Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Методологические и концептуальные основы проектирования модели культуры познания ребенка младшего школьного возраста
1.1 Методологические подходы в исследовании культуры познания
Познание окружающего мира ребенком происходит по законам познания объективной реальности человечеством в ходе его истории и определяется как процесс восхождения к истине: от явлений к сущности, от менее глубокой сущности к более глубокой (В.И.Логинова). Анализ философской литературы позволяет на общенаучном уровне охарактеризовать феномен культуры познания у ребенка младшего школьного возраста.
В современной гносеологии существуют различные философские концепции, специфически раскрывающие определение познания. Так, Ш.М.Левин и В.А.Лекторский определяют познания как высшую форму отражения объективной действительности. И.Т.Касавин описывает познание как процесс построения идеальных планов деятельности и общения, создания знаково - символических систем, опосредующих взаимодействие человека с миром и другими людьми в ходе синтеза различных контекстов опыта [103, 259]. В.П.Кохановский характеризует познание как процесс приобретения нового знания, его развития, постоянное углубление и расширение, совершенствование и воспроизводство [13, 304]. Ф.Т.Михайлов определяет познание как общественно-исторический процесс творческой деятельности, формирующий знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческих действий [13, 432]. Объединяет названные определения положительный подход к решению мировоззренческой проблемы - возможности адекватного воспроизведения реальности в сознании субъекта.
Познание как явление социальное происходит в социокультурном контексте и детерминировано социокультурными факторами: во-первых, результат познания - знания - всегда обусловлены потребностями социума и личности; во-вторых, процесс усвоения знаний позволяет личности функционировать в качестве полноправного члена общества и быть «носителем» собственной личностной культуры; в-третьих, познающий субъект - это не изолированный от других людей «гносеологический Робинзон», а человек, использующий общественно выработанные в ходе истории, передающиеся от поколения к поколению средства и способы познания - как материальные (орудия труда, инструменты, приборы и т.п.), так и идеальные (язык, категории логики и т.д.) [13, 431].
На основании сказанного в данном исследовании познание рассматривается как единство трех моментов - чувственного, рационального и иррационального. Их взаимодействие и взаимопереход в процессе познания характеризуют не только диалектику восхождения к истине, но и закономерность развития познания в онтогенезе.
В результате анализа можно заключить, что методологическим основанием исследования являются положения гносеологии о природе познания как отражения действительности в сознании человека; взаимодействии практической деятельности и познания; взаимопереходе чувственной, рациональной и иррациональной форм познания; взаимосвязи двух этапов - рассудка и разума.
Всесторонность изучения такого сложного феномена как познания, имеющего структуру и процессуальную логику развертывания и, при этом не утратившего своей целостности обеспечивается в данном исследовании методологией системного подхода. В отечественной науке теорию систем разрабатывают В.Г.Афанасьев (10), И.В.Блауберг (14), В.П.Кузьмин (81), В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин, В.С.Тюхтин и др. По определению Ю.П.Сокольникова, под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее этим компонентам в отдельности [12, 5].
В контексте данного подхода интерес представляет теория культуры, разработанная М.С.Каганом, согласно которой целостное видение культуры есть интегративное представление того, что делает человек, и как это на нем отражается. М.С.Каган указывал на то, что все частные проявления культуры (в данном исследовании - это культура познания) имеют общее - культурное качество. Его структура является взаимосвязью трех «модальностей»:
1. предметной модальности, в которой культура является «инобытием человека», охватывающим все многообразие его творений и образующих «вторую природу», или «человеческий мир», иди «ноосферу»;
2. процессуально-деятельностной модальности, в которой выражен способ деятельности человека;
3. человеческой модальности, как совокупности ненаследуемых качеств человека, проявляющихся в деятельности [4, 5]. В данном исследовании названная модальность сведена до уровня личностной.
По В.В.Давыдову, первично предмет познавательной деятельности выступает как объект, независимый в своем существовании. В дальнейшем деятельность направляется уже не самим предметом, а его субъективным образом [6, 22-23]. Возникает трехчленная гносеологическая модель познания «субъект - образ - объект», в которой связь звеньев обусловлена практикой. М.Н.Руткевич и И.Я.Лойфман отмечают, что в данной модели образ раскрывается трояко: он отражает предмет, отражает деятельность, т.е. идеальное преобразование субъектом объекта, наконец, отражает идеальную оценку объекта субъектом. Тем самым «предметность, оперативность и оценочность являются свойствами субъективных образов объективного мира» (120, 290). Философы П.В.Алексеев и А.В.Панин отмечают, что образ - это не зеркальная копия объекта, не знак. «Образу свойственно не совпадение с объектом, но лишь его соответствие объекту» [5, 205].
