Фрагмент для ознакомления
1
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 5
1.1. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе 5
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 11
1.3 Особенности нарушения слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР 16
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 21
2.1 Современные подходы в коррекции слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи 21
2.2 Методика обследование слоговой структуры слова 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В настоящее время дети дошкольного возраста страдают различными нарушениями речи, одним из наиболее трудно поддающихся коррекции является такая речевая патология, нарушение слоговой структуры слова. Это нарушение речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов со сложной слоговой структурой (нарушение порядка слогов в словах, пропуск или добавление новых слогов или звуков).
Нарушения слоговой структуры слов чаще всего выявляются при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, но могут встречаться и у детей только с фонологическим и фонетическим недоразвитием. Как видно из практики, частота таких нарушений различна: от незначительных трудностей в произношении слов со сложной слоговой структурой в спонтанной речи до серьезных нарушений, таких как повторное произношение двух- или трехсложных слов без согласных даже со зрительной опорой.
Количество детей с общим недоразвитием речи увеличивается с каждым годом, и у большинства из них в большей или меньшей степени искажается слоговая структура слов. Дефекты слоговой структуры слов сохраняются в речи недоразвитых дошкольников дольше, чем дефекты произношения отдельных звуков. Правильное и своевременное овладение слоговой структурой слов - одно из необходимых условий овладения грамотной речью и успешного дальнейшего обучения в школе. Хорошая, красивая и отработанная речь - важнейшее условие целостного и всестороннего развития детей, позволяющее им безболезненно адаптироваться в обществе.
Изучением особенностей состояния слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи занимались такие ученые как З.Е. Агранович, Т.В. Ахутина, Г.В. Бабина, Н.Н. Волкова, А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Н.Ю. Сафонкина, Т.А. Ткаченко, Т.А. Фотекова, Н.С. Четверушкина и др. Авторы подчеркивают необходимость специального формирования слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи, что необходимо для полного преодоления дефекта и успешного обучения.
Однако механизмы нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи еще изучены недостаточно.
Цель: изучить формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Объект исследования: речь дошкольников с недоразвитием речи.
Предмет исследования: формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
Задачи:
1. Дать представления становлению слоговой структуры слова в онтогенезе
2. Рассмотреть особенности формирования слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи
3. Проанализировать коррекционные методики формирования слоговой структуры слова
Методы исследования: теоретические: анализ психолого – педагогической литературы
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список источников литературы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Формирование слоговой структуры слова в онтогенезе
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Слоговая структура слова - это способность чередовать ударные и неударные слоги разной организации, а слоговая структура слова - это моторная артикуляционная программа, на усвоение которой влияют компоненты самой слоговой структуры [7].
Слог - это наименьшая единица речевого потока. С точки зрения артикуляции, слог определяется как наименьшая звуковая единица, то есть серия речевых действий, сформированная в результате одного дыхательного толчка, одного импульса мышечного тонуса или одной управляющей команды [9].
В акустическом подходе слог определяется как восходящая и нисходящая звуковая волна. В обоих подходах слогообразующий элемент, гласный, рассматривается как вершина слога, а согласные - как его периферийные элементы. Слоги делятся на закрытые (оканчивающиеся на согласный) и открытые (оканчивающиеся на гласный). Наиболее распространенная модель слога в русском языке - согласный + гласный, то есть открытые слоги. Речь представляет собой соединение последовательных открытых слогов, каждый из которых может содержать разное количество согласных.
Основной структурной единицей русского языка является слог. Все открытые слоги более контрастны, чем любые слоги гласно – согласного типа. Наименьшая фонетическая единица с точки зрения восприятия и произношения, слог имеет пять перцептивных и артикуляционных признаков, называемых контрастными признаками слога. Слоговой контраст - это разница между согласными и гласными в пределах слога [2].
Любой слог может быть охарактеризован числом существующих в нем контрастов:
1. Контраст по громкости – от минимума на глухом взрывном согласном к максимуму на гласном. Этот контраст ослабляется как за счет увеличения громкости согласных (самые громкие - соноранты), так и за счет уменьшения громкости гласных (самые тихие - «и», «ы», «у»).
2. Контраст по формантной структуре – от полного ее отсутствия на глухом взрывном к четкой формантной структуре гласного. Этот контраст ослабляется появлением формантов в согласных (согласные - максимальные "форманты") и ослаблением некоторых формантов в гласных. Этот контраст ослаблен появлением формантов в согласных (согласные являются максимальными "формантами") и ослаблением некоторых формантов в гласных.
3. Контраст по длительности – от мгновенного шума взрывных к длительному звучанию гласных. Контраст исчезает в слогах с любыми другими согласными.
4. Контраст по участию голосовых связок – от глухого согласного к гласному. Контраст исчезает в слогах со звонкими согласными.
5. Контраст по месту образования, связанный с начальной и конечной частотой второй форманты гласного. Контраст ослабевает, когда согласные и гласные находятся близко к месту их образования. При этом наибольшее ослабление контраста наблюдается в слогах за слогами, то есть в слогах с сонорными и звонкими щелевыми согласными [6].
