Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы организации мониторинга качества образования в дошкольном образовательном учреждении обусловлена несколькими важными факторами.
Первый фактор, который, вероятно, должен быть рассмотрен как основной, – это совершенствование российского законодательства относительно организации системы образования всех уровней – от дошкольного до постдипломного в целях повышения качества образования в России и выхода на международный уровень, что может послужить в дальнейшем поводом для адекватного внедрения российской системы образования в болонскую систему, что на данный момент невозможно по целому ряду причин.
Второй фактор – это большое количество нарушений деятельности дошкольных образовательных учреждений, которые выявляются в ходе внешних проверок и приводят к штрафам и взысканиям, а также закрытию некоторых ДОУ (особенно коммерческого типа), отчего страдают дети и их родители.
Наконец, третья причина, которая обуславливает актуальность поднятой проблемы, заключается в том, что далеко не все руководители дошкольных образовательных учреждений способны качественно провести внутренний мониторинг. Для этого необходимо проводить специальное обучение, разрабатывать доступные инструкции, которые могут оказать помощь, например, молодым и неопытным руководителям или тем, кто привык работать по старым стандартам, которые на данный момент уже неактуальны.
Для того, чтобы повысить качество проведения внутреннего мониторинга в дошкольном образовательном учреждении, необходимо реализовывать различные функции, к которым некоторые дошкольные образовательные учреждения в лице своих руководителей относятся достаточно небрежно.
Цель настоящего исследования – выявить особенности реализации функции контроля в дошкольной образовательной организации, а также провести процедуру внутреннего мониторинга в ГБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга».
Объект исследования – качество образования в ГБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга».
Предмет исследования – внутренний мониторинг качества образования в ГБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга».
В соответствии с поставленной целью, необходимо было решить целый ряд теоретических и практических задач исследования:
1) охарактеризовать сущность и основы мониторинга качества образования;
2) проанализировать факторы повышения качества образования;
3) определить специфику мониторинга качества образования в ДОУ;
4) провести анализ основных форм мониторинга качества в ДОУ;
5) разработать программу мониторинга качества образования в ГБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Общие принципы модернизации дошкольного образования
Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», в основу развития системы образования необходимо заложить такие принципы проектной деятельности, которые могут быть реализованы в национальном проекте «Образование», как :
1) применение проектных методов;
2) открытость образования к внешним запросам;
3) конкурсное выявление и поддержка лидеров, которые успешно реализуют инновационные подходы в своей практической деятельности;
4) наличие условий адресности инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.
Необходимо отметить еще и тот факт, что в «Концепции» отмечается важность полного применения образовательного потенциала семей, что может быть обеспечено увеличением гибкости и созданием новых форм предоставления услуг дошкольного образования.
Концепция также выделяет главную стратегическую цель государственной политики в сфере образования, которая заключается в том, что необходимо :
1) увеличить доступность эффективного и качественного образования на всех ступенях;
2) образование должно соответствовать всем требованиям, предъявляемым инновационным развитием экономики;
3) образование должно быть рассчитано на современные потребности российского общества;
4) каждый человек должен иметь возможность получить доступное и актуальное для него образование.
Для реализации поставленной цели, указанной выше, государством были выработаны конкретные задачи, от решения которых зависит соблюдение конституционных прав каждого гражданина России на доступное и качественное образование.
Задачами государственной политики в сфере предоставления образовательных услуг являются:
1) формирование и продвижение финансовых инструментов социальной мобильности, куда, например, могут относиться образовательные кредиты и прочие услуги населению, которые направлены на повышение доступности образования;
2) формирование системы поиска детей и подростков, имеющих одаренность и талант;
3) формирование специальной образовательной среды с учетом принципов инклюзивного образования, когда учиться наравне с другими могут и дети с ограниченными возможностями, т.е. инвалиды;
4) формирование определенной инфраструктуры для социальной мобильности учащихся;
5) формирование условий, обеспечивающих раннее развития детей (в контексте дошкольного образования) вне зависимости от места проживания, материального и социального положения родителей;
Все эти задачи является элементами, которые обеспечивают создание возможности модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития в Российской Федерации.
Согласно «Федеральной целевой программе развития образования на 2011–2015 годы», необходимо обеспечить доступность качественного образования, которое будет соответствовать требованиям социально ориентированного развития Российской Федерации .
Для этого, как считают авторы программы, необходимо следующее :
1) модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
2) приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
3) формирование и поддержание системы оценки качества образования и актуальности тех или иных образовательных услуг.
