Фрагмент для ознакомления
2
При рассмотрении психолого-педагогических условий личностного развития обучающихся на уроках русской литературы следует указать, что личность школьника по мере ее созревания обретаемому опыту дает необходимый психолого-педагогический фундамент. При этом внутренняя освоенность обучающимися творческой деятельности подразумевает творческое проживание выполняемых ими заданий, а также решаемых ими разного рода как учебно-познавательных, так и учебно-творческих ситуаций. Изучение литературы в школе можно рассматривать в качестве перспективного образовательного пространство, важного для личностного развития обучающихся, формирования таких условий, которые способствуют формированию у ребенка личностного самоопределения, а также выхода на разработку и последующее функционирование целостной системы, при реализации которой происходит обеспечение взаимосвязи внутренних и внешних условий личностного развития обучающихся. Обучающиеся на уроках литературы могут обсуждать проблему чести и достоинства, а также ее решение в известной повести «Капитанская дочка». Это может быть обобщающе-повторительный урок по данному произведению. Также обучающиеся могут рассматривать личностные характеристики героев романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Интересна может быть в свете рассматриваемой темы характеристика главного героя – то есть Евгения Онегина. Могут даваться личностные характеристики героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и др. Кроме этого, работа по личностному развитию обучающихся на основе художественной литературы может вестись и во внеурочное время. Например, это может быть диспут «Поговорим о достоинстве», а также литературная гостиная «Читая Пушкина...», в рамках которой может ставиться задача осуществления работы по воспитанию у обучающихся нравственной личности, которая имеет чувством собственного достоинства и одновременно уважающей данное чувство в других людях.
Могут, как предлагает Т.А. Шульгина, быть разработаны и проведены факультативные занятия, объединенные общим названием «Азбука достоинства (на основе литературных произведений от античности до современности). На данных занятиях через приобщение обучающихся к мировой культуры происходит воспитание у них стремления во всех случаях являться порядочными людьми, которые имеют определенные нравственные ценности и отдельные благородные идеалы [21, c. 15]. Основной смысл личностного развития обучающихся на уроках литературы заключается в формировании у обучающихся идейно-нравственной позиции относительно искусства, общественной жизни, а также самих себя. В этом плане важно духовно-нравственное развитии личности, формирование у обучающихся гражданского самосознания. Последнее может происходить через содержательно-этический, а также эстетического потенциала художественной литературы. При этом в качестве одной из весьма эффективных форм личностного развития обучающихся могут выступать литературно-философские уроки, на которых поднимаются наиболее важные вопросы бытия: то есть честь и бесчестие, добро и зло и т.п. Это способствует пониманию обучающимися значимости нравственного выбора, выработке у детей собственной позиции. При этом благоприятная атмосфера, которая стимулирует участие обучающихся в беседе, стремление высказывать свое мнение достигается с помощью различных методических приемов (например, это полилог, диалог, дискуссия и др.), которые предусматривают непосредственно со стороны педагога проявление уважения к позиции своих учеников. При условии организации на уроках литературы самостоятельной деятельности обучающихся, а также обязательного вовлечения их в максимально активный познавательный процесс с применением (в случае необходимости) современных педагогических технологий каждый отдельных обучающийся вполне способен осмыслить достаточно непростые мировоззренческие вопросы, которые были поставленные автором в произведениях художественной литературы. Учитель и обучающиеся в свободной дискуссии могут попытаться понять и оценить поступки того или иного литературного героя, его нравственный выбор, сделать вывод о противоречивости и неоднозначности литературного героя, а также многогранности его духовного мира. Тем самым обучающиеся постигают имеющееся многообразие художественных произведений, они учатся самостоятельно понимать авторскую позицию, выявлять глубину психологического анализа, тем самым вступая в непосредственные отношения с литературным произведение, формируя при этом свой индивидуальный опыт, а также свою мировоззренческую позицию, наконец, понимание достоинства личности в качестве категории нравственного сознания и одновременно весьма важной личностной характеристики. Такого рода методики, как, например, обучение в сотрудничестве (то ест ведение работы в микрогруппах), дебаты, работа обучающихся над творческими проектами, применение интерактивных технологий, технологий развития критического мышления непосредственно через чтение художественной литературы, методика незаконченного сочинения, а также методика недописанного предложения и некоторые другие, в максимальной мере направлены на личностное развитие обучающихся, позволяя при этом в полной мере решить задачи развития личности школьников. В качестве эффективного материала для раскрытия того, как отдельные ценностные представления определяют собой поведение индивида, выступают произведения художественной. При формировании оценочной сферы личности обучающихся, учитель обращается непосредственно к их эмоциональной сфере, при этом развивая такие чувства, как, например, сочувствие, сострадание, сопереживание, стыд и пр., так как исключительно подобный подход обучающимся позволит постичь духовно-нравственные понятия разумом и сердцем, своего рода «пропустить» их через свою душу. Именно это делает важным стимулирования на уроках литературы оценочные суждения, с обязательным учетом всех тех чувств и переживаний обучающихся, которые у них появляются при прочтении художественного произведения. Обучающиеся могут работать над написанием сочинения, позволяющие более глубоко размышлять о нравственных представлениях (к примеру, это сочинения на следующе темы: «Какое влияние на меня оказали произведения Ф.М. Достоевского», «Что я узнал нового о жизни и себе самом из произведений Л.Н. Толстого?»; «Что такое достоинство?»).
