Фрагмент для ознакомления
2
1.1. Психологические особенности креативной деятельности подростков
Современная концепция творчества предполагает связь личности и культуры как результат творческой деятельности индивида, способствующей его развитию. В результате проведенного анализа мы определили понятие творчества как интегральную характеристику личности, определяющую возможности социального взаимодействия между людьми, а специфической характеристикой процесса, продукта и личности является оригинальность мышления.
Участвуя в творческих процессах, человек активизируется в творческой среде, приобретает творческие черты личности и актуализирует их в виде творческих продуктов [9, с. 20].
Именно креативность как "творческая черта" может объяснить продуктивность внедрения различных способов восприятия мира и обработки информации. В психологических словарях креативность (производное от английского слова "creativity") рассматривается как уровень творческой одаренности, способность к творчеству, и является относительно устойчивой чертой личности.
Креативность – это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. В своё время изучением креативности занимались такие выдающиеся психологи, как 3. Фрейд, К. Роджерс, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг, Т. Амабайл, Я. А. Пономарев, Д. Б. Богоявленская, A. M. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В. Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Ф. Баррон, Д. Харрингтон и другие. В то же время, понятие креативности в данный момент нельзя назвать четко определенным и устоявшимся как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях [6].
Ключевая особенность подросткового возраста - осознание собственной индивидуальности и неповторимости. Для старшеклассников личные качества имеют особую ценность. Важны также напряженные и рискованные ситуации. Развитие волевой личности и усиление индивидуальных различий в подростковом возрасте имеют большое значение. Для очень большого числа учащихся характерно отсутствие интереса к познавательной деятельности, в то время как некоторые подростки проявляют неподдельный интерес к творчеству и обучению. Старшеклассники могут осознанно ставить и выполнять творческие или учебные задачи. Поэтому одной из важнейших задач является стимулирование подростков к принятию таких решений.
Подростковый возраст – это переходный период от ребенка к взрослому. В этот период возрастает интерес к себе и своим физическим данным, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается самооценка и обида. В подростковом возрасте формируются устойчивые модели поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования. Это период достижений, быстрого приобретения знаний и навыков, обретения нового социального статуса. В то же время утрачивается мировоззрение ребенка, появляется чувство тревоги и психологического дискомфорта [9, с. 20].
Специфическими характеристиками творческих процессов, продуктов и личностей являются оригинальность, системность, обоснованность и адекватность задаче. Новое решение математической задачи, открытие химического процесса, создание музыки, живописи или поэзии, новая философская или религиозная система, нововведение в законодательстве, новое решение социальной проблемы и т. д.
Вопросом того, что подростковый возраст важен для развития креативности человека как период самовоспитания, саморазвития, самовыражения, т. е. как период становления личности, занимались такие ученые как Е. Д Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Б. Г. Цукерман, Д. Б. Эльконин. Подросток начинает осознавать себя в своей целостности, способности к саморазвитию и творчеству. Кроме того, именно в подростковом возрасте происходит развитие креативности как способности к творчеству, связанной с определённой сферой человеческой деятельности [19]. В то же время большинство школьных учебных заведений не столько развивает личность будущего творца, сколько формирует инструментальные навыки. В результате появляются хорошие исполнители, а не творческие личности.
В образовательном процессе редко учитывается, что именно в подростковом возрасте (по сравнению с предыдущими периодами взросления) появляются и реализуются новые возможности для развития личности. Уже в 10 лет ребенок проявляет стремление к независимости и потребность признать эту независимость в мире взрослых. Возникающее в подростковом возрасте "взрослое сознание" приводит к необходимости расширения возможностей для самовыражения, которое, по мнению Е. Яковлевой, представляет собой проявление индивидуальности через выражение эмоций, соответствующих ситуации, и самих эмоций [9, с. 20].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андронов В. П. Психологические особенности творческого мышления младших и старших подростков //Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2021. – Т. 21. – №. 3 (55). – С. 312-322.
2. Алякринский Б.И. О таланте и способностях (очерки о самовоспитании). – М. Знание. 1970. – С. 215.
3. Борисова Н. П. Творчество в процессах развития личности и социальной реадаптации подростков: дис. – Ставрополь: [Сев.-Кавк. гос. техн. ун-т], 2004.
4. Венгер Л. А. Психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2010. - 335 с
5. Выготский Л.С.Воображение и творчество в детском возрасте. - М. Просвещение 1991 г. - С. 287.
6. Григорьева М. В., Заболотина Е. Н. Творческая активность и самоактуализация личности подростка //Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2. – №. 3. – С. 273-279.
7. Жаркова А. С. Методы снижения тревожности у подростков посредством творчества //Научные революции: сущность и роль в развитии науки и техники: сборник научных статей/ответственный редактор ЕА Петрова.–Челябинск: Аэтерна. – 2020. – С. 110-111.
8. Занковский А.И. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. А.И.Занковский Сборник научных трудов. - Свердловск СИПИ. 1999 г. - С. 28.
9. Игнатова Т. В., Вдовина Н. А. Психологические особенности креативной деятельности подростков //Форум молодых ученых. – 2016. – №. 2. – С. 20-23.
10. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2009. – 434 с.
11. Катаева О. В. Отношение к творчеству в классической науке //Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2014. – Т. 5. – №. 3 (21). – С. 103-106.
12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – Университет Рос. акад. образования. – 5-е изд. – М. Издательство УРАО, 1999 г. – С. 169.
13. Мадорский Л.Р. Глазами подростков, Книга для учителя. – М. Просвещение. 1991. - С. 167.
14. Марченко А. А. Проектная деятельность как условие развития творческих способностей младших школьников //Педагогика и психология образования. – 2021. – №. 2. – С. 31-40.
15. Смагулов Е. К., Смагулова Н. Т. Особенности развития креативности в подростковом возрасте //Педагогическая наука и практика. – 2022. – №. 2 (36). – С. 25-29.
16. Сорокоумова Е. А. Психологические особенности нравственного развития современных подростков //Инициативы XXI века. – 2009. – №. 1. – С. 41-45.
17. Таньчева И. В. Самоопределение подростка в процессе творчества //Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – №. 3. – С. 145-147.
18. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. – 1988. – Т. 3. – №. 6. – С. 31.
19. Халифаева, О. А. Развитие креативности подростков в образовательном учреждении / О. А. Халифаева // Психология обучения. - 2008. - №2 9. - С. 2325.
20. Халифаева О. А. Психологические условия развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе //дисс.... канд. психол. наук/ОА Халифаева. – 2007.
21. Шаббазова Д. Р. Индивидуальность подростка и развитие творческих способностей //Апробация. – 2017. – №. 2. – С. 121-122.