Фрагмент для ознакомления
2
Чувства и эмоции - это сложные психические явления. Однако чувства играют особую роль в жизни человека. Они ничего не создают, в отличие от мысли или воображения, но без них невозможно гарантировать функционирование жизни. Под влиянием одних чувств он становится решительнее, жизнерадостнее, добрее и мягче, других-острее и нетерпимее, и бывает так, что проблема управления чувствами и эмоциями и их формирования в соответствии с моральными нормами нашего общества имеет большое социальное значение и личное.
Дети очень рано начинают ощущать доброту и справедливость взрослых, своих сверстников и очень чувствительны к различным проявлениям недоброжелательности по отношению к ним.
Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Они также могут проявляться по отношению к ребенку по отношению к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, чувства неполноценности, уверенности или отчаяния и т.д.). По отношению к другим людям (симпатия или неприязнь, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувства дружбы, любви, товарищества, стыд или чувство вины и т.д.). По отношению к коллективу (чувство коллективизма, солидарности).
У старшего дошкольника уже формируются зачатки сложных чувств, таких как, например, чувство справедливости, любовь к своей Родине, дружба и расположение к детям других национальностей. В дальнейшем это перерастает в более сложное чувство патриотизма, гражданственности. Одним из важнейших условий успешного развития толерантности у ребенка является создание взрослыми радостной атмосферы вокруг него. Ребенок получает первые представления об отношениях людей, наблюдая за реальными отношениями окружающих его взрослых. Его поведение, а также отношение к нему самому, к его действиям становятся для ребенка программой поведения. Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Работа педагога по формированию у детей гуманного отношения к людям, ко всему живому должна быть целенаправленной и систематической. При этом нужно помнить о доступности сообщаемой ребенку информации.
Особого внимания в формировании «приобретенной толерантности» заслуживает дошкольного возраста детей, который Выготский Л. С. характеризует как возраст осознания, понимания и объяснения своих собственных переживаний и эмоциональных состояний другими людьми.
В формировании толерантности у дошкольников необходимо опираться на игровые методы воспитания, так как игра является основным видом деятельности дошкольников.
В игре наиболее интенсивно формируются все психологические качества и особенности личности ребенка. Игровая активность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов, от самых элементарных до самых сложных. Играя игровую роль, ребенок подчиняет все свои сиюминутные и импульсивные действия этой задаче.
В игровых условиях дети лучше сосредотачиваются и запоминают больше, чем на прямом задании взрослого. Осознанная цель-сосредоточиться, что-то запомнить, сдержать импульсивное движение раньше и ребенку легче в игре.
Цель исследования – изучение формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие «толерантности» в психолого-педагогической литературе.
2. Охарактеризовать детей старшего дошкольного возраста.
3. Выявить специфику формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Описать методы и приемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
5. Определить формирование толерантности у дошкольников путем игровых методов.
Методы исследования: теоретические – анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятия «толерантности» в психолого-педагогической литературе
Центральным понятием исследования является "толерантность". Значительные трудности возникают, когда речь заходит о предоставлении единого научного определения толерантности, поскольку этот термин используется в различных научных областях, например, в этике, психологии, политике, теологии, философии и медицине.
В общепринятом использовании научных областей знаний термин "толерантность "заменен синонимом "терпимость". Этимологические корни этих понятий рассматриваются ниже. Таким образом, мы видим, что "современный словарь иностранных слов" содержит следующее определение толерантности:
"Tolerantia (лат.) терпимость, терпение, стойкость, выносливость, снисходительность к чему-либо, способность переносить неблагоприятные последствия".
Толкование толерантности в "Толковом словаре живого русского языка" В. Даля выглядит следующим образом:
"Толерантность состоит в том, чтобы быть терпеливым, терпеть, терпеть, терпеть, терпеть, нуждаться, страдать, мириться, мириться, мириться, мириться, надеяться, надеяться на лучшее, надеяться, быть кротким, смиряться, снисходить, признавать, облегчать, угождать, осуждать, выработать привычку; не спешить, не спешить, не гнать, изливать" [3, С. 5].
С. И. Ожегов уточняет: "Толерантность-это терпимое отношение к чему-либо.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакулина С. Д. Толерантность: от истории понятия к современным социокультурным смыслам [Текст] / с. Д. Бакулина, Учебное пособие 4-е изд.стер. – М.: ФЛИНТА 2017 – 112с.
2. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – АСТ, 2010 г. - 678с
3. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования [Текст] / Л.С. Выготский, Педагогика. 2002. - №7.
4. Глебова С. В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. [Текст] / С.В. Глебова, - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111с.
5. Глебкин В.В. Толерантность и проблема понимания: толерантное сознание как атрибут HOMO IN-TELLIGENTS [Текст] // В.В. Глебкин На пути к толерантному сознанию / Под ред. Асмолова Л.Г. - М., 2000. - С. 43.
6. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / И. С. Гринченко - М.: УЦ Перспектива, 2008. - 96с
7. Гукаленко О. В. Поликультурное образование: теория и практика: монография [Текст] / О. В. Гукаленко, Ростов н/Д: РГПУ, 2004. 512 с.
8. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей [Текст] / В.Н. Гуров - М.: Педагогическое общество России, 2005. -
9. Гуманитарные проблемы современной цивилизации: VI Международные Лихачевские чтения, 26-27 мая 2006 г.: сб. научных трудов [Текст] / Российская Академия Наук, Российская Академия Образования, Конгресс Петербургской Интеллигенции, СПбГУП; сост. и отв. редактор: Г.М. Бирженюк. - СПб.: СПбГУП, 2006. - 384с.
10. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование [Текст] / Г.Д. Дмитриев - М.: Народное образование, 1999. - 208с.
11. Дударев М.И., Демьянюк И.Ю., Полторак Д.И. Уроки истории в школе. Воспитание этнонациональной толерантности: методическое пособие [Текст] / М.И. Дудаев, М.: Вентана-Граф, 2007. - 192с.
12. Емельянов Б. В. От института толерантности к уральскому межрегиональному институту общественных наук [Текст] / Б.В. Емельянов, Известия Уральского государственного университета. - Екатеринбург, 2003. -№ 25. - С. 43-50.
13. Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков [Текст] / И.Н. Ерошенков - М.: Владос, 2004. - 221с.
14. Ешич М.Б. Перед историческим выбором: к вопросу о толерантном этносознании и преодолении злой этноисторической памяти [Текст] / М.Б. Емельянов - М.: Мир психологии, 2001. - № 12. - С. 140-145.
15. Жеребина О.П. Урок толерантности по теме «Что делает МЕНЯ частью НАС?» [Текст] / О.П. Жеребина, Ю. В. Краснокутска, Н.В. Лебедева и др. Практика административной работы в школе. - М., 2004. - №7. - С. 175.
16. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы [Текст] / отв. Ред. А.И. Антонов. - М., 2000, - 198с.
17. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика [Текст] / А.С. Запесоцкий - М.: Наука, 2002. - 456с.
18. Золотухин В.М. Две концепции толерантности [Текст] / В.М. Золотухин Кузбас. гос. техн. ун-т. - Кемерово, 2011., 739с.
19. История педагогики в России: Хрестоматия: для студ. Гуманитарных фак. Высш. Учеб. заведений [Текст] / Сост. С.Ф. Егоров. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 400 с.
20. Милютина Н.Р. Основы толерантности [Текст] / Митюлина Н.Р. – М.: 2010. – 302с.
21. Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М. Социо - игровые подходы к педагогике [Текст] / Красноярский краевой институт усовершенствования учителей. – Красноярск, 1990. -116с.