- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Развитие логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Методика преподавания
Курсовая работа
Хотите заказать работу на тему "Развитие логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира"?32 страницы
25 источников
Добавлена 01.07.2024 Опубликовано: studservis
1805 ₽
3610 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира 5
1.1. Анализ понятия логическое мышление и его развитие у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО 5
1.2. Средства и способы развития логического мышления 14
у младших школьников на уроках окружающего мира 14
Глава 2. Методические аспекты развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира 20
2.1. Организационно-педагогические условия развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира 20
2.2. Методические рекомендации по развитию логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность исследования. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предусмотрено повышение качества образовательного процесса.
Самым значимым для формирования логического мышления, информационной культуры, личностных свойств и качеств младшего школьника личности является период его обучения в школе. В последние годы часто приходится слышать, что школьники не справляются с заданиями, не умеют работать с информацией, и текстами и др.
В современной образовательной среде работа ребёнка с информацией и её преобразованием является нормативно обязательной, поскольку ФГОС НОО регламентирует обязательное создания условий для широкой адаптации младших школьников в процессе обучения. Для этого важно развивать у детей логическое мышление. Логическое мышление младших школьников позволяет им успешно искать, осваивать и открывать для себя новое знание, владеть анализом событий или объектов и их восприятием и др.
Развитие логического мышления субъекта связано с совершенствованием мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация. Чтобы процесс развития логического мышления младших школьников осуществлялось наиболее успешно, педагоги используют в своей работе различные педагогические технологии, в зависимости от возраста детей.
В современной образовательной среде чрезвычайно важно индивидуальное развитие и образование младшего школьника. В связи с этим, можно говорить о проектировании развивающей образовательной среды, которая способствует интеллектуальному, физическому и нравственному развитию каждого из детей. Сегодня говорят о настоятельной потребности общества в творческой инициативе каждой личности.
Это обусловливает необходимость в теоретической разработке и практическом подтверждении развития логического мышления младших школьников, в том числе и при формировании их информационной культуры.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: средства и способы развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи:
1. Провести анализ понятия логическое мышление и его развитие у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО.
2. Изучить средства и способы развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира.
3. Описать организационно-педагогические условия развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Предложить методические рекомендации по развитию логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира
1.1. Анализ понятия логическое мышление и его развитие у младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО
Современный образовательный процесс регламентируют требования ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного образования и заканчивая вузом. В основе ФГОС лежит системно – деятельностный и личностно ориентированный подход и это в корне отличает современное образование от традиционного. Традиционные уроки, как основная форма обучения, не удовлетворяют сегодня потребности учащихся в самовыражении младших школьников. Развитие у детей логического мышления есть одна из важных задач начального обучения.
Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры также является необходимым условием успешного усвоения учебного материала младшим школьником. Большие развивающие возможности в этом плане имеют уроки окружающего мира в начальной школе. В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление в целом. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы субъекта.
Одним из ведущих познавательных процессов является логическое мышление. Младшие школьники развивают своё логическое мышление тем, что регулярно выполняют задания, которые предлагает им учитель. Учитель учит детей находить взаимосвязи в окружающей их жизни и вырабатывать необходимые понятия.
Логическое мышление проявляется у младших школьников в особенностях мыслительного процесса. Ребёнок учится работать с такими мыслительными операциями как синтез, анализ, сравнение, классификация и др. Он учится анализировать учебный материал и делать свои собственные умозаключения. В возрасте 7-10 лет у школьника ещё нет возможности глубоко анализировать всю ту полученную информацию, с которой ему приходится работать на уроках. Для детей в младшем школьном возрасте присущи лишь простые однолинейные сравнения. Ученики могут устанавливать либо различия, либо сходства.
В процессе формирования логического мышления детей, самое важное - это научить их делать небольшие, но собственные открытия. Для этого необходимо уметь работать с информацией, использовать соответствующую наглядность в учебно-воспитательном процессе, а также проектные и исследовательские методы обучения.
Образовательный стандарт (ФГОС НОО) и ФОП прежде всего ориентированы на познавательный интерес младших школьников и на его развитие. Познавательный интерес ребёнка позволяет ему дольше сохранять учебную мотивацию. В таких случаях, когда ребёнок демонстрирует познавательный интерес и учебную мотивацию он может усваивать даже достаточно сложные учебные предметы и совершенствовать свои УУД.
Каждый педагог стремится к тому, чтобы школьники работали на творческом уровне обучения, или хотя бы на продуктивном. Но если школьник не освоит репродуктивные способы учебной деятельности, будет сложно говорить о реализации продуктивных и творческих способах действия.
Исследователи отмечают, что развитие логического мышления целесообразно обеспечивать в продуктивных и творческих видах учебной деятельности, в частности, при исследовательском и проектном способе обучения. Такого рода процессы возможно обеспечить лишь в субъект-субъектных отношениях педагога и ученика. Прежде чем выходить на творческий уровень обучения и использовать творческий подход в обучении педагогу важно обеспечить школьнику необходимый запас знаний, умений и навыков, включая формирование ключевых компетенций, таких как работа с информацией и умение учиться самостоятельно.
В настоящее время каждому ученику, начиная с младшего школьного возраста приходится работать с большим количеством учебной информации. Ученик работает на уроке, в процессе внеурочной деятельности, посещает факультативы и перерабатывает большие объёмы информации. Учитывая современные возможности цифровой среды и средств коммуникации, младшие школьники осваивают деятельность на различных образовательных платформах, делают презентации и пишут рефераты.
