Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена возникающим интересом в отечественной педагогике и психологии к изучению одаренности детей и подростков. В соответствии с этим одним из ключевых направлений образовательной деятельности школ является выявление творческого потенциала и интеллектуальных способностей детей и подростков. Проблема раннего выявления и обучения одаренных детей является одной из приоритетных в сфере образования. От ее решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал страны в целом. В связи с этим данная задача актуальна и сегодня.
В процессе работы с одаренными детьми при организации внеклассной работы по изобразительному искусству перед педагогом стоит основная задача создания необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков в общеобразовательной школе. Использование методов арт-терапии в рамках дополнительных занятий с одаренными детьми позволяет им раскрыть творческий потенциал, помочь в самовыражении, а также решить имеющиеся психологические проблемы или трудности.
Фундаментальные исследования по проблемам творческой психологии (С.Л.Рубинштейн, Б.М.Кедров, А.В.Брушлинский, Ю.А.Кулюткин, Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров, Д.Б.Богоявленская, М.Г.Ярошевский и др.), общих и специальных способностей (Б.Г.Ананьев) , А. А. Бодалев, Ф. Н. Гоноболин, Е. И. Игнатьев и др.), психология и психофизиология индивидуальных различий и способностей, генетические предпосылки индивидуальных различий (И. В. Равич–Щербо).
Большое значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном возрасте и в начальной школе (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин). Наибольший вклад в развитие теории и практики работы с одаренными детьми внесли такие ученые, как И.С. Лейтес, В.Д. Шадриков, А.М. Матюшкин, Д.Б. Богоявленская, Т.О. Гордеева.
В соответствии с актуальностью исследовательской проблемы была определена тема курсовой работы: «Методы арт-терапии в работе с одаренными детьми во внеклассной изобразительной деятельности в начальной школе».
Цель работы – изучить особенности применения методов арттерапии в работе с одаренными детьми во внеклассной изобразительной деятельности в начальной школе.
Объект исследования – одаренные дети, учащиеся в начальной школе.
Предмет исследования – методы арт-терапии в работе с одаренными детьми.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия «одарённость», «одарённый ребёнок».
2. Рассмотреть особенности развития творческих способностей на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе.
3. Провести диагностику творческих способностей у детей младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования.
4. Разработать и апробировать программу с использованием методов арт-терапии с одарёнными детьми на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы); практические – эмпирические (тестирование).
База исследования: …….
Структура курсовой работы состоит из введения, двух основных глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты применения методов арт-терапии в работе с одаренными детьми на внеурочных занятиях по изобразительной деятельности в начальной школе
1.1 Сущность понятия «одарённость», «одарённый ребёнок»
Одаренность как научная проблема существует уже более 100 лет. Но в России в последнее время происходит динамичное изучение этого понятия в практической работе педагогов и психологов.
В Российской педагогической энциклопедии под одаренностью понимают «систематически развивающееся качество психики в течение жизни, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, экстраординарных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [38].
В различных исследованиях ученые рассматривают «одаренность» как совокупность способностей (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов), интеллект, креативность и настойчивость (Д. Рензулли), совокупность психических свойств (С.В. Кузнецова); как интегративная характеристика личности (Н.С. Лейтес), целостное личностное образование (Л.М. Нарикбаева), качественно – своеобразное сочетание врожденных способностей (Ж.О. Умбетова), высокий уровень творческого потенциала (А.М. Матюшкин, Е.И. Щебланова, С.Е. Белова, Н.Б. Шумакова) , совокупность индивидуальных качеств (И.Б. Отцовский), способность к обучению на высоком уровне сложности (И.А. Бевз), конкретный промежуточный результат формирования и развития способностей (С.М. Джакупов) [35, с. 5].
Подавляющее большинство психологов и педагогов сегодня признают тот факт, что степень, доброкачественная оригинальность и характер развития одаренности изначально являются следствием сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды [33].
Рассмотрим понятие, виды одаренности и особенности одаренных детей. «Одаренные дети очень разные: очень бойкие, даже иногда просто нахальные, и тихие, едва слышно выговаривающие ответ на трудные задачи. Очень обаятельные, обаятельные и неуклюжие, застенчивые. Большинство из них интересуется математикой, но многие из них начинают рано интересоваться биологией, химией, астрономией, физикой». (В. С. Юркевич). Но есть кое-что, что объединяет этих детей, с одной стороны, и позволяет выделить их из всей массы сверстников, с другой, - это ряд выделяемых многими исследователями общих черт, характерных для одаренного ребенка. Зная их, можно правильно построить образовательный процесс и создать благоприятные условия для обучения и всестороннего развития одаренного ребенка в общеобразовательной организации. Прежде чем определить понятие «одаренные дети», необходимо определить, что такое «одаренные».
