Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретический анализ причин неуспеваемости обучающихся и способов её преодоления
1.1. Понятие неуспеваемости обучающихся как научно-педагогическая проблема
П.П. Блонский под неуспеваемостью понимал ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. А.И. Липкина отмечала, что необходимо учитывать при анализе продвижения ребенка в учении не только его интеллектуальные качества, но и все сложные опосредования его умственной ра¬боты. Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы.
Дубровина И.В. трактовала неуспеваемость как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности. Неуспеваемость при этом, выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. [11].
Методисты рекомендуют использовать для неуспевающих учеников соответствующую наглядность. Большое преимущество образовательного процесса с использованием средств наглядности заключается в том, что ученики практически всегда проявляют к наглядности большой интерес, в каком виде она бы не была представлена.
При определённых условиях, с помощью средств наглядности можно обеспечить повышенное эмоциональное отношение учащихся к своей работе. Применение наглядных средств в обучении способствует усвоению полученных знаний и пониманию их связи с жизнью. Очевидно, что это стимулирует познавательные интересы всех обучающихся, не зависимо от их возраста.
К числу основных направлений развития государственной социальной политики относится поддержание благополучия семьи и детства. Категория благополучия объединяет материальные и интеллектуально-эмоциональные ресурсы семьи для обеспечения достойного уровня и качества жизни.
Очевидно, что проблемные семьи нуждаются в социальной поддержке со стороны государства, и, если причиной неуспешности ребёнка в школе является его семья, здесь необходимо подключать к работе социального педагога и педагога-психолога.
Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций.
В современной образовательной среде формирование познавательной активности учеников является одной из важных задач их обучения и развития. ФГОС начальной, основной и старшей школы регламентирует содержание образования и необходимый базовый уровень обучения субъектов.
Это важно для детей, которые, по каким-либо причинам имеют хроническую школьную неуспеваемость. Существует немало исследований, которые посвящены использованию различных средств и методов для познавательного и общего развития детей, а также способов преодоления их неуспеваемости. Неуспеваемость – это неспособность ученика полноценно учиться [24]. Неуспевающие ученики не умеют осуществлять переработку учебной темы.
Речь идёт о сознательном и активном присвоении нового социального опыта, а также о саморазвитии и самосовершенствовании каждого ученика, в том числе и неуспевающего. Интегративный характер способности к саморазвитию позволяет определять систему универсальных учебных действий как ключевую компетенцию, которая обеспечивает школьникам умение учиться.
Е.В. Бондаревская определяет ключевую компетенцию, как личностно-осознаваемую, вошедшую в субъективный опыт ребёнка, имеющую личностный смысл системы знаний, умений и навыков. Она имеет универсальное значение [12].
Ключевая компетенция должна быть использована в различных видах деятельности при решении множества жизненно значимых проблем субъекта. Личностные действия позволяют сделать учение школьника осмысленным, что крайне важно при проектировании развивающей образовательной среды. Все формируемые УУД направлены на осознание и принятие учениками жизненных ценностей и смыслов. Это позволяет им ориентироваться в нравственных нормах и правилах.
Так, к примеру, сформированные у школьника регулятивные действия обеспечивают организацию учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения содержания. Познавательные действия включают в себя общеучебные и логические действия, а также постановку и решение проблем.
Это крайне необходимо для каждого ребёнка, поскольку в ФГОС прописано использование учителем проектных и исследовательских технологий. В данном случае можно уверенно говорить о том, что, если учитель в своей работе использует проектные и исследовательские технологии при обучении детей, образовательный процесс, который он реализует, несомненно, является развивающим и индивидуализированным. Это один из вариантов индивидуального подхода к школьникам, в том числе и неуспевающим.
Специалисты считают, что именно сформированность всех УУД сумеет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребёнку и это может повлиять на результаты образования для каждого из них. Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в ходе учебной развивающей деятельности.
Рассмотрим этапы формирования любого умения при наличии развивающей образовательной среды:
-наличие устойчивой мотивации ребёнка;
-первичный опыт выполнения действия;
-формирование нового алгоритма действия;
-самоконтроль ученика;
- коррекция учителя.
Любая деятельность нацелена на конкретный результат. Результат может быть достигнут лишь в том случае, если есть обратная связь субъектов взаимодействия. Вероятно, сложно говорить об этом по отношению к каждому ребёнку, поскольку на уроке у учителя есть свои конкретные цели и задачи, особенно, если речь идёт об усвоении нового материала. Но при этом важно понимать, что никто лучше учителя не знает возможностей и ресурсов каждого ученика [3].
И если на уроке усвоения нового материала все дети слушают учителя и работают, то на всех последующих уроках можно организовывать их деятельность таким образом, чтобы каждый из детей задействовал именно свой личностный ресурс. Одни дети любят рассказывать, другие любят слушать. Некоторые дети хорошо владеют подготовкой мультимедийных презентаций, другие любят делать сообщения и др.
Здесь для учителя главное – максимально обеспечить их продуктивную учебную деятельность, чтобы учебная мотивация ребёнка продолжала оставаться как можно дольше. Учителя практики всегда отмечают, что чем старше становятся дети, тем больше становится проблем именно с учебной мотивацией.