Н.В. Ипполитова указывает, что педагогом выбор средств и способов осуществления непосредственной педагогической деятельности на уроках литературы может определяться и задачей достижения определенного результатов обучения (то есть получения детьми тех или иных знаний, умений, а также навыков), и ориентированностью на общее развитие обучающихся, на воспитание у школьников ценностных ориентаций, обязательного формирования у них чувства личностного достоинства, а также уверенности в своих возможностях [10, c. 21].
Рассматривая психолого-педагогические условия для личностного развития обучающихся на уроках литературы, в первую очередь, укажем, что очень важно помнить, что, согласно Е.А. Жестковой и Е.В. Цуцковой, наиболее значимым условием непосредственно в рамках образовательного процесса, которое педагогу необходимо создать общую атмосферу комфорта, атмосферу особой увлеченности творческой литературной деятельностью. В этом случае общение учителя и учащегося строиться должно так, чтобы каждый школьник имел возможность включиться в процесс и затем публично порадоваться результату своего собственного либо же совместного творчества с педагогом [8, c. 21].
В качестве второго педагогического условия, имеющего особое значение для личностного развития обучающихся на уроках литературы Ю.В. Львовский называет соблюдение и реализацию принципа «принятия другого». Данный принцип подразумевает принятие учащегося (вне зависимости от его успехов) как индивидуальность. В этом случае очень важно выслушивать каждого без исключения ученика, который хочет высказать свою позиции, свое мнение и свое видение. Необходимо принимать практически любой ответ, даже если учитель не согласен с ним и считает это неверным. Не следует также критиковать учеников на уроках литературного чтения за их ответы. В свою очередь явные ошибки воспринимать можно в качестве особого и неожиданный взгляд на что-то привычное для всех. В противном случае обучающиеся будут замыкаться и даже стыдиться размышлять, высказывать свое мнение, особенно если это мнение несколько необычно [16, c. 89].
Третье педагогическое условие связано в тем, что на уроках литературы необходимо применять различные педагогические технологии, которые ориентированы на развитие личности, в качестве субъекта деятельности. Это, как пишет М.Г. Львов, технология проблемного обучения, личностно-ориентированная технология, игровые технологии и др. Учитель, применяя на уроках различные технологии, стимулирует и заметно активизирует тем самым учащихся. Четвертое педагогическое условие напрямую связано с применение на уроках активных форм обучения. При этом это должны быть не только дидактические и ролевые игры, но также еще и мозговой штурм, групповые дискуссии, групповые, а также индивидуальные проекты. Использование такого рода методов поможет обучающимся на уроках литературы раскрыть себя с разных сторон и активно проявить свои мировоззренческие установки [15, c. 17].
В-пятых, педагогу следует создавать проблемные и творческие ситуации (в особенности в морально-нравственном аспекте). Это делается с той целью, чтобы учащиеся на самостоятельной основе находили решения. Учитель же при этом не должен давать никаких подсказок и инструкций.
В-шестых, в целях личностного развития обучающиеся должны как можно чаще ставить себя на место того или иного литературного героя для оценки его поведения и построения своего алгоритма поведения в той или иной жизненной ситуации.
Можем констатировать, воспитательный потенциал уроков литературы для личностного развития обучающихся не вызывает сомнений. Ведь литературные произведения способны формировать у обучающихся представлений о достоинстве личности в качестве особой духовной ценности, представления о характеристике нравственного человека. Педагогам необходимо осуществлять целенаправленный отбор содержания уроков литературы, при этом с акцентированием идей, которые выражают представление писателей о достоинстве личности в качестве ведущей духовной ценности, обязательной ориентации учебного процесса в рамках уроков литературы на воспитание у обучающихся достоинства личности в одновременно совокупности его мировоззренческого