В мотивационной сфере ребенка система познавательных потребностей представлена тремя качественными состояниями: потребностью во впечатлениях, любознательностью и потребностью в исследовании [15]. Потребность в новых впечатлениях, имеющих познавательный характер, возникает у детей при переходе от периода новорожденности к младенческому возрасту (Н.М.Щелованов, Н.И.Фигурин, М.П.Денисова, Р.Я.Лехтман- Абрамович, Г.Л.Розенгарт-Пупко, М.Ю.Кистяковская и др.). На этом уровне ребенок реагирует, прежде всего, на новизну объекта. При удовлетворении этой потребности, согласно наблюдениям М.Ю.Кистяковской, у ребенка впервые возникают ярко выраженные положительные эмоции [18, 42]. Эта потребность является ведущей и в младшем школьном детстве. В.А.Сухарев отмечает, что новые впечатления формируются посредством органов чувств при сопоставлении полученной информации со сведениями, имеющимися в опыте ребенка [12, 76-77].
Таким образом, выделение дополнительного основания, а именно специфичности функции в целостном акте познания, позволяет конкретизировать названные модальности культуры познания. Тем самым, в модели культуры познания младшего школьника должны быть выделены побудительный, технологический, эмоционально-оценочный, управленческий и смысловой компоненты, совокупность которых обеспечивает целостный процесс познания.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. на 2011 г. М.: Просвещение, 2011. 33 с. [Электронный ресурс] режим доступа: 26.03.2024
2. Андрианова О.П., Козловская Л.Е., Нерубенко С.В. Современные образовательные технологии в начальной школе // Психология и педагогика: методологические и методические проблемы и пути их решения. 2019. С. 3-5.
3. Баранов А.А., Кучма В.Р. (ред.). Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сборник материалов (выпуск VI). М.: ПедиатрЪ; 2013.
4. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Сухарева Л.М., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Лонгитудинальные исследования физического развития школьников г. Москвы (1960-е, 1980-е, 2000-е гг.). Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. М.: ПедиатрЪ; 2013: 32-44.
5. Березина Н.О., Степанова М.И., Лашнева И.П. Особенности физического развития современных младших школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; (4): 34-39.
6. Березин И.И., Гаврюшин М.Ю. Современные тенденции физического развития школьников г. Самары. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016; (2): 17-23.
7. Борзенкова О.А., Антипова Ю.В. Методические условия развития познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности. // Детство как антропологический, культурологический, психолого–педагогический феномен: Материалы III Международной научной конференции. Самара, 24–25 марта 2017 года. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства». Часть 2. / Отв. ред.: Т.А. Чичканова. Самара: СГСПУ; ООО «Научно-технический центр», 2017. 348 с. С. 89- 95.
8. Борзенкова О.А., Антипова Ю.В. Педагогические условия развития интереса младших школьников к изучению математики во внеурочной деятельности. // Продуктивное обучение: опыт и перспективы. Сборник материалов IX международной научной конференции Артемовские чтения.(оргкомитет: С.П. Зубова (пред.) и др. Казань: Изд-во «Бук», 2017. 214 с. С.14-16.
9. Варич Л.А., Сорокина Ю.В. Особенности психофизиологической адаптации учащихся младшего школьного возраста. Вестник Кемеровского государственного университета. 2017; (2): 117-122. doi: 10.21603/2078-8975-2017-2-117-122
10. Власова Н.Н. Изучение особенностей доминирования мотивов у детей младшего школьного возраста. / Н.Н. Власова. М.: Просвещение, 2007. 50 с.
11. Гинзбург М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет. / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 1988. 136 с.
12. Година Е.З. Секулярный тренд: история и перспективы. Физиология человека. 2009; 35(6): 128-135.
13. Жанабаев Н.С., Булешов М.А., Омарова Б.А., Булешо-ва А.М., Ботабаева Р., Тажибаева К.Н., и др. Использование международных критериев для оценки физического развития первоклассников Южно-Казахстанской области Республики Казахстан. Экология человека. 2017; (2): 32-38.
14. Исмайлова С.С. Физиология ребенка: теоретические аспекты и информационная гипотеза акселерации. Биомедицина (Баку). 2010; 2: 29-31.
15. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКД Март, 2009. 106 с.
16. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (1): 4-11.
17. Литвинова Н.А., Казин Э.М., Лурье С.Б., Булатова О.В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности. Вестник Кемеровского государственного университета. 2011; (1): 141-147.
18. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русого языка в начальных классах: Уч. пос. для студ. высш. пед. учеб.заведений. М.: Академия, 2002. 464 с.
19. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее формирование у школьников. М.: Педагогика, 1983. 64 с.
20. Милушкина О.Ю., Федотов Д.М., Бокарева Н.А., Скоблина Н.А. Возрастная динамика мышечной силы современных школьников. ВестникРГМУ. 2013; (1): 62-65.
21. Мирская Н.Б., Синякина А.Д., Коломенская А.Н. Использование малых форм физического воспитания в профилактике нарушений и заболеваний органа зрения. Гигиена и санитария. 2015; 94(5): 98-102.
22. Педагогическая психология: Учеб. для студ. высш учеб заведений. / Под ред. Н.В. Клюевой. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 400 с.
23. Петрова А.П. Социализация обучающихся в общественно-активной школе через реализацию проектов // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2019. № 1. С. 125-129.
24. Петькиева, Т.А. Роль современных информационных технологий в образовательном пространстве стандартов нового поколения [Электронный ресурс] / Т.А. Петькоева. – URL: http://ext.spb.ru/ (дата обращения: 26.03.2024 г.)
25. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. / И.П. Подласый. М.: Просвещение, 2001.89 с.
26. Скоблина Н.А., Федотов Д.М., Милушкина О.Ю., Бокаре-ва Н.А., Татаринчик А.А. Характеристика физического развития детей и подростков Архангельска и Москвы: исторические аспекты. Журнал медико-биологических исследований. 2016; (2): 110-122. doi: 10.17238/issn2308-3174.2016.2.110
27. Смирнов В.И. Общая педагогика. Учебное пособие. М.: Логос, 2002. 304 с.
28. Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников // Библиотека сообщества учителей начальных классов. 2006. http://www.itn.ru/communities.aspx?cat_no=22924&lib_no=32922&tmpl=lib (26.03.2024)
29. Талзи С.С. Современные технологии воспитательной работы в начальной школе // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде. 2019. С. 439-443.
30. Толстолуцкая И.И. Современные образовательные технологии на уроках в начальной школе // Альманах мировой науки. 2019. № 9. С. 59-60
31. Филиппова Т.А., Верба А.С. Физическое развитие и состояние здоровья детей на рубеже школьного и младшего школьного возраста. Новые исследования. 2013; (4): 145-158.
32. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: учебное пособие. / Х. Хекхаузен. М.: Речь, 2003. 855 с.
33. Чернякова Н.С. Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе начальной школы в условиях введения ФГОС // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2019. № 3. С. 49-52.
34. Чумаченко, Г.И. Использование цифровых и электронных ресурсов в начальном обучении [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/ispolzovanie-cifrovihi-elektronnih-resursov-v-nachalnom-obuchenii-umk-shkola-rossii-2317382.html (дата обращения: 26.03.2024 г.).
35. Becker B. Social disparities in children's vocabulary in early childhood. Doеs preschool education help to close the gap? EDUC Research Group Conference. 2009: 1-28.
36. Dieleman GC, Huizink AC, Tulen JH, Utens EM, Creem-ers HE, van der Ende J, et al. Alterations in HPA-axis and autonomic nervous system functioning in childhood anxiety disorders point to a chronic stress hypothesis. Psychoneuroendocrinology. 2015; 51: 135-150. doi: 10.1016/j.psyneuen.2014.09.002
37. Wijnhoven T, van Raaij JM, Spinelli A. WHO European Childhood Obesity Surveillance Initiative: body mass index and level of overweight among 6-9-year-old children from school year 2007/2008 to school year 2009/2010. BMC Public Health. 2014; 14: 806. doi: 10.1186/1471-2458-14-806
38. Образовательная онлайн-платформа – Айкьюша [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://iqsha.ru/.
39. Образовательная онлайн-платформа – Российская электронная школа [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://resh.edu.ru/.
40. Образовательная онлайн-платформа – Яндекс.Учебник [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://education.yandex.ru/.
41. Образовательный детский портал – Чудо-Юдо [Электронный ресурс]. – Электрон. текстовые дан. – Режим доступа: https://chudo-udo.info/
42. Учи.ру [Электронный ресурс]. – URL: http://www.uchi.ru/ (дата обращения: 26.03.2024).