Такие дети не обучены систематически трудиться в школе и дома. Некоторые школьники торопятся выполнить домашнее задание и не всегда способны правильно понять, что именно от них требует педагог. Они не вникают в сущность того, что именно нужно изучить, а на что можно только лишь обратить внимание, то есть, они не способны отличить наиболее значимый учебный материал от второстепенного.
Знания неуспевающих учеников не носят системного характера. Их знания фрагментарны и обрывочны. У неуспевающих детей отсутствует учебная мотивация. Если при этом ребёнок является педагогически запущенным, он начинает пропускать уроки, пререкаться с педагогами и срывать учебный процесс.
Неуспеваемость всегда служит препятствием для последующего обучения. Часто это приводит к тому, что ученика оставляют на второй год. Чтобы предупредить неуспеваемость детей, её необходимо прежде обнаружить. Далее, необходимо педагогу устранить все те причины, которые являются препятствием для нормальной учёбы школьника.
Любая неуспеваемость всегда связана с индивидуальными особенностями личности ученика. К важнейшим условиям относят воспитание и обучение детей. Эти проблемы решают педагоги и психологи [13].
Неуспеваемость – понятие прежде всего дидактическое. Исследователь Н.А. Хорева раскрыла взаимосвязь таких процессов как неуспевающие дети и отстающие. Отставание в учёбе – это невыполнение существующих требований. Отставание не всегда бывает хроническим, в отличие от неуспешности.
Если отставание в учёбе становится многообразным, в итоге может возникнуть неуспеваемость. Для выявления отставания С.Ю. Курганов рассматривал три фактора: возможности детей, социальные условия их проживания и существующие требования.
Требования к освоению учебного материала составляет основу для разработки контрольно-оценочных материалов. Возможности учеников разнообразны, и они могут изменяться в зависимости от тех, или иных социальных условий.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе [Текст] / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2013. –480 с.
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст]/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; Москва: Просвещение, 2011 г.-151с.
3. Воронцов, А. Б. Организация учебного процесса в школе: Методические рекомендации [Текст]/ А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2017. -72 с.
4. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в школе / О.П. Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 26.08.2024).
5. Голд, Е.А. Создание условий для развития речи детей на примере лексической темы «Знакомство с родным городом» / Е. А. Голд. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 47-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7924/ (дата обращения: 26.08.2024).
6. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 26.08.2024).
7. Дусавицкий, А.К. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя [Текст]/ А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова. – 2-е изд. – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2019. – 288 с.
8. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 2000» [Текст]/ Под ред. Л.Г. Петерсон. — Москва: 2010. – 46c.
9. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов [Текст]/ З.А. Клепинина, Г.Н. Аквилаев. – Москва: Академия, 2018. -246 с.
10. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010. – 142 с.
11. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения [Текст] / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2011. – №4. – С.43-47.
12. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст]: учеб. пособие для филол. спец. вузов / Под ред. Хомской Е.Д. – Ростов-н /Д: Феникс, 2008. – 340 с.
13. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Мотюшкин – Москва: Директ - Медиа, 2018. -354 с.
14. Мазур, Е.В. Место словарной работы в системе развития связной речи школьника / Е. В. Мазур, О. В. Дудина, Е. В. Короленко [и др.]. — Текст: непосредственный // Вопросы школьной педагогики. — 2019. — № 2 (19). — С. 13-17. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/115/3909/ (дата обращения: 26.08.2024).
15. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика [Текст]/ Е.Л. Мельникова. - Образовательная система «Школа 2100» – качественное образование для всех. Сб. материалов. – Москва, Баласс. 2016. -180 с.
16. Мостова, О.Н. Индивидуально-типологические особенности общения школьников [Текст]/ Н.О. Мостова, И.Н. Агафонова, 2015. – 193 с.
17. Петрова, Е.Н. Развитие исследовательского поведения детей средствами УМК системы Л.В. Занкова [Текст]/ Е.Н. Петрова. - Практика образования. - 2010. - № 1. – С. 36-39.
18. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД школьников [Текст]/ Н.А. Песняева. - Управление школой. – 2011. – №7. – С. 35-39.
19. Савенков, А..И. Методика исследовательского обучения школьников [Текст]/ А.И. Савенков // Москва: – 2017. -157с.
20. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]/ Н.А.Семенова // Начальная школа. - 2016. - №2. - С.45-49.
21. Соколова, Т.Е. Информационная культура школьника как педагогическая проблема; учебно-методическое пособие [Текст]/ /Т.Е.Соколова. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2018. - 228 с.
22. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи школьников [Текст] / Н.А. Стародубова // учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2016. – 256 с.
23. Словарная работа с детьми в процессе наблюдений и экскурсий [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://studfile.net/preview/9329063/page:15/ (дата обращения: 26.08.2024).
24. Ушакова, Л.В. Познавательные УУД на уроках окружающего мира /Л.В. Ушакова //[Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm (дата обращения: 26.08.2024).
25. Ходаева, Л.Ю. Формирование ключевых компетенций школьников на основе деятельностного метода обучения [Текст]/ Л.Ю. Ходаева. - Управление школой. – 2013. – № 6. - С.14-18.