Полученные знания дети прежде всего должны применять в повседневной практике. Сегодня школьнику недостаточно иметь некоторый запас знаний, умений и навыков (ЗУН) как это было в традиционной образовательной модели.
Грамотное использование педагогами информационных технологий и формирование информационных умений у младших школьников позволяют планировать и делать детям намного больше, чем это было ранее. Использование ИКТ сегодня происходит на всё более ранних стадиях обучения. Всё это несомненно предполагает иные подходы к современному образовательному процессу.
Использование средств наглядности и мультимедиа в учебно-воспитательном процессе также относится к этим требованиям. С помощью наглядных средств, возможно, донести до детей отдельные содержательные моменты, которые являются наиболее трудными для понимания. Они доносят до каждого субъекта учебную информацию индивидуально и в определённых пропорциях.
В традиционной образовательной модели требования предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН). Сегодня школьнику необходимо демонстрировать обретение в образовательном процессе помимо ЗУН духовно-нравственного и социального опыта. В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе и в инновационной педагогической деятельности современных образовательных технологий и методик, включая наглядность в обучении.
Основной образовательной целью сегодня является необходимость научить школьников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует правильно отобранная педагогом наглядность. Для современного общества это актуально, поскольку наше общество является информационным. Увеличение количества информации требует сегодня от субъекта наличия у него новых личностных качеств, к которым можно отнести комплексное решение проблем и задач, творческого подхода, мобильности и креативности.
Именно эти проблемы необходимо решить при внедрении в образовательный процесс инновационных образовательных технологий и методик, которые предусматривают развитие логического мышления младших школьников. Дисциплина «Окружающий мир» требует умений субъекта работы с большими объемами информации, в том числе с текстами и изображениями различного характера.
В связи с этим, перед каждым педагогом сегодня стоит задача научить учеников правильно работать с предметной информацией, различными информационными источниками и средствами наглядности при изучении дисциплины «Окружающий мир. Большое преимущество образовательного процесса с использованием средств наглядности заключается в том, что дети практически всегда проявляют к наглядности большой интерес, в каком виде она бы не была представлена.
При определённых условиях, с помощью средств наглядности можно обеспечить повышенное эмоциональное отношение учащихся к своей работе и соответствующий познавательный интерес. Очевидно, что они стимулируют развитие логики и логического мышления.
При личностно ориентированном подходе, который является сегодня актуальным и обязательным, школьники получают уникальную возможность самовыражения и самопознания в рамках урочной и внеурочной деятельности. Обучение младших школьников происходит по маршруту «педагог – ученик – наглядное пособие». Ученики начальных классов много фантазируют и у них хорошо развито воображение.
Познавательные УУД, которые педагоги сегодня формируют у школьников педагоги, относятся к метапредметному результату. Для учителя важно формировать у каждого школьника информационные умения и навыки, которые составляют основу современной информационной культуры. В условиях постоянно развивающейся информатизации общества у младшего школьника важно развивать потребность в получении новой объективной информации.
Чтобы говорить о сформированности каких-либо информационных основах, важно, прежде всего сформировать у субъекта соответствующие умения, навыки и компетенции. Для этого необходимо научить младшего школьника владеть соответствующим инструментарием, который позволит ему компетентно работать с любой полученной информацией. Ученик должен информацию найти, проанализировать, обработать и предоставить другим людям в максимально рациональной форме. Очень важно развивать и формировать эти процессы, начиная с младшей школы [14].
Сегодня существует понятие информационная грамотность субъекта. Это способность человека идентифицировать потребность в информации, умение её эффективно искать, оценивать и использовать. Когда младший школьник начинает взаимодействовать с информационной средой, то часто возникают проблемы, которые препятствуют его эффективному обучению. Это, как правило, информационная неразборчивость и информационные перегрузки.
Чрезвычайно важно сформировать у младшего школьника информационные умения, которые выражаются в потребности поиска информации, ее анализа, обработки, хранения. Для этого необходимы изменения в методике обучения. В ФГОС НОО в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования» приводятся способы и методы работы с учебной информацией.
В современной образовательной среде ФГОС регламентирует в качестве образовательного результата формирование предметного и метапредметного образовательного результата. Формирование универсальных учебных действий (УУД) младшего школьника является сложной и ответственной задачей для педагога. Ученик сегодня имеет возможность получать новую информацию самыми разнообразными способами. На уроке ребёнок слушает учителя. Дома он занимается самостоятельно и может получать новые знания с помощью видеоносителей, книг, при работе в сети Интернет.
На уроках окружающего мира дети знакомятся с натуральными объектами окружающего мира. Наблюдение за натуральными объектами окружающего мира не изменяют сути процесса научения ребёнка ориентироваться в мире информации.
В этом процессе важно сформировать у младшего школьника соответствующие умения, навыки и предметные компетенции, которые позволят ему не просто запомнить какое-либо определение, или природную закономерность, а помогут ему провести учебное исследование, выполнить творческий или учебный проект и др. То есть, прежде всего ребёнок должен уметь применить полученное знание на практике [8].
