 3-4. С. 101-123.
20. Бендлер Р., Гриндер Д. Формирование транса. М., 2021. С. 249-250.
21. Берберова Н. Рассказы в изгнании. М., 2023.
22. Бергсон А. Воспоминания настоящего. Собр. соч. В 5 томах. Пг., 2021. Т. 4. С. 79-120.
23. Березина Т. Н. Интрапсихический пространственно-временной образный континуум как субъективная реальность // Психология личности. Новые исследования. М., 2023. С. 192-209.
24. Березина Т. Н. По ту сторону. Процесс индивидуации в поэзии Бориса Гребенщикова // Архетип. 2021. № 3-4.
25. Березина Т. Н. Юнгианская типология личности и трансспектива времени // Сознание личности в кризисном обществе. М., 2020. С. 160-172.