Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Согласно требованиям ФГОС на каждой образовательной ступени, развитие и воспитание субъекта является приоритетной областью образования. Это предполагает создание условий для развития у школьников предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира, природы, творчества и др.
Период школьного возраста благоприятен для воспитания у обучающихся патриотизма, патриотических и гражданских чувств, поскольку школьник стремится быть социализированным в соответствующей среде.
ФГОС на каждой ступени школьного образования, начиная с начальной школы и заканчивая старшей ступенью регламентирует гражданское и патриотическое воспитание субъекта. Каждый учитель, не зависимо от того какую именно дисциплину он преподаёт, принимает непосредственное участие в патриотическом воспитании школьников.
Патриотическое воспитание школьников должно быть реализовано как в урочной деятельности, так и в условиях внеурочной деятельности. Образовательная область ОБЖ позволяет педагогам воспитывать патриотические чувства школьников как на уроках, так и в рамках различных внеурочных мероприятий.
Формы и способы работы по патриотическому воспитанию могут быть при этом использованы самые разнообразные, к примеру, средствами музейной педагогики. Воспитывать патриотизм у школьников средствами музейной педагогики можно как в рамках уроков по ОБЖ, так и в рамках отдельно взятых воспитательных мероприятий.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость патриотического воспитания в педагогической деятельности учителей основ безопасности жизнедеятельности.
Объект исследования: процесс патриотического воспитания в педагогической деятельности учителей основ безопасности жизнедеятельности.
Предмет исследования: средства и способы патриотического воспитания в педагогической деятельности учителей основ безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
1. Провести анализ понятия патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС.
2. Изучить особенности патриотического воспитания школьников в педагогической деятельности учителей основ безопасности жизнедеятельности.
3. Описать организационно-педагогические условия патриотического воспитания школьников в педагогической деятельности учителей основ безопасности жизнедеятельности.
4. Предложить методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников в педагогической деятельности учителей основ безопасности жизнедеятельности
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания в условиях реализации ФГОС
1.1. Анализ понятия патриотическое воспитание школьников в условиях реализации ФГОС
Патриотизм граждан во все времена играл особую роль в духовной жизни народа. Прежде всего, патриотизм и гражданственность выступают фундаментом государственности и залогом эффективного функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Под патриотическим воспитанием понимают систему воспитания и обучения личности, предусматривающую создание условий для становления нравственно-патриотической позиции субъекта и его гражданской компетентности. Речь идёт об обретении субъектом опыта общественно-полезной патриотической гражданской деятельности в контексте непрерывного образования.
Основной целью патриотического воспитания является воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и др. [11].
Патриотическое воспитание представляет собой целенаправленное педагогическое влияние на сознание субъекта путем его приобщения к лучшим образцам отечественной патриотической культуры и искусства, развития чувства уважения к истории своего народа, к законам страны, к гражданским правам и обязанностям, формирование чувства ответственности за судьбу своей страны, готовности к гражданскому действию.
Воспитание гражданственности и патриотизма - это целенаправленная и систематическая деятельность школ, училищ, техникумов, вузов, различных молодежных организаций и мест отдыха детей и подростков по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Понятие «патриотизм» имеет достаточно широкую трактовку [7].
Н.М. Карамзин, говоря о патриотизме, выделял в нём три элемента:
-физическая любовь к Родине;
- гражданская любовь;
- политические идеалы Родины [9].
Патриотизм – это, прежде всего, любовь к Родине, чувство привязанности и преданности своей стране. Патриотизм можно рассматривать как политический принцип и социальное чувство, в связи с чем, эта тематика никогда не перестаёт быть актуальной и постоянно обсуждаемой общественностью.
Важное место в процессе формирования у школьников качеств гражданина и патриота занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Учитель по ОБЖ создаёт для учеников условия для формирования гражданина – патриота в курсе ОБЖ.