Формирование логического мышления подразумевает способность младшего дошкольника работать с мыслительными операциями. Если школьник будет осваивать учебный материал лишь на репродуктивном уровне усвоения учебного материала, в этом случае будет сложно говорить о развитии у ребёнка логики и логического мышления. Ребёнок всегда должен понимать смысл поставленной перед ним учебной задачи и при необходимости он должен внятно формулировать свой информационный запрос.
Для этого школьник должен уметь самостоятельно отбирать необходимую для него информацию, классифицировать её и взять для себя лишь то, что действительно поможет ему решить поставленную перед ним задачу. Очень важно в любом учебном предмете выделять главное и второстепенное. С этой задачей школьнику должен помочь педагог.
Сегодня в учебном процессе для каждого ребёнка важно, насколько умело и самостоятельно он умеет работать с книгами, рабочими тетрадями, справочниками и др. С течением времени потоки информации лишь увеличиваются, в том числе при изучении различных учебных дисциплин. Если школьник научится самостоятельно рассуждать, анализировать, классифицировать и сравнивать, с течением времени он научится понимать, какая информация действительно является для него необходимой. Собственная память ребёнка была и остаётся главным способом хранения полученной информации. Это говорит о том, что необходимо развивать память младшего школьника, как долгосрочную, так и краткосрочную.
Лишь таким образом есть возможность сформировать у ученика все необходимые умения и навыки, которые в дальнейшем могут быть рассмотрены как предметные компетенции.
Помимо познавательного интереса младшего школьника, также важно сохранять и поддерживать у него устойчивую учебную информацию. Мотивом его учебной деятельности служит познавательный интерес ребёнка. Тот ученик, который способен самостоятельно учиться и самостоятельно отбирать всю необходимую информацию будет иметь более развитое логическое мышление. Школьники, которые самостоятельно работают с дополнительными источниками информации, как правило, успешно владеют многими логическими операциями. В качестве дополнительных источников информации можно рассматривать объекты для наблюдений, научные тексты, медиаресурсы, виртуальные эксперименты и др. [17].
Сегодня чрезвычайно важна доступность информационных ресурсов. Виды информационных умений младших школьников могут быть достаточно разнообразными. Ученик должен уметь понять задачу, найти, отобрать, систематизировать, проанализировать, перекодировать и представить информацию. Информационно-поисковые умения - это практические умения. Практические умения формируются непосредственно при работе ученика с источниками информации. Педагоги считают, что формирование такого рода умений является самой трудноразрешимой проблемой в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Ребёнка нужно обучить наблюдению, анализу, комментариям, умениям вносить предложения и грамотно формулировать вопросы. в рамках познавательной активности ребёнок должен демонстрировать активность исследовательскую и поисковую.
В современном образовательном процессе наиболее востребованы так называемые методы проблемного обучения, в основе которого лежат исследовательские и проектные технологии. Практика показала, что эти виды образовательных технологий себя максимально оправдывают. Ученики начальных классов должны для себя освоить приёмы работы с самыми различными текстами, в том числе, и с научно - познавательными. Работу с текстами на любом из этапов деятельности можно считать наиболее важной. В основе любого предметного содержания лежит текст, будь то счёт, или письмо, окружающий мир или что иное.
Сегодня дети продолжают получать всю информацию в готовом и озвученном виде. У детей не получается самостоятельно работать с учебником и им постоянно приходится озвучивать любое простейшее задание. Педагоги продолжают всё озвучивать либо сами, либо делают это с помощью детей, которые в состоянии это демонстрировать, и как правило возможностей для медленно работающих детей здесь не остаётся [22]. Такого рода подходы противоречат идеям познавательной самостоятельности младших школьников. Дети практически сразу теряют учебную мотивацию и полностью теряют интерес к процессу учения.
Самый оптимальный вариант со стороны педагога – это придать упражнениям игровую форму и творческий характер. Начинать работать с детьми нужно всегда с поиска и отбора информации. Для начала информацию нужно найти и только потом начинать с ней работать. Информационно - познавательная деятельность, как правило, состоит из трёх составляющих: наблюдение, сравнение и описание.
Наблюдение – это серьёзная мыслительная операция, которая направлена на установление черт сходства и различия между объектами наблюдения наблюдение состоит из последовательных операционных элементов, которым, как и прочим учебным навыкам, детей надо учить. Такое обучение возможно на основе алгоритмизации мыслительных и практических действий.
При обучении процессам сравнения учителю просто недостаёт времени на то, чтобы уделить достаточно внимания первоначальным знаниям и отработке практических умений. Сравнение в большей степени относится к категории информационно – аналитических умений. Качество описания зависит в основном от способности ученика грамотно озвучивать результаты своих наблюдений.
Умение наблюдать всегда тесно связано с умением выдавать словесные характеристики результатов проведённых наблюдений. Именно поэтому словесному описанию объекта должно уделяться максимальное внимание и максимальное количество времени.
Процесс освоения ребёнком необходимых знаний, умений и навыков происходит также, как это всегда было описано в традиционном образовательном процессе. На основе полученных знаний формируется репродуктивное умение, которое со временем превращается в устойчивый навык и может стать основой для продуктивной и даже творческой деятельности [15]. Наблюдательность – это важное качество для ребёнка, которое требует постоянных тренировок. Учителю достаточно сложно осуществить все эти процессы по отношению ко всем детям одновременно, в связи с тем, что образовательная программа для освоения достаточно насыщена. Очень важно здесь формировать у детей навыки самостоятельной учебной работы.