Структура слога занимает особое место в языковой системе, состоящей из трех компонентов: фонетики, лексики и грамматики. С одной стороны, структура слога, несомненно, является частью произношения. Однако, с другой стороны, существует связь между искажением структуры слова и его семантической неадекватностью у детей дошкольного возраста. Так, лексические единицы, то есть слова с незнакомыми значениями, часто подвергаются изменениям на уровне слога.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алпатова Н. С., Попова Л. В., Харчук М. В. Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи //The Scientific Heritage. – 2020. – №. 48-4. – С. 12-14.
2. Ахутина Т.В., Фотекова Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М., 2002, с.165
3. Бабина, Галина Васильевна. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: логопедические технологии: учебно-методическое пособие для вузов по специальности 031800 - Логопедия / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - Москва: Парадигма, 2010. - 94, 1 с. - (Специальная коррекционная педагогика). - Авторы МПГУ. - Библиогр.: с. 86-93. - На рус. яз. - ISBN 978-5-4214-0006-6. Место хранения: ЮЗУ
4. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей, СПб, 2013, с.297
5. Выготский Л. С. Общая психология. – изд. Просвящение, 2000.-с.267
6. Глухов В. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов. – Litres, 2020.
7. Горчакова А. М., Конакова Т. М. Формирование слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи //Самарский научный вестник. – 2013. – №. 3 (4). – С. 27-29.
8. Дунаева, Наталья Юрьевна. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР [Электронный ресурс]: Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР): Учебное пособие / Н. Ю. Дунаева, С. В. Зяблова. - Москва: Владос, 2017. - 20 с. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/112137. - Для авторизованных пользователей МПГУ. - Книга из коллекции Владос - Психология. Педагогика. - На рус. яз. - ISBN 978-5-9500494-9-1
9. Ермакова Т. А., Яровая А. С. Исследование звуко-слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи //Дефектология и образование в наши дни: фундаментальные и прикладные исследования. – 2023. – С. 170-177.
10. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичѐва Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: СПб, 218, с.267
11. Макарова Н. В. Современное состояние проблемы изучения звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Вестник Таганрогского института имени АП Чехова. – 2019. – №. 2. – С. 66-70.
12. Мархандаева Г. И. Выявление нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи и пути их коррекции //Молодой ученый. – 2020. – №. 9. – С. 167-168.
13. Медведева Е. Ю., Муминова М. Г. Изучение слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи //Современные научные исследования и разработки. – 2018. – Т. 1. – №. 12. – С. 392-394.
14. Сухачева, Н. А. Исследования предпосылок развития звуко-слоговой структуры слова детьми пятилетнего возраста с ОНР / Н. А. Сухачева // Истоки. Выпуск 13: Сборник научно-исследовательских работ студентов МГГУ им. М.А. Шолохова / Моск. Госуд. Гуманитарн. Ун-т им. М. А. Шолохова; Отв. ред. А.А.Глазков, к.эконом. н., проректор МГГУ им. М.А. Шолохова . - Москва: Редакционно-издательский центр МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. - С. 72-83: рис. - Библиогр.: с. 83. - На рус. яз.
15. Туманова, Татьяна Володаровна, Изучение и развитие словообразования у дошкольников и школьников (с общим недоразвитием речи). Кн. 1: Монография / Т. В. Туманова. - Москва: УПК Федоровец, 2014. - 120 с. - Библиогр.: с. 84-118. - На рус. яз. - ISBN 978-5-8288-1490-9. Место хранения: ЮЗН
16. Уварова, Т. Б. Особенности слоговой структуры слова детей с общим недоразвитием речи и её формирование с помощью фонетических ритмо-рифмовок [Электронный ресурс ] / Т. Б. Уварова // Логопедия: современный облик и контуры будущего : Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 1–2 ноября 2021 г. / ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»; Редкол.: А. А. Алмазова (отв. ред.) и др. - Электронные текстовые данные (2Mb) . - Москва: МПГУ, 2021. - С. 364-368: табл. - Режим доступа: http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=46746 (дата обращения: 09.03.2022). - Для авторизованных пользователей МПГУ
17. Четверушкина, Надежда Сергеевна. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений / Н. С. Четверушкина . - Москва: Национальный книжный центр, 2013. - 188 с. + 1 CD-ROM. - (Логопедические технологии). - Библиогр.: с. 187. - На рус. яз. - ISBN 978-5-904827-69-4. Место хранения: ДОШКН
18. Бабина, Галина Васильевна. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи [Электронный ресурс]: Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031800 - логопедия / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. - Москва: Парадигма, 2010. - 96 с. - (Специальная коррекционная педагогика). - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=210525 (дата обращения: 31.03.2023). - Для авторизованных пользователей МПГУ. - На рус. яз. - ISBN 978-5-4214-0006-6.
19. Солдатова, П. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс ] / П. А. Солдатова, М. В. Арсеньева // Специальная педагогика и психология: традиции и инновации : материалы III Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов с международным участием, г. Москва, 6-7 апреля 2022 г. / ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», Институт детства, Учебно-научный центр междисциплинарных исследований в специальном и инклюзивном образовании; Под общ. редакцией Ю. О. Филатовой . - Москва: МПГУ, 2022. - С. 78-82. - Режим доступа: http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=51165 (дата обращения: 11.11.2022) . - Для авторизованных пользователей МПГУ. - Библиогр. с.: 81-82. - На рус. яз.
20. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / Туманова Т.В, // Дефектология. - 2001.- № 4. - Электронные текстовые данные (6Mb). - С. 68-76. - Режим доступа: http://elib.mpgu.info/elib/view.php?id=4758. - На рус. яз