Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речевые нарушения, обусловленные укороченной подъязычной уздечкой, могут приводить к значительным трудностям в общении, социальной адаптации и обучении, что подчеркивает значимость данного исследования для специалистов, работающих в данной области.
Актуальность. Речь является одной из важнейших способностей человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические функции. Общение создает необходимые условия для коммуникации и для развития различных форм деятельности. Формирование у детей правильной речи дает возможность общения и подготавливает к обучению в школе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выражать свои желания, мысли, задавать вопросы, обсуждать игру. И, наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношение ребенка с людьми. К старшему дошкольному возрасту, а иногда и раньше, дети с нарушением речи начинают осознавать свои дефекты и могут стать молчаливыми, раздражительными и стеснительными. Нарушения звукопроизношения негативно влияют на весь ход психического развития ребенка, что находит свое отражение и в деятельности, и в поведении, и в межличностных отношениях со сверстниками и взрослыми. Возникающие дефекты приводят ребенка к стеснительности, низкой самооценке, закрытости, агрессивному поведению. Зачастую нарушения речи могут сочетаться с педагогической запущенностью. Поэтому большое значение имеет ранняя диагностика различных отклонений развития речи. Значительная тенденция к увеличению детей с таким нарушением, а также необходимость совершенствования работы с детьми с речевыми нарушениями, повышения эффективности процесса их социальной адаптации позволяет считать исследование актуальным для теории и практики современной логопедии. Одним из важных аспектов, требующих детального анализа, является влияние анатомических особенностей, в частности, укороченной подъязычной уздечки, на формирование речевых навыков у детей. Данная проблема приобретает особую актуальность в контексте интегративного подхода к логопедии, где фокусируется внимание на взаимосвязи структурных особенностей ротовой полости и речевого развития.
Все выше изложенное подтверждает, что тема курсовой работы «Особенности коррекции недостатков звукопроизношения детей с укороченной подъязычной уздечкой» является актуальной.
Объект исследования - особенности развития звукопроизношения у детей с укороченной подъязычной уздечкой.
Предмет исследования - содержание и приемы логопедической работы по выявлению и коррекции недостатков звукопроизношения у детей с укороченной подъязычной уздечкой.
Цель курсовой работы - теоретически обосновать и на основе анализа экспериментальных данных разработать методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на коррекцию недостатков звукопроизношения у детей с укороченной подъязычной уздечкой.
Задачи курсовой работы:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Изучить теоретические аспекты коррекции недостатков звукопроизношения у детей с укороченной подъязычной уздечкой.
3. Провести экспериментальное исследование коррекции недостатков звукопроизношения у детей с укороченной подъязычной уздечкой.
4. Разработать методические рекомендации по организации логопедической работы, направленной на коррекцию звукопроизношения у детей с укороченной подъязычной уздечкой.
Глава 1. Теоретические аспекты коррекции недостатков звукопроизношения у детей с укороченной подъязычной уздечкой
1.1. Анатомо-физиологические особенности строения подъязычной уздечки и ее влияние на развитие звукопроизношения у детей
Подъязычная уздечка, являясь слизистой складкой, соединяет нижнюю поверхность языка с дном ротовой полости. Эта структура играет ключевую роль в обеспечении подвижности языка, что, в свою очередь, важно для процессов глотания, жевания и артикуляции речи. Вариабельность анатомического строения подъязычной уздечки обусловливает широкий спектр её морфологических характеристик, включая длину, толщину, форму и точку прикрепления как к языку, так и к дну полости рта.
Из исследований, проведенных в разные годы, известно, что нормальное анатомическое строение подъязычной уздечки допускает достаточную подвижность языка для выполнения всех его функций. Однако в некоторых случаях наблюдается аномальное развитие этой структуры, известное как анкилоглоссия или "короткая уздечка", которое может ограничивать подвижность языка и влиять на речевое развитие ребенка.
Физиологическое значение подъязычной уздечки обусловлено её влиянием на функции языка. Анатомически уздечка располагается в такой манере, что обеспечивает баланс между необходимой свободой движений языка и его удержанием в определенном положении в ротовой полости. Это особенно важно при выполнении таких деликатных функций, как артикуляция речевых звуков, где требуется высокая точность и гибкость движений.
С точки зрения физиологии, нормально развитая подъязычная уздечка способствует оптимальной работе языка при сосании, что особенно важно для новорожденных и младенцев. С возрастом её роль становится критической в процессе формирования правильного прикуса, профилактике развития деформаций зубочелюстной системы, а также в обеспечении четкости и ясности речи.