1.2. Средства и способы развития логического мышления
у младших школьников на уроках окружающего мира
Начальное образование можно обозначить как фундамент для дальнейшего обучения в основной и старшей школе. В начальной школе существует достаточно много благоприятных условий для обучения младших школьников, для развития их логического и творческого мышления, интеллектуальных способностей и многих полезных личностных качеств, таких как самостоятельность, инициативность, целеустремлённость и др.
Уже было отмечено, что ФГОС НОО помимо предметных образовательных результатов регламентирует формирование УУД, личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Педагогу необходимо проектировать образовательную развивающую среду таким образом, чтобы формировать у школьника все виды групп УУД, включая формирование всех ключевых компетенций [20].
Информационную компетенцию не случайно часто называют ключевой компетенцией. Эта способность нужна каждому субъекту при работе с любой предметной информацией, и чем больше становится у школьника предметов, тем больше ему предстоит качественно обрабатывать любого рода информацию. Лишь в этом случае можно будет говорить об присвоении нового социального опыта, а также о саморазвитии и самосовершенствовании субъекта.
Е.В. Бондаревская писала, что данная ключевая компетенция должна рассматриваться как личностная и должна осознаваться самим субъектам как наиболее важная и необходимая. Сформировать такого рода компетенцию можно лишь за счёт формирования соответствующих УУД, которые сегодня регламентирует ФГОС НОО. Сформированные в совокупности предметные и метапредметные результаты позволят говорить о развитом логическом мышлении младшего школьника.
Научить ученика этим действиям может только учитель. При необходимости ученик должен уметь осуществлять поиск недостающей информации и понимать необходимые учебные тексты. В соответствии со своим возрастом, младший школьник должен уметь самостоятельно выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Ребёнок должен уметь осуществлять рефлексию способов и условий действия, а также контроль и оценку процесса и результатов собственной деятельности. Очень важно для младшего школьника ставить и формулировать проблемы. Лишь в этом случае будет возможность говорить о том, что младший школьник работает на творческом уровне, и это может говорить о достаточном развитии его логики и логического мышления, поскольку он владеет практически всеми мыслительными операциями, и прежде всего, анализом.
Прежде чем сформировать какие-либо продуктивные умения у младшего школьника, важно пройти с ним через следующие этапы [23]. Ребёнок должен хорошо представлять, какое именно действие ему предстоит выполнить. Также важно получить какой-либо первичный опыт. При этом важно, чтобы у школьника как можно дольше сохранялась учебная мотивация. Лишь в этом случае можно говорить о том, что субъект приобретает новые знания и способы деятельности. В завершение рассматриваемого процесса очень важно, чтобы школьник объективно осуществлял самоконтроль и коррекцию.
Рассмотрим более подробно процесс формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий, с позиции дифференцированного подхода к обучению, что позволит говорить о владении субъектом как продуктивной деятельности, так и творческой.
Чтобы научить ребёнка, к примеру, ставить и формулировать проблемы, необходимо сформировать у него умение видеть проблемы и соответствующий для этого опыт. Ученик должен хорошо понимать, что такое учебная проблема, поскольку раньше он никогда не сталкивался с подобным понятием.
Это означает, что необходимо для начала получить соответствующее знание и выработать необходимое умение работать с этим на практике. Очевидно, что процесс этот не быстрый и достаточно трудоёмкий. На большинстве уроков учитель знакомит детей с новыми знаниями, а в дальнейшем отрабатывает с ними соответствующие умения и навыки. Когда заканчивается учебная тема, или раздел, учитель должен на обобщающем уроке проверить у детей сформированность всех образовательных результатов, которые заложены в ФГОС НОО.
Достижение такого ожидаемого результата, как умения ставить и формулировать проблему - это дело не одного урока, но возможно, что именно на обобщающем уроке младшие школьники продемонстрируют свои навыки и сформированные компетенции. Для проведения урока учитель подбирает специальные разноуровневые, в том числе, творческие задания для проверки умений видеть проблему, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, делать умозаключения и выводы и др. Можно рассмотреть примеры соответствующих заданий на уроках окружающего мира, вопросов и упражнений, которые может подобрать учитель для урока по учебной теме, с целью демонстрации сформированности соответствующих знаний, умений, навыков, и УУД.
Это могут быть задания и упражнения следующего характера:
1. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.
2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
Чтобы учителю всё это вместить в урок, ему необходимо владеть достаточно большим количеством образовательных технологий, в том числе и здоровьесберегающих. У детей, ни при каких условиях, не должно возникать перегрузки и при этом должен быть учтён возраст детей и их психологические особенности. Многие педагоги предпочитают использовать в образовательном процессе игровые технологии. В начальной школе ребёнок не перестаёт играть.
Специалисты уверены, что игра относится к числу явлений, которые могли бы посодействовать формированию всесторонне развитой личности. Всё это поможет формировать у младших школьников универсальные учебные действия по всем направлениям. Способность младшего самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться [15].
Миропонимание учащихся должно быть основано на знаниях, отражающих объективные связи в реальном мире и учитывающих возрастающую информационную емкость мира. Эффективность усвоения информации достигается лишь в процессе активной деятельности субъекта. Формирование информационных умений создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей.