Необходимость формирования патриотизма сегодня провозглашается многими нормативно-правовыми актами и стратегическими программами, поскольку одной из наиболее актуальных проблем страны в настоящее время является обеспечение целостности и единства ее народов.
Основные направления для организации гражданского и патриотического воспитания молодежи отражены в перечне документов, где патриотизм рассматривается как основа духовно-нравственного единства страны. Нормативные правовые акты и государственные программы затрагивают множество сфер, таких как:
-сфера физической культуры и спорта;
-молодежная, национальная и семейная политика;
-сфера образования и др.
Подрастающее поколение является важнейшим приоритетом государственной политики России. Именно Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей. Это позволяет воспитывать в них патриотизм, гражданственность и уважение к своему народу.
Приоритет патриотического воспитания молодёжи государство отдает системе образования. Несомненно, что это связано с воспитательной работой в школе. Воспитательный процесс рассматривается как деятельность, направленная на разностороннее развитие личности. Для этого должны быть созданы условия для самоопределения субъекта, для социализации школьников на основе духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения.
Всё это позволило выделить патриотическую составляющую на законодательном уровне и закрепить в учебных программах общеобразовательных организаций новую систему воспитания.
Отдельно следует рассмотреть Закон «О патриотическом воспитании в Российской Федерации». Именно в нём определены главные направления патриотического воспитания молодёжи. Это рассмотрено как комплекс необходимых мероприятий, направленных на осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров и способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов. Под гражданско-патриотическим направлением в этом случае понимается реализация комплекса мероприятий, направленных на воспитание у граждан осознанной необходимости бескорыстного служения России при выполнении служебных, трудовых и общественных обязанностей.
Под гражданским и патриотическим направлениями понимают комплекс мероприятий, который должен быть направлен на формирование осознанной необходимости исполнения конституционного долга по защите Отечества и подготовки к военной службе. Любая государственная программа патриотического воспитания, разработанная на заданный промежуток времени включает в себя несколько разделов:
-научно-исследовательский;
- информационный;
-методический.
Помимо этого, в нормативных документах присутствуют разделы, которые ориентированы на усовершенствование направлений и форм работы в сфере патриотического воспитания. Особо следует отметить такие регламентирующие образовательную деятельность документы как ФГОС для различных образовательных ступеней.
В каждом из этих ФГОС воспитание ученика обусловливается и рассматривается как целенаправленная работа, способная сформировать у ученика ценностные ориентации и свойства гражданина и патриота страны.
Современная нормативно - правовая база, которая регулирует гражданское, и патриотическое воспитание молодёжи, должна рассматриваться как основное направление во внутренней политике государства. Общероссийский национальный приоритет – это прежде всего воспитание достойного гражданина своей страны. При этом важно не только сформировать нормативную правовую базу, но и обеспечить ее активное применение на практике.
Большую роль в этом вопросе играет музейная педагогика. Ее значение в системе школьного воспитания сегодня чрезвычайно велико. Образовательно-воспитательный потенциал музея обоснован в работах М.Б. Гнедовского, H. Кульчинской, Н.П. Макарова и др. Гражданские и патриотические функции музейной педагогики выделяли в своих работах М.Б. Гнедовский, В.Ю. Дукельский, Н.А. Никишина, Т.П. Полякова и др.
Педагогические аспекты формирования гражданственности исследовали Т.С. Комаров, B.C. Кузин, Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалов и др. Практика показывает, что потенциал музейной педагогики в образовательных организациях используется недостаточно, поскольку большинство педагогов недооценивают образовательно-воспитательные возможности музея в воспитании школьников. Музей часто воспринимается как хранилище ценностей, а не как важный элемент педагогической системы, который может способствовать формированию интереса к культуре родного края, народному фольклору, национальным героям и др. Исследования показывают, что большинство школьников не посещают музеи. Не удивительно, что они часто обладают весьма неглубокими представлениями о музейных экспонатах, их свойствах и функциях. Они не в полной мере осознают ценностное значение экспозиционного материала.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова, А.Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы / А.Д. Антонова, Е.С. Сафронова, М.Д. Лучникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 296-299. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46892/ (дата обращения: 30.03.2024).