Рассмотрим те результаты, которых предположительно сможет добиться реализация указанной программы в контексте дошкольного образования :
1) создание и внедрение новых образовательных и досуговых программ на дошкольном уровне системы образования;
2) внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения для работы с дошкольниками;
3) внедрение процедур независимой оценки деятельности образовательных учреждений дошкольного образования и образовательных процессов, которые осуществляет руководство и воспитатели ДОУ.
4) формирование ресурсов и программ для одаренных детей;
5) создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций;
6) внедрение и поддержка механизмов государственно-частного партнерства, обеспечивающих эффективное финансирование системы образования дошкольного уровня;
7) внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности дошкольных образовательных учреждений.
Более подробно в рамках изучения проблемы модернизации дошкольного образования необходимо рассмотреть Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который является основным нормативным документом, ставшим законодательной базой для всех подзаконных актов по данной проблеме .
Федеральный закон регламентирует общие требования и нормы, которые необходимы для осуществления процесса модернизации образования, в том числе и дошкольного. К ним относятся :
1) правовые гарантии, касающиеся обеспечения доступности образования каждому ребенку, проживающему на территории Российской Федерации;
2) реализация права ребенка получать образование в соответствии с его наклонностями, способностями и интересами;
3) предоставление общих гарантий ребенку на получение качественного и эффективного образования;
4) реализация права родителей на выбор образовательного учреждения для своего ребенка;
5) возможность получать образование на родном или известном ребенку языке;
6) социально-политический характер управления образованием.
Эти принципы должны реализовываться в дошкольном образовании, в первую очередь, потому что именно здесь происходит работа с наиболее незащищенной категорией обучающихся и воспитывающихся – детьми дошкольного возраста, которые еще не могут, в силу своего возраста, достойно защитить свои права .
В рассматриваемом Федеральном законе дошкольному образованию посвящена, например, статья 64, в которой регламентируются цели и требования к осуществлению образовательного процесса в дошкольном образовательной учреждении .
Дошкольное образование, согласно Федеральному закону, направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
При этом освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями в современном
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года // // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru (Дата обращения: 19.05.2018)
2. Постановление Правительства Российской Федерации № 1034 «Об утверждении «Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы»» от 20 декабря 2011 года // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru (Дата обращения: 17.05.2018)
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р «Об утверждении «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»» от 17 ноября 2008 года // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru (Дата обращения: 15.05.2018)
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 163-р «О «Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» от 07 февраля 2011 года // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru (Дата обращения: 18.05.2018)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»» от 22 июля 2010 года // Российская газета от 08 сентября 2010 года, № 5280. – [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2010/09/08/trebovaniya-dok.html (Дата обращения: 26.05.2018)
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» от 27 октября 2011 года // Российская газета от 26 января 2012 года, № 5688. – [Электронный ресурс] http://www.rg.ru/2012/01/26/polojenie-dok.html (Дата обращения: 27.06.2018)
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 года // Консультант Плюс. – [Электронный ресурс] http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154637 (Дата обращения: 28.05.2018)
8. Устав ГБДОУ // Детские сады Петроградского района. – [Электронный ресурс] http://detsad.socspb.ru/detsad/34/ds-70/документы/локальные-акты.html (Дата обращения: 23.05.2018)
9. Аверьянова А.П. Педагогические технологии в российском дошкольном образовании // Вестник образования. – 2017. – №3. – С. 21–30
10. Александрова А.Ф., Михеева Н.Г. Современные проблемы мониторинга образования на различных ступенях: организационный и правовой аспект // Материалы научно-практической конференции «Школа сегодня и завтра». – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2017. – С. 21–30
11. Быстрова К.А. Проблема оценки деятельности образовательного учреждения в современных социально-экономических условиях // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии в постиндустриальном пространстве России». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 47–60
12. Велижанин А.М. Качество образования в дошкольном образовательном учреждении // Дошкольное образование. – 2016. – № 7. – С. 123–130
13. Верецкая А.М. Снегова И.А.Проблема выбора пути педагогического процесса в образовательном учреждении // Педагогика. – 2016. – № 10. – С. 46–54