Общение детей все больше переходит на виртуальное: социальные сети, форумы, чаты, виртуальные сообщества по интересам, а также переписки через виртуальные носители информации все чаще заменяют живое слово. Возможности формирования у школьников информационных умений при работе с научно –познавательным текстом достаточно большие. Это один из возможных способов формирования у младших школьников умений извлекать научную информацию из научно-познавательных текстов, раскрываются содержание, методика и результаты опытно-экспериментальной работы, предлагаются конкретные пути и методические условия успешного овладения учащимися умением работать с информацией.
При работе младших школьников с научно-познавательным текстом в рамках творческих заданий, где он учится работать с такими понятиями как, проблема, противоречие, гипотеза и др., он должен владеть умением найти информацию, оценить, понять, сохранить, изменить, применить в новых условиях. Работа с текстом вообще есть одно из важнейших информационных умений. Ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет научно-познавательная литература.
Научно-познавательный текст служит источником доступной информации, вызывает интерес к сообщаемым фактам и способствует воспитанию умственной активности школьников. Как отмечает Т.Е. Соколова, при работе с информационным текстом ученик должен овладеть целым рядом умений, в частности, умением проанализировать текст с точки зрения конкретной учебной задачи.
Он должен провести необходимые логические операции: выделить ключевые слова, ответить на вопросы к тексту, перекодировать информацию, придав ей нужную форму, в зависимости от поставленной задачи, сохранить и применить полученные знания. Результат своей работы над текстом, его осмысление и переработку учащиеся представляют, создавая собственные тексты на основе прочитанных.
У ребёнка должно получиться поработать с текстом таким образом, чтобы полученный результат соответствовал научному стилю построения текста, присутствовали полнота и передача содержания текста, адекватным было бы построение текста с минимальным наличием речевых и грамматических ошибок. Все эти требования соотносятся с уровнями овладения ребёнком информационных умений, от низкого до высокого. Очевидно, что высокому уровню сформированности у ребёнка информационных умений будут соответствовать такие показатели как: текст полностью соответствует научному стилю; информация передана полно; текст разделён на части, логически выстроен.
К среднему уровню сформированности информационных умений школьника можно отнести следующее: текст частично соответствует научному стилю; информация передана недостаточно полно; текст разделён на части, есть нарушения логики изложения. И наконец, будет наблюдаться низкий уровень сформированности информационных умений, если текст не соответствует научному стилю; информация передана частично; текст не разделён на части, логика изложения нарушена. Именно все эти требования должны быть учтены в заданиях творческого характера.
Глава 2. Методические аспекты развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира
2.1. Организационно-педагогические условия развития логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира
Под организационно-педагогическими условиями понимают некую совокупность внешних и внутренних обстоятельств при реализации функций управления областью образовательной деятельности. Эти условия обеспечивают сохранность целостности и полноты образовательного процесса, его целенаправленность, целесообразность и эффективность [17].
Таким образом, можно говорить о том, что одним из наиболее важных педагогических условий будет являться правильно выстроенный педагогический процесс. Каждый педагог понимает, что для успешности обучения ребёнка и основным условием успешности решения педагогической задачи является ситуация, в которой он будет исходить из интересов конкретного ребёнка. Для этой цели учитель организует эмпатическое общение и сопереживание. Учитель создаёт атмосферу принятия ученика и всех его продуктивных проявлений. Практически каждый педагог сегодня владеет инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). К ним сегодня можно отнести игровые, модульные, проектные, исследовательские и иные технологии.
Отдельно можно в рамках каждой учебной дисциплины можно остановиться на интерактивных технологиях. Всё это также можно относить и к организационным условиям. При индивидуальном подходе к ребёнку у него формируется положительное, эмоционально-ценностное отношение к своей собственной учебной деятельности. Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть ученику личностные смыслы собственной учебной, и любой иной продуктивной деятельности.
Педагогические условия должны охватывать все элементы образовательного процесса, содержательные и процессуальные. Под содержательными аспектами понимают содержание образования, а под процессуальными - образовательные технологии, методы и формы организации образовательного процесса, стиль обучения и др.
Учитель начальных классов выполняет требования ФГОС НОО. Овладение всеми УУД позволяет сегодня школьнику решать многие проблемы, которые сложно решить при традиционном подходе в процессе обучения. Сегодня школьники учатся регулировать собственную учебную деятельность, планировать её и др.
В совокупности, все сформированные УУД позволяют ученику обеспечить успешность собственного учения, поскольку у ребёнка формируется самоорганизация, самоактуализация, самоадаптация. Владение всем комплексом УУД даст детям очень многое. Прежде всего – это перспективная возможность самостоятельно открывать для самого себя возможность новых способов действий. Особенно это хорошо заметно, когда ребёнок работает на продуктивном и творческом уровне.
Для этого, учителю необходимо перестроиться, с транслятора знаний на педагога – проектировщика, который полностью владеет всем современным педагогическим арсеналом в виде продуктивных образовательных и информационно – коммуникационных технологий.
Именно в соответствии с данными аспектами, и с учетом выполняемой функции исследователи выделяют определённые организационно-педагогические условия. Рассмотрим это на примере формирования у детей умения прогнозировать. При индивидуальном подходе и дифференцированном обучении каждый ребёнок должен уметь прогнозировать собственные учебные достижения. Какими именно компетенциями должен владеть учитель начальных классов, чтобы осуществлять свою профессиональную деятельность по формированию у младших школьников умения прогнозировать.