Понимание термина «одаренный» претерпело существенные изменения на протяжении ХХ века. Поначалу эта концепция распространялась только на взрослых, чьи достижения считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их интеллектуальное развитие, исключительные успехи в обучении. Уже в 20-е годы психологи выделяли так называемые особые таланты, к которым относились: «технические, коммерческие, научные, академические, художественные, социальные таланты». В 30-е годы стали раздаваться голоса специалистов, возражающих против исключительного использования тестов интеллекта. выявить одарённых детей.
Со временем и по мере накопления опыта определение одаренности становится шире. Таким образом, одаренность стала определяться как способность достигать выдающихся достижений в любой общественно значимой сфере человеческой деятельности. В 1972 году в официальном отчете Государственного департамента образования США Конгрессу были предложены следующие виды одаренности (рис. 1):
Рисунок 1 – Виды одаренности
В настоящее время дифференциация по аспектам интеллектуальной и творческой одаренности идет еще дальше. В этой связи следует упомянуть взгляды Б.М. Теплова, который возражал против идеи, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одаренности в других областях. Он подчеркивал, что «талант как таковой многогранен», и считал, что речь должна идти не о сосуществовании разных талантов, а о широте самой одаренности. Он писал: «Способность успешно действовать в различных областях объясняется, прежде всего, наличием некоторых общих точек одаренности, важных для разных видов деятельности. В этом состоит центр научной проблемы многосторонних талантов»[ 28, с. 41].
Авторы «Рабочей концепции одаренности» Д.Б. Богоявленская и В.Д. Шадриков [23] рассматривал в своей работе проблему типов одаренности. Они определили пять критериев для своего определения.
1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики (к основным видам деятельности авторы относят: практическую, теоретическую, художественно-эстетическую, коммуникативную и духовно-ценностную; сферы психики представлены: интеллектуальной, эмоциональный и мотивационно-волевой).
2. Степень сформированности (дифференцируется на потенциальную и актуальную).
3. Форма проявления (явная одаренность и скрытая одаренность).
4. Широта проявлений в различных видах деятельности (общая одаренность и особая одаренность).
5. Особенности возрастного развития (ранняя и поздняя одаренность).
По критерию «род деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение типов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом различных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации.
К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (с учетом возраста детей предпочтительно говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативно-духовная деятельность. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.
Внутри каждой сферы можно выделить следующие уровни психической организации. Таким образом, внутри интеллектуальной сферы выделяют сенсомоторный, пространственно-зрительный и понятийно-логический уровни. Внутри эмоциональной сферы существуют уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы выделяют уровни мотивации, целеполагания и смыслообразования.
Соответственно выделяют следующие виды одаренности (рис. 2):
Рисунок 2 – Виды одаренности
Каждый тип одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного вида деятельности. Каждый вид одаренности в своих проявлениях охватывает в той или иной степени все пять видов деятельности.
В психолого-педагогической практике различают «степень сформированности одаренности», которая проявляется в виде:
– актуальная одаренность (ребенок проявляет себя на более высоком уровне активности в конкретной предметной области по сравнению со сверстниками);
– потенциальная одаренность (ребенок не может реализовать свои способности в данный момент из-за их функциональной недостаточности) [39].
Таким образом, проанализировав понятия «одаренность» и «одаренные дети» в научной литературе, можно сделать вывод, что каждый вид одаренности анализируется с учетом используемых мыслительных операций, случаев высокоодаренных способностей, проявлений в других культурах, и возможный путь эволюционного развития.
В силу наследственных факторов или под влиянием особенностей обучения у одних детей сильнее других развиваются одни виды одаренности, тогда как все они необходимы для более полной реализации личности. Одаренные дети обладают любознательностью (познавательной потребностью), повышенной чувствительностью к проблемам и склонностью к разным задачам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арченко, А.А. К вопросу о креативности и способах ее изучения и измерения / А.А. Арченко. Текст: непосредственный // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. – 2020. – № 2. – С. 93-103.
2. Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория /Под редакцией Л.Н.Собчик – СПб.: ООО «Каскад», 2005. – 240 с.
3. Бердяев, Н.А. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. – М.: АСТ, 2011. – 465 с.
4. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности: Монография.- М., 1998
5. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М.: АСТ, 2009. – 811 с.
6. Вергелес, Г. И. Творческие способности как предмет психолого-педагогического исследования / Г. И. Вергелес, А. И. Раев // Младший школьник: формирование и развитие его личности: Сб. научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – С. 45-47.
7. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление: Пер. с англ./Общ. ред. С.Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. — М.: Прогресс, 1987. — 336 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя /Л. С. Выготский.– М.: Просвещение, 2014. – 93 с.
9. Гайнза, В. Г. Значение импровизации в современной методологии / В. Г. Гайнза. – М. : Музыка, 1973. – 150.
10. Гилфорд, Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. М., 1965. – 324 с.
11. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Харвест; Минск, 1998. – 876 с.
12. Груздова, И.В. Творческое развитие младшего школьника: электронное учеб.-метод. пособие / И.В. Груздова. – Тольятти: Изд-во ТГУ,2019.
13. Денисенкова, Н. С. Психолого-педагогическая практика и теоретические воззрения Л. С. Выготского на проблему развития детских способностей / Н. С. Денисенкова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2013. – № 2. – С. 54-58.
14. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: учебное пособие для вузов / В. Н. Дружинин. – 3-е изд. – М. : Юрайт, 2020. – 349 с.
15. Ермолаева-Томина, Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. № 4. С. 74–84.
16. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 15-17.
17. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб., 2009.
18. Карпова, Л.Г Проблема творческих способностей личности в психологии // Электронный журнал Омский научный вестник. – 2008г. – С.142-144.
19. Квач, А. Основы импровизации / А. Квач. – Иркутск: УМЦ «Байкал», 2006. – 25 с.
20. Киселева М.В. «Арт-терепия в работе с детьми». СПб.: Речь, 2008.
21. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высших и средних пед. учеб. заведений. / Г.М.Коджаспирова. М.: Академия, 2003. – 176 с.
22. Колпачёв, В. В. Феномен творчества в контексте научного познания (Психолого-педагогические аспекты проблемы) / В. В. Колпачёв. – Режим доступа: http://book.ariom.ru (дата обращения: 10.10.2022). – Текст: электронный.
23. Кондратьева, Н. В. Сущность понятия «Творческие способности» // Электронный журнал Концепт . – 2015г. – Вып N 9. – С. 1-8.
24. Костюк, Г. С. Способности и их развитие у детей / Г. С. Костюк // Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. – М.: Просвещение, 1989. – С. 307-373.
25. Котляревская, М. А., Штуден Л. Л. Приобщение к творчеству. –Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1987. – 128с
26. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. / В. А. Крутецкий. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
27. Крысько, В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В. Г. Крысько. – М.: Владос-прес, 2001. – 368 с.
28. Кузнецова, Ю. В. Проблема интерпретации понятия творчества в современном научном знании / Ю. В. Кузнецова // Аналитика культурологии. – 2016. – № 1 (34). – С. 52-60.
29. Лармина, О. В. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи / О. В. Лармина – М.: Изд-во Москва унт-та. 1978. – 98с.
30. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды / Н. С. Лейтес. – М.: Московский психолого-соц. ин-т, 2008. – 478 с.
31. Леонтьев, А. Н. О формировании способностей [Электронный ресурс]: электрон. учебник/ А.Н. Леонтьев. – Режим доступа: https://ebooks.grsu.by/psihologia/leontev-a-n-o-formirovanii- sposobnostej.htm (дата обращения: 10.10.2022). – Текст: электронный.
32. Лук А.Н., Психология творчества, М., «Наука», 1978 г., с. 8-37.
33. Лымаренко В.М., Леонтьев О.В. Сборник психологических тестов и методик: учебное пособие. СПб.: Университет при МПА ЕврАзЭС, 2021. — 111 с.
34. Маклаков, А.Г. Общая психология [Электронный ресурс]: электрон. учебник / А.Г. Маклаков. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/makl/23.php.
35. Мелик-Пашаев, А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. – М. : Знание, 1981. – 240 с.
36. Морозова, С. Н. Основные направления и приемы развития детского творчества в педагогической деятельности Б. Л. Яворского и его учеников / Из истории музыкального воспитания: хрестоматия /сост. О. А. Апраксина. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.
37. Одаренные дети – образовательный вызов XXI века: сб. статей / под общ. ред. С.В. Жолована, под науч. ред. Л.М. Ванюшкиной. – Вып. 1. – СПб.: СПб АППО, 2014. – 108 с.
38. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под ред. Н.Н. Тулькибаевой, Л.В. Трубайчук. — М.: Издательский Дом «Восток», 2003. — 274 с.
39. Полозова Л. А. Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 99–105. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770119.htm.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. N 1241, от 22 сентября 2011 г. N 2357).