14. Верник А.П., Гуткина О.Р. Формы мониторинга в ДОУ: анализ образовательной практики // Материалы научно-практической конференции «Образование детям в XXI веке». – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2016. – С. 60–72
15. Викторов А.П. Мониторинг качества образования: современный аспект проблемы изучения способов и форм анализа образовательных программ, подготовка кадров и исследование эффективности // Материалы научно-практической конференции «Образование в XXI веке». – М.: Издательство МГУ, 2016. – С. 138–150
16. Георгиева А.В., Насурова Н.К. Показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в российской образовательной системе // Сборник трудов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 46–56
17. Громова А.В., Лохвицкая Е.Н. Правовые аспекты реализации принципов дошкольного образования в современной России // Педагогика. – 2016. – № 6. – С. 81–89
18. Долевская А.П., Крыжанцева И.Т., Скобелева Л.А. Методологические подходы к исследованию проблемы детского образования в Российской Федерации: социологический и правовой аспекты // Материалы научно-практической конференции «Образование детям в XXI веке». – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 2016. – С. 35–44
19. Елисеева А.В., Матвеев А.В., Петрова И.Т. Модернизация дошкольного образования в рамках социально-экономических преобразований в России // Материалы научно-практической конференции «Современные образовательные технологии в постиндустриальном пространстве России». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2016. – С. 19–26
20. Кострухина А.В., Переплицына О.Л. Об общих принципах модернизации дошкольного образования в условиях социально-экономического кризиса в России // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум», 2016. – С. 34–40
21. Кошкина И.А. Как воспитать гармоничную личность в условиях российского ДОУ // Дошкольное образование. – 2017. – № 12. – С. 46–56
22. Ксенова О.Л. Информационное обеспечение образовательной среды ДОУ // Образовательные технологии. – 2017. – № 10. – С. 56–70
23. Липская В.А., Соколова А.Р. Педагогическая оценка как фактор мониторинга образования // Материалы научно-практической конференции «Образование в XXI веке». – М.: Издательство МГУ, 2016. – С. 61–70
24. Митрофанова Е.Н. Педагогические технологии: конструктивные и деструктивные. – М.: Сфера, 2016. – 490 с.
25. Моисеева П.А., Кутепова Ю.А. Качество дошкольного образования. Правовой анализ современного законодательства. – М.: Педагогика, 2016. – 246 с.
26. Мясникова П.А., Филенко Н.О., Смольянова А.К. Проблемы мониторинга образования в современной России // Материалы научно-практической конференции «Школа сегодня и завтра». – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2017. – С. 50–60
27. Носкова А.Е. Современные образовательные технологии: дошкольное образование. – М.: Педагогика, 2016. – С. 132–140
28. Огурцова А.К., Смольяненко Г.Е. Технологии развития дошкольников. – М.: Смена, 2016. – 430 с.
29. Петрова Н.Н. Дошкольная педагогика. – М.: Знание, 2016. – 680 с.
30. Пушкарева Н.П. Оценка управленческих факторов в образовательном процессе в контексте образовательного мониторинга // Сборник трудов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – С. 109–121
31. Савельева А.С. Результаты проведения мониторинга качества в оренбургских школах в 2017 году // Новости образования. – Оренбург: Оренбургский институт повышения квалификации работников образования, 2017. – С. 58–66
32. Система мониторинга – основа управления качества дошкольного образования // Маам. – [Электронный ресурс] http://www.maam.ru/detskijsad/sistema-monitoringa-osnova-upravlenija-kachestvom-doshkolnogo-obrazovanija.html (Дата обращения: 18.05.2018)
33. Скуратова Г.А. Мониторинг детского развития. – М.: Сфера, 2017. – 380 с.
34. Стальнова А.А., Бенедиктова Е.Н., Косыгина А.К. Специфика инновационных технологий в дошкольном образовании в условиях модернизации российского образования и выработки новой образовательной среды для воспитания и обучения гармоничной личности: социальные, экономические и правовые аспекты // индустриальном пространстве России». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2016. – С. 60–70
35. Суматина О.Н. Авдеева Г.А. Инновационные технологии в современных образовательных учреждениях // Современное образование. – 2016. – № 3. – С. 78–89
36. Терентьев С.В. Правовые аспекты инновационных процессов в российском образовании в XXI веке // Правоведение. – 2016. – № 1. – С. 63–71
37. Турсунова С.М. Что такое качество образования // Современные образовательные технологии. – 2016. – № 2. – С. 18–25
38. Фефилова Н.С. Правовое регулирование образовательного мониторинга в Российской Федерации // // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии в постиндустриальном пространстве России». – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2017. – С. 90–97
39. Филюк Е.В. Организация и апробация системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении (новые технологии управления качеством образования) // Инновации в образовании. – [Электронный ресурс] http://sinncom.ru/content/publ/info/silik/index.htm (Дата обращения: 16.05.2018)
40. Швецова У.А. Образовательная среда ДОУ в современной России // Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 23–28
41. Яковлева А.В. Проблема внедрения инновационных образовательных технологий в условиях ДОУ // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум», 2017. – С. 51–60