Эти процессы всегда являются целостными, и учителю невозможно формировать у детей какое - либо одно качество, или одно учебное действие. Учитель должен быть способен в целом использовать возможности школьной развивающей образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
Учитель должен быть способен организовывать сотрудничество младших школьников таким образом, чтобы постоянно поддерживать их активность и инициативность, что в свою очередь позволит всегда на высоком уровне поддерживать учебную мотивацию каждого ребёнка.
Это не может быть обеспечено в рамках какого-либо одного учебного предмета, поскольку речь идёт о формировании личностных качеств детей. Здесь вновь можно вспомнить о том, что в основе реализации современного учебно-воспитательного процесса лежит системно - деятельностный подход.
Речь идёт об определённой деятельности, между учителем и учеником. При этом учитель полностью управляет всем образовательным процессом. На уроке он использует средства ИКТ и максимально поддерживает учебную мотивацию каждого ребёнка.
Умение учиться в течение всей жизни особенно актуально для младшего школьника и это несомненно будет являться ведущим фактором при создании педагогом развивающей образовательной среды. Специалисты считают, что именно сформированность всех УУД это сумеет обеспечить.
Рассмотрим этапы формирования любого умения при наличии развивающей образовательной среды:
-наличие устойчивой мотивации ребёнка;
-первичный опыт выполнения действия;
-формирование нового алгоритма действия;
-самоконтроль ученика;
- коррекция учителя.
Любая деятельность субъекта нацелена на конкретный результат. Если на уроке усвоения нового материала все дети слушают учителя и работают, то на всех последующих уроках можно организовывать их деятельность таким образом, чтобы каждый из детей задействовал именно свой личностный ресурс. Одни дети любят рассказывать, другие любят слушать. Некоторые дети хорошо владеют подготовкой мультимедийных презентаций, другие любят делать сообщения и др.
Здесь для учителя главное – максимально обеспечить их продуктивную учебную деятельность, чтобы учебная мотивация ребёнка продолжала оставаться как можно дольше. Учителя практики всегда отмечают, что чем старше становятся дети, тем больше становится проблем именно с учебной мотивацией.
Деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач. Дети уже в младшем возрасте должны уметь работать с информацией. Сегодня это способность субъекта работать в сети Интернет и продуктивная работа в ученических группах на уроке. При этом, речь идёт об организации учебного сотрудничества различных уровней, в частности:
-учитель – ученик;
-ученик – ученик;
-ученик – группа.
Очевидно одно, ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала и соответственно, такой подход не будет развивающим и продуктивным. Именно собственное действие становится основой формирования самостоятельности младшего школьника. Сегодня на каждом из этапов урока учителю необходимо критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности детей и др. Целесообразно рассмотреть критерии результативности урока, выстроенного на основе системно – деятельностного подхода.
1. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие. Ребёнок способен обнаружить своё незнание и оценить свою готовность. Ребёнок должен видеть причины собственных затруднений и др.
2. На уроке и во внеурочной деятельности используются разнообразные педагогические технологии (прежде всего, проектные и учебно-исследовательские), а также соответствующие им формы, методы и приемы обучения, которые позволяют повысить степень активности младших школьников.
3. Учитель владеет технологией диалога.
4. Учитель обучает детей формулировать проблемы и правильно адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения.
6. Дети хорошо владеют навыками самоконтроля и самооценки.
7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика.
8.Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию и иное мнение.
9. Стиль и тон отношений, задаваемый на уроке, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества.
10. Психологический комфорт для каждого ученика на уроке.
Таким образом, лишь в этом случае можно будет говорить о спроектированной образовательной развивающей среде для младшего школьника в образовательной организации, с учётом дифференцированного подхода в обучении и разработке комплекса творческих разноуровневых дифференцированных заданий.
2.2. Методические рекомендации по развитию логического мышления у младших школьников на уроках окружающего мира
Грамотно используемая наглядность в учебном процессе способствует повышению развития логического мышления младших школьников. У них развиваются умения сравнивать и выделять главное. Использование наглядных средств обучения обладает силой способности делать любой сложный объект более понятным и доступным.
Применение наиболее подходящих наглядных средств обучения в условиях развития ИКТ подразумевает совместную работу учителя и учеников при основательном изучении исследуемого предмета, объекта или явления. В учебной деятельности младших школьников с применением средств наглядности выделяются следующие составляющие:
- предварительный анализ текста;
-перевод текста на знаково-символический язык;
- работа с моделью;
- сопоставление результатов, полученных на модели, с реальностью.
Используя наглядные средства и ИКТ в начальной школе, педагоги пришли к единодушному выводу. Удобство использования наглядных средств обучения заключается в том, что они позволяют выразить основную мысль, или идею при помощи условных знаков. К примеру, при составлении схемы, важное значение приобретает выбор графического элемента, и способа композиционного объединения блоков схемы.
Применение наглядных средств в процессе обучения, формирует учебную деятельность младших школьников и облегчает усвоение учебного материала. Это приводит к существенной концентрации внимания детей и укрепления их знаний. Это всегда дает возможность ученикам видеть целостную картину события или явления. Целостное усвоение школьниками учебной информации в виде наглядности, обеспечивает перестройку многих их психических процессов. Они в первую очередь взаимосвязаны с запоминанием школьниками структурно и логически взаимосвязанных частей учебной информации.
С помощью наглядных средств обучения младшие школьники учатся работать самостоятельно. Они проявляют инициативу и легко уживаются с товарищами. Они хорошо усваивают новые знания и принимают некоторые самостоятельные решения. Это, в свою очередь раскрывает их творческие способности, и они начинают себя чувствовать уверенной и осведомленной личностью.