Вариации в строении подъязычной уздечки, такие как чрезмерно короткая уздечка, могут вести к затруднениям в произношении определенных звуков, что влияет на ясность речи и может вызвать речевые нарушения. Важно отметить, что анкилоглоссия может быть корректирована хирургическим путем, после чего обычно требуется курс логопедических занятий для коррекции уже сформировавшихся речевых привычек.
Исследования в области логопедии и стоматологии подчеркивают важность ранней диагностики и при необходимости коррекции аномалий подъязычной уздечки. Это позволяет предотвратить возможные речевые нарушения и обеспечить нормальное речевое и физическое развитие ребенка. Специалисты акцентируют внимание на мультидисциплинарном подходе к диагностике и лечению данной патологии, включая оценку не только логопедами и стоматологами, но и педиатрами, ортодонтами и хирургами.
В исследованиях последних лет особое внимание уделяется не только коррекции собственно уздечки, но и комплексному воздействию на весь орофациальный комплекс. Разработаны различные методики оценки функционального воздействия уздечки на артикуляционную гибкость, включая специализированные индексы и тесты, такие как индекс Hazelbaker для оценки анкилоглоссии у новорожденных, который учитывает как анатомические, так и функциональные аспекты [1].
Научные исследования демонстрируют, что своевременное обнаружение и коррекция аномалий подъязычной уздечки существенно улучшают качество жизни детей, способствуя более успешному освоению речевых навыков и предотвращению развития вторичных нарушений, таких как дислексия и дисграфия. Это подчеркивает важность ранней профилактики и интервенции в области речевого развития.
Кроме того, анатомические исследования показывают, что неправильное расположение или чрезмерная короткость уздечки может оказывать давление на структуры дна ротовой полости, вызывая изменения в структуре и функции окружающих тканей. Это, в свою очередь, может способствовать формированию неправильного прикуса или даже изменению формы челюсти.
Анкилоглоссия, представляющая собой аномалию развития подъязычной уздечки, оказывает значительное влияние на речевой аппарат и артикуляционные способности у детей. Эта проблема требует внимательного исследования и коррекции, учитывая её потенциальное воздействие на речевое развитие и общую социально-психологическую адаптацию ребенка. Учитывая современные подходы к лечению данного состояния, в том числе минималитравматичные хирургические вмешательства, такие как лазерная коррекция, особенно актуальным становится вопрос об эффективности логопедической реабилитации в постоперационный период [2].
Результаты исследований, в том числе работы Хорошилкиной В.И., подчеркивают важность ранней диагностики и своевременной коррекции аномалий уздечки для предотвращения последующих речевых нарушений. Ключевым аспектом является не только устранение физического барьера для нормальной артикуляции, но и последующая интенсивная работа над восстановлением и развитием речевых функций.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Локтионова А.Ю., Лазарев А.И., Хлобыстова Т.В. "Влияние хирургического лечения укороченных уздечек верхней губы и языка на состояние иммунитета в ротовой полости у детей" Человек и его здоровье, N. 4, 2012, стр. 65-69.
2. Вайнгардт А. Л. "Проблема анкилоглоссии в детской стоматологической практике" Вестник Казахского Национального медицинского университета, N. 1, 2012, стр. 207-208.
3. Агаева Виктория Евгеньевна, Мосьпан Татьяна Яковлевна. "Логопедическая коррекция особенностей приема пищи у детей с врожденными расщелинами губы и неба" Проблемы современного педагогического образования, N. 63-2, 2019, стр. 10-13.
4. Абдуллин Асат Гиниатович, Пручкина Нина Михайловна, Боблетер Диана. "Психологические аспекты коррекции эмоциональных нарушений как средство активизации детей дошкольного возраста" Гуманитарные науки, N. 1 (49), 2020, стр. 115-121.
5. Карпова Наталия Львовна, Кузнецова Екатерина Николаевна, Поприк Юлия Богдановна. "Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей" Комплексные исследования детства, vol. 1, N. 1, 2019, стр. 65-72.
6. Маринич Т.В., Сачковская В.В. "Влияние дыхательных упражнений на функциональное состояние дошкольников 5-6 лет с нарушением речи" Здоровье для всех, N. 2, 2016, стр. 8-10.
7. Заходякина К.Ю. "КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ" Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, N. 2 (216), 2023, стр. 156-162.
8. Толкова Н.М., Морозова Т.Н., Терентьева М.Н. "ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОТЕРАПИИ (НА ПРИМЕРЕ ИГР-ЭКСПЕРИМЕНТОВ) В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ" Проблемы современного педагогического образования, N. 67-3, 2020, стр. 220-222.
9. Филатова Юлия Олеговна, Лулу Шаза Али. "ИЗУЧЕНИЕ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ: ОБЗОР ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ" Наука и школа, N. 5, 2021, стр. 66-76.
10. Заходякина К.Ю. "КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ" Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, N. 3 (217), 2023, стр. 183-189.