Фрагмент для ознакомления
2
Эмоциональное выгорание (англ. "burnout") – это состояние психологического и эмоционального истощения, которое возникает вследствие длительного периода стресса на рабочем месте, а также избыточной эмоциональной нагрузки при взаимодействии с клиентами, пациентами, студентами или другими людьми.
Основные характеристики эмоционального выгорания включают в себя:
1. Эмоциональное истощение: работники чувствуют эмоциональное и физическое истощение, которое проявляется в ощущении вымотанности, усталости и потере интереса к работе.
2. Деперсонализация: работники начинают относиться к своим клиентам, пациентам или обязанностям с равнодушием или даже цинизмом, утрачивая эмпатию и сочувствие.
3. Снижение личной эффективности: производительность работы снижается, появляются трудности в выполнении профессиональных обязанностей, возникают чувства беспомощности и бесперспективности [21].
Эмоциональное выгорание является серьезной проблемой, которая может повлиять на психологическое и физическое здоровье работника, а также на качество оказываемых им услуг или производимой работы. Понимание этого явления и разработка стратегий его предотвращения и преодоления являются важными задачами для поддержания здоровья и благополучия работников в профессиях типа «Человек - человек».
Одной из главных индивидуально-личностных детерминант является высокий уровень самоэффективности. Люди, которые оценивают свои способности и возможности низко, более подвержены эмоциональному выгоранию. Это связано с тем, что низкая самоэффективность сопровождается чувством беспомощности и отсутствием контроля над происходящим. Это, в свою очередь, усиливает стресс, что может привести к развитию синдрома эмоционального выгорания [13].
Также значительное влияние на развитие синдрома оказывает индивидуальный стиль взаимодействия со стрессовыми ситуациями. Люди, которые не умеют адаптироваться к неблагоприятным обстоятельствам, склонны переживать стресс более интенсивно. Они не способны эффективно справляться с проблемами и быстро истощают свои эмоциональные ресурсы. Высокая склонность к перфекционизму также может являться негативным детерминантом синдрома, так как постоянная неудовлетворенность собственными достижениями может привести к эмоциональному истощению.
Необходимо также упомянуть о влиянии индивидуальной мотивации на развитие синдрома. Люди, чьи профессиональные ценности и цели не соответствуют их реальной деятельности, подвержены высокому риску эмоционального выгорания. Отсутствие смысла в своей работе и постоянное чувство недовольства результатами могут привести к деперсонализации, апатии и чувству беспомощности.
Обширный опыт и высокий профессиональный статус, хотя и могут дать некоторую защиту от синдрома эмоционального выгорания, также могут стать факторами риска. Высокие требования к себе и постоянное стремление к самосовершенствованию, характерные для профессионалов, могут привести к перегрузке и истощению ресурсов организма [16].
Выделяют типы людей подверженных синдрому эмоционального выгорания.
1. Педантичный – характеризуется добросовестностью, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления – апатия, сонливость.
2. Демонстративный – характеризуется стремлением первенствовать во всём, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.
3. Эмотивный – характеризуется чувствительностью, впечатлительностью, склонностью воспринимать чужую боль граничит с патологией, с саморазрушением [8].
Причины возникновения эмоционального выгорания в профессиях типа «Человек - человек» могут быть многообразными и включают в себя следующие аспекты:
1. Высокая эмоциональная нагрузка: работники этих профессий постоянно сталкиваются с эмоциональными вызовами, включая конфликты, трудные ситуации, страдания клиентов или пациентов, что может привести к избыточной эмоциональной нагрузке.
2. Ограниченные ресурсы и временные ограничения: часто работники профессий «Человек - человек» сталкиваются с недостатком ресурсов, включая время, финансы и персонал, что может создавать условия для чрезмерной нагрузки и стресса.
3. Требования к эмпатии и сочувствию: во многих профессиях этого типа работники должны проявлять эмпатию и сочувствие к клиентам или пациентам, что может привести к эмоциональному истощению, особенно если они сталкиваются с большим количеством страданий и трудностей.
4. Недостаточная поддержка и признание: отсутствие поддержки со стороны руководства, коллег или общества может усугубить ощущение изоляции и недооцененности, что в свою очередь увеличивает риск развития эмоционального выгорания.
5. Несбалансированность между работой и личной жизнью: нерегулируемый или чрезмерный рабочий график может привести к нарушению баланса между работой и личной жизнью, что усиливает стресс и усталость.
6. Профессиональная идентичность и самоидентификация: высокие ожидания по отношению к себе как к профессионалу, идеализированные представления о профессии и о самом себе в этой роли могут создавать дополнительное давление и конфликт с реальностью.