2. Ахунов, В.М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления [Текст]/ В.М. Ахунов // Вестник Московского университета. - 2016. - Сер.20: Педагогическое образование. No 4. С.45-57.
3. Агапова, И.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1 –11 классы [Текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – Москва: ВАКО, 2018. –366 с.
4. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи [Текст] / Н.В. Адаева // Человек и образование. -2012. -No1. –с.130-133.
5. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. -М.: Образование, 2017. –231 с.
6. Артюхова, И.С. Ценности и воспитание [Текст] / И. С. Артюхова // Педагогика, 2015. - No4. –с.78-80.
7. Алиева, С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст]/ С. А. Алиева // Начальная школа. - 2017. -No 9. - С. 17 - 20.
8. Бородина, Е.Н. Наследие: методические рекомендации по нравственно-патриотическому воспитанию детей в художественно-игровой деятельности [Текст] / Е.Н. Бородина. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2016. –115 с.
9. Большаков, В.П. Ценности культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры) [Текст] / В.П. Большаков. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2012. - 112 с.
10. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст] /А.Н. Вырщиков // Монография. –Волгоград: НП ИПД «Авторское перо». - 2016. -172 с.
11. Гуляева, И.Л. Гражданином быть обязан: формирование гражданской позиции личности [Текст] / И. Л. Гуляева // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Сост. Тихомиров, С. А. -Вологда: Книжное наследие, 2017. - 686 с.
12. Данилюк, А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2016. ― 29 с.
13. Дмитров, А.Г. Воспитание патриотизма: сущность, задачи, методы [Текст] / А. Г. Дмитров. – М: Триумф, 2015. –299 с.
14. Запорожец, И.Д. Музей и дети. Взаимосвязь эстетического и этического воспитания [Текст]/ И.Д. Запорожец //Искусство в школе. - 2016. - No 4. С.11-18.
15. Кривых, С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников [Текст] / С.В. Кривых, Г.А. Коновалова. – Новокузнецк: ИПК, 2015. –150 с.
16. Кузнецова, Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике XX в. [Текст] / Л. В. Кузнецова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2016. - No 9. -С. 28 - 35.
17. Кондратьева, Н.В. Сущность понятия «творческие способности» [Текст] / Н.В. Кондратьева // Концепт. – 2015. - No 9. - С. 18.
18. Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Е. Мусина. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. —156 с.
19. Пионтковский, В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования [Текст]/ В.В. Пионтковский // дис. ... д-ра пед. наук. – Якутск, 2016. –346 с.
20. Понятие «Патриотическое воспитание». [Электронный ресурс]. Студенческая библиотека онлайн Studbooks.netURL: http://studbooks.net/1869689/pedagogika/ponyatie_patrioticheskoe_vospitanie (дата обращения: 30.03.2024).
21. Следзевский, И.В. Основные направления гражданско - патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве [Текст] / И. В. Следзевский // Внешкольник. - 2017. -No 1. -С. 25 - 28.
22. Стекляр, Г.В. Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях / Г.В. Стекляр // Дополнительное образование и воспитание. –2012. - No1.
23. Табарданова, Т.Б. Методики диагностики качества гражданского образования и патриотического воспитания учащихся основной школы. [Текст] / Табарданова, Т.Б., Федотова Е.В., Скворцова И.В. – Димитровград: УИПКПРО, 2013. –63 с.
24. Ушкалова, А.И. Историческая реконструкция – основа военно - патриотического воспитания / А.И. Ушкалова // Дополнительное образование и воспитание. –2014. -No10 – С. 17-20.
25. Циулина, М.В. Патриотическое воспитание школьников: возможности социообразовательной среды / М.В. Циулина // Воспитание в школе. – 2014. - No 3. – С. 24-32.