Педагогу необходимо учить их различным видам познавательной деятельности и формировать у них интерес к познанию. Когда речь заходит о результатах учебной деятельности младшего школьника, то оцениваются те знания и компетенции, которыми овладели младшие школьники.
При формировании естественнонаучных понятий особое значение имеет наблюдение за окружающей природой, следовательно, педагогом должна быть предусмотрена работа с натуральными объектами. Ученик начальной школы знаком со многими представлениями о диких животных. Он умеет их отличать и рассказывать о том, как питается медведь и как он проводит зиму и др.
Учитель на уроке выделяет те существенные признаки в образе каждого представителя группы, которые позволяют ученику увидеть общее во внешне очень разных животных. Лиса больше зайца, но меньше волка. Волк меньше медведя и др. Эти признаки не являются существенными, но абстрагируясь от них, школьник обобщает представление о многих различных животных, объединяя их по общности, присущей каждому виду признаков.
У ребёнка постепенно складывается понятие в целом о диких животных. Важно давать детям нужные термины и названия, обозначающие определенную категорию обобщенных знаний. Основой любого знания является понятие. Начальные понятия – это первичные обобщения, доступные учащимся младшего школьного возраста. От того как будут усвоены начальные понятия, зависит сформированность знаний и умений младших школьников.
Рассматривая цветок на уроках окружающего мира, ученик не только замечает его свойства, запах, цвет, форму, но и воспринимает его как определенный предмет, отличный от других предметов. Здесь ключевым моментом является восприятие, на основе которого могут быть получены соответствующие знания и умения.
В отличие от ощущений, восприятие отображает предметы в целом. Восприятие, возникающее при наблюдении над объектом природы, является непосредственно чувственным отображением действительности. Чем больше интенсивность и степень осознанности восприятия, тем выше качество основы для продолжения процесса познания.
На этом этапе важно усвоение начальных естественнонаучных понятий, соответственно, и наличие различных наглядных средств обучения. Постепенно у младших школьников вырабатывается определенное отношение к познаваемым объектам. У него формируются умения использовать знания на практике. Развитие разного рода определений и понятий сопровождается обогащением их содержания.
Дети узнают о взаимосвязях, существующих в природе, о значении природных факторов в жизни растений и животных и др. В реальном мире нет абсолютно изолированных вещей. Именно наглядные средства обучения повышают интерес к знаниям и делают процесс их усвоения более легким. Они поддерживают внимание ребенка и содействуют выработке эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.
Воздействуя на органы чувств, наглядные средства обеспечивают полное и разностороннее формирование какого-либо образа или понятия. От правильной организации мыслительной деятельности ребенка зависит успех его обучения.
Наглядные пособия, которые использует учитель на уроке:
-живые растения и животные;
-таблицы с рисунками и схемами;
-коллекции, муляжи, гербарии, аппликации, раздаточный материал;
-диафильмы;
-дидактические карточки.
Понятие наглядности требует в процессе обучения специального использования в учебных целях не только различных объектов, предметов и явлений. Необходимо чаще использовать модели, символов, в том числе знаковые, отражающие в условной форме существенные свойства изучаемых явлений.
Такие средства содействуют повышению эффективности учебного процесса. Они полностью обеспечивают реализацию принципа наглядности и дают школьникам материал в форме наблюдений и впечатлений с целью осуществления учебного познания. Можно отдельно говорить о средствах ИКТ и мультимедиа, но это тоже имеет непосредственное отношение к наглядности. Для развития способностей младших школьников необходимо дальнейшее развитие, которое связано с более глубоким внедрением ИК технологий. Задачи, которые ставит перед собой современная школа – это прежде всего, поддержание стремления ребенка к самостоятельной деятельности.
Именно самостоятельная деятельность способствует развитию интереса к экспериментированию. Она создаёт условия для познавательной и исследовательской деятельности ученика на самых ранних этапах школьного обучения. Любые средства обучения обеспечивают передачу более точной и полной информации об изучаемом объекте. Формирующая функция средств обучения состоит в том, что они формируют познавательные способности, чувства и волю младших школьников. При этом также активно развивается логическое мышление ребёнка.
Заключение
В ходе анализа научной и психолого – педагогической литературы были сделаны следующие выводы. Требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предусмотрено повышение качества образовательного процесса.
Самым значимым для формирования логического мышления, информационной культуры, личностных свойств и качеств младшего школьника личности является период его обучения в школе. В последние годы часто приходится слышать, что школьники не справляются с заданиями, не умеют работать с информацией, и текстами и др.
В современной образовательной среде работа ребёнка с информацией и её преобразованием является нормативно обязательной, поскольку ФГОС НОО регламентирует обязательное создания условий для широкой адаптации младших школьников в процессе обучения.
Для этого важно развивать у детей логическое мышление. Логическое мышление младших школьников позволяет им успешно искать, осваивать и открывать для себя новое знание, владеть анализом событий или объектов и их восприятием и др.
Развитие логического мышления субъекта связано с совершенствованием мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация. Чтобы процесс развития логического мышления младших школьников осуществлялось наиболее успешно, педагоги используют в своей работе различные педагогические технологии, в зависимости от возраста детей.