Учитывая эти и другие факторы, понимание причин возникновения эмоционального выгорания в профессиях типа «Человек - человек» является важным для разработки эффективных стратегий предотвращения и преодоления этого состояния [18].
Выгорание как процесс характеризуется тем, что развивается постепенно, без осознания человеком, а его симптомов проявляются через несколько лет. Симптомы и проявления эмоционального выгорания в профессиях типа «Человек - человек» могут быть разнообразными и включают в себя следующие аспекты:
1. Эмоциональное истощение: работники могут испытывать чувство изнеможения, усталости и эмоционального истощения. Они могут чувствовать себя эмоционально пустыми и вымотанными даже после отдыха.
2. Деперсонализация: работники могут начать относиться к своим клиентам, пациентам или студентам с равнодушием или даже цинизмом. Это проявляется в негативном отношении к тем, с кем они взаимодействуют, и в отчуждении от своей профессиональной роли [28].
3. Снижение личной эффективности: работники могут испытывать затруднения в выполнении своих профессиональных обязанностей. Они могут испытывать чувство беспомощности, низкое самооценку и сомнения в своих способностях.
4. Чувство отчуждения и изоляции: работники могут чувствовать себя изолированными от коллег и чувствовать, что их трудности не понимают или не принимают на серьезно. Это может усилить чувство одиночества и уязвимости.
5. Физические симптомы: к эмоциональным проявлениям могут добавиться физические симптомы, такие как бессонница, головные боли, проблемы с пищеварением, повышенное артериальное давление и другие проявления стресса.
6. Снижение мотивации и удовлетворенности работой: работники могут потерять интерес к своей работе и утратить мотивацию для достижения профессиональных целей. Уровень удовлетворенности работой может снизиться, что может привести к ухудшению результатов труда.
Эти симптомы могут проявляться в разной степени у различных работников и зависят от индивидуальных особенностей и контекста работы. Однако их своевременное распознавание и анализ помогут предотвратить серьезные последствия эмоционального выгорания и предпринять меры по его преодолению [17].
1.2. Профессии типа «Человек - человек»: особенности и риски
Профессии типа «Человек - человек» – это профессии, в которых основной рабочий процесс связан с непосредственным взаимодействием и общением с другими людьми. В этих профессиях ключевыми аспектами работы являются умение понимать, сочувствовать, помогать, консультировать или обучать других людей. В таких профессиях важными могут быть навыки эмпатии, коммуникации, толерантности и умения эффективно управлять эмоциями.
Примеры профессий типа «Человек - человек» включают:
1. Медицинские профессии: Врачи, медицинские сестры, психотерапевты, психологи, социальные работники в медицине и другие специалисты, которые работают с пациентами и клиентами, чтобы предоставить им медицинскую помощь и поддержку.
2. Образовательные профессии: Учителя, преподаватели, педагоги, воспитатели и другие специалисты, работающие с учащимися и студентами для обучения и развития.
3. Социальные профессии: Социальные работники, консультанты по семейным вопросам, волонтеры в социальных службах и другие специалисты, которые оказывают поддержку и помощь людям в сложных ситуациях.
4. Обслуживающие профессии: Бариста, продавцы, библиотекари, кассиры, агенты по обслуживанию клиентов и другие специалисты, работающие непосредственно с клиентами или покупателями.
Все эти профессии требуют от работников высокого уровня эмоционального интеллекта, способности эффективно управлять стрессом и эмоциями, а также умения устанавливать эффективные взаимоотношения с разнообразными людьми [11].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахметгалиева, Э. И. Эмоциональное выгорание сотрудников современной организации: диагностика и профилактика / Э. И. Ахметгалиева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. – 2020. – № 7. – С. 34-37.
2. Бабаева, Э. С. Основные направления профилактики синдрома эмоционального выгорания / Э. С. Бабаева, И. А. Таскина // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества: Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Горно-Алтайск, 16 декабря 2021 года / редактор Г. Ю. Лизунова. – Горно-Алтайск: БИУ Горно-Алтайского гос. ун-та, 2021. – С. 158-161.
3. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. – СПб: Речь, 2009. – 272 с.
4. Белашева, И. В. Эмоциональная компетентность и проблема эмоционального выгорания у сотрудников организации / И. В. Белашева, М. Л. Есаян, Л. И. Макадей // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 71-4. – С. 329-333.
5. Влах, Н. И., Данилов, И. П., Гугушвили, М. А., Логунова, Т. Д. Специфика синдрома эмоционального выгорания у представителей «помогающих» профессий // Мед. труда и пром. экол. – 2021. – №8. – С. 503-509.
6. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченко. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – С. 336.
7. Волобаев, В. М. Эмоциональное выгорание: диагностика, профилактика, коррекция: монография / В. М. Волобаев; В. М. Волобаев; М-во образования Ульяновской обл., Ульяновский ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования, Науч.-исслед. лаб. развития инновационных процессов в учреждениях образования. – Ульяновск: УИПКПРО, 2011. – 103 с.
8. Гутова, Т. С. Индивидуально-личностные детерминанты синдрома эмоционального выгорания / Т. С. Гутова, А. И. Сидоренко // Научный аспект. – 2023. – Т. 20, № 11. – С. 2435-2439.
9. Ермилова, М. В. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания / М. В. Ермилова // Инновации, технологии, наука: Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях, Пермь, 25 января 2017 года. Том Часть 4. – Пермь: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2017. – С. 177-179
10. Киселева, Т. Г. Профилактика эмоционального выгорания педагогов: статья / Т. Г. Киселева // Проблема современной науки и образования, 2015. – №9.
11. Ковальчук, М. А. Синдром эмоционального выгорания в социальных профессиях и способы его профилактики: монография / М. А. Ковальчук. – Ярославская государственная сельскохозяйственная академия, 2017. – С. 18–29.
12. Котов, Е. В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие / Е. В. Котов. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013.
13. Макарова, Г. А. Синдром эмоционального выгорания. Психотерапия. – 2003. – №11. – С. 20 - 24.
14. Макаров, В. Е. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания / В. Е. Макаров, С. Е. Сапунова // Социальная работа с молодежью: профилактика профессиональной деформации: Сборник научных трудов. Научные статьи по итогам выступлений студентов СРБ-ДС-4 и преподавателей, Москва, 17 февраля 2010 года. Том Выпуск №2. – Москва: Российский государственный социальный университет, 2010. – С. 39-43.
15. Мамаев, Д. Ю. Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания / Д. Ю. Мамаев, Е. В. Мамаева // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. – 2021. – № 3(45). – С. 139-143.
16. Москалёва, Т. В. Синдром эмоционального выгорания // Вестник Московского информационно-технологического университета – Московского архитектурно-строительного института. – 2018. – №4. – С. 63-68.
17. Овчинников, Ю. В. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, принципы лечения, профилактика / Ю. В. Овчинников, М. В. Палченкова, О. В. Калачев // Военно-медицинский журнал. – 2015. – Т. 336, № 7. – С. 17-24.
18. Перфилова, И. А., Тимофеева, М. Ю., Лохина, В. М. Синдром эмоционального выгорания // БМИК. – 2019. – №1. – С. 56-56.
19. Проничева, М. М., Булыгина, В. Г., Московская, М. С. Современные исследования синдрома эмоционального выгорания у специалистов профессий социальной сферы // Социальная и клиническая психиатрия. – 2018. – № 4.
20. Радев, Е. Н. Социальная значимость синдрома выгорания (Burnout syndrome) / Е. Н. Радев // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2013. – № 1-2. – С. 150-156.
21. Салогуб, А. М. Структура и содержание синдрома эмоционального выгорания в исследованиях зарубежных и отечественных ученых / А. М. Салогуб // Молодой ученый. – 2014.
22. Сидоров, П. И. Синдром эмоционального выгорания: причины, симптомы лечение, профилактика // Вестник науки. – 2013. – № 1.
23. Скугаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: диагностика, профилактика и терапия / М. М. Скугаревская // Белорусский медицинский журнал. – 2003. – № 1(3). – С. 82-86.
24. Слободчиков, И. М., Молокоедов, А. В., Удовик, С. В. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности – М.: Левъ, 2018. – 252 с.
25. Словцова, М. М. Распространённость синдрома эмоционального выгорания среди представителей профессий «человек – человек» // Вестник магистратуры. – 2022. – №12-6 (135). – С. 163-167.
26. Смирнова, О. Ю., Худяков, А. В. Терапия и профилактика синдрома эмоционального выгорания // Медицинская сестра. – 2011. – №7. – С. 36-40.
27. Словцова, М. М. Распространённость синдрома эмоционального выгорания среди представителей профессий «человек – человек» // Вестник магистратуры. – 2022. – №12-6 (135). – С. 163-167.
28. Третьяков, Н. В., Крюков, А. Е., Сверчкова, В. П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская сестра. – 2014. – №4. – С. 12-14.
29. Чердымова, Е. И., Чернышова, Е. Л., Мачнев, В. Я. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография – Самара: Изд-во Самарского университета, 2019. – С.124.
30. Черникова, Т. В. Эмоциональное выгорание: диагностика и психопрофилактика: учебно-методическое пособие / Т. В. Черникова, В. В. Болучевская. – Волгоград: Волгоградский государственный медицинский университет, 2012. – 272 с.