В современной образовательной среде чрезвычайно важно индивидуальное развитие и образование младшего школьника. В связи с этим, можно говорить о проектировании развивающей образовательной среды, которая способствует интеллектуальному, физическому и нравственному развитию ребёнка, в том числе, развитию логике и логическому мышлению. Помочь в этом может дифференцированное обучение и разноуровневые творческие задания по предмету Окружающий мир.
В арсенале методических приёмов учителя должны быть упражнения и задания, реализуемые дифференцированный подход к ученикам в учебном процессе. Лишь это позволит говорить об индивидуальном подходе к младшим школьникам и развитию их логическому мышлению.
От того, насколько широко учитель использует в своей практике инновационные образовательные технологии, включая ИКТ, зависит способность освоения школьниками текущего предметного материала дисциплины окружающий мир, что в свою очередь влияет на развитие логического мышления субъекта. Таким образом, можно говорить о том, что цель работы достигнута, а все поставленные в работе задачи решены.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего
образования [Текст] / Л.Л. Алексеева. – М.: Просвещение, 2019. – 128 с.
2. Антонова С.Г. Информационная культура личности: Вопросы
формирования [Текст] /С.Г. Антонова // Высшее образование в России. –
2014. – No 1. – С. 82-89.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителей [Текст] /
А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2008. – 162 с.
4. Бондаренко, Г. И. О некоторых приемах работы младших школьников с учебно-научным и собственным текстом на уроке русского языка
[Текст] / Г.И. Бондаренко. – М.: Начальная школа плюс до и после,
2013. – 91 с.
5. Володина, Г.А. Информационное обслуживание: детский сектор [Текст] / Г.А. Володина. – М.: Мир библиографии, 2010. – 23 с.
6. Вольнова, Н.А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. – М.: Практика административной работы в школе, 2014. – 58 с.
7. Воровщиков, С.Г. Универсальные учебные действия как
метапредметный компонент содержания основного общего образования
[Текст] / С.Г. Воровщиков – М.: Справочник, 2012. – 240 с.
8. Горобец, О.А. Методы и приемы формирования информационной
грамотности у младших школьников в процессе языкового образования
[Текст] / О.А. Горобец. – М.: СатисЪ, 2014. – 135 с.
9. Ефимов, В.Ф. Использование информационно- коммуникативных
технологий в начальном образовании школьников [Текст] / В.Ф.
Ефимов. – М.: «Начальная школа», 2019. – 255 с.
10. Завьялова, О.А. Воспитание ценностных основ информационной
культуры младших школьников [Текст] / О.А. Завьялова – М.:
«Начальная школа», 2018. – 123 с.
11. Захарова, Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный
процесс [Текст] / Н.И. Захарова. – М.: Начальная школа, 2008. – 103 с.
12. Ильин, Г.А. Как обеспечить качество обучения в информационном
обществе [Текст] / Г.А. Ильин. – М.: Народное образование, 2011. – 148
с.
13. Климук М.А. Регулятивные универсальные учебные действия. Психологическое содержание универсальных учебных действий. Электронный журнал http://yandex.ru/clck/jsredir (дата обращения 24.03.24).
14. Ковалёва, А.Г. Использование информационно-компьютерных
технологий при обучении в начальной школе [Текст] / А.Г. Ковалева. –
М. : Начальная школа, 2011. – 98 с.
15. Кусова, М.Л. Учебно-научный текст как средство формирования
информационных умений у младших школьников [Текст] / М.Л. Кусова.
– М. : Педагогическое образование в России, – 118 с.
16. Мяотс, О.Н. Уроки информационной грамотности в школе:
методические рекомендации [Текст] / О.Н. Мяотс. – М.: ООО «Чистые
пруды», 2005. – 32 с.
17.Нажметдинова, В.М. Педагогические условия формирования информационно аналитических умений у детей младшего школьного возраста / В.М. Нажметдинова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 9 (143). — С. 345-347. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40176/ (дата обращения 24.03.24).
18. Никотина, Е.В. Содержание и методы формирования информационной культуры детей младшего школьного возраста в ходе дополнительного образования [Текст] / Е.В. Никотина. Научно-методический журнал «Мир образования – Образование в мире». – М.: Просвещение, 2016. – 487 с.
19. Романова, Ю.Д. Информатика и информационные технологии: учебное пособие [Текст] / Ю.Д. Романовой. – М.: Эксмо, 2011. – 704 с.
20. Соколова, Т.Е. Информационная грамотность [Текст] / Т.Е. Соколова. –М.: Начальная школа, 2013. – 124 с.
21. Соколова, Т.Е. Информационная культура младшего школьника как
педагогическая проблема: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Т.Е.
Соколова. – М.: Издательский дом «Федоров», 2007. – 96 с.
22. Стародубова Г.А. Основы информационной культуры: сборник методических материалов / Г.А. Стародубова. − Режим доступа: http://pda/apkpro.ru/content/viеw/559/93 (дата обращения 24.03.24).
23. Татьянченко, Д.В., Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом [Текст] / Д.В. Татьянченко. –
М.: «Завуч», 2000. – 63 с.
24. Тестов, В.А. Информационное общество: переход к новой парадигме в образовании [Текст] / В.А. Тестов. – М.: Педагогика, 2012. – 91 с.
25. Шишкина, Т.В. Мониторинг качества сформированности общеучебных умений и навыков [Текст] / Т.В. Шишкина. – М.: Справочник зам. дир. школы, 2012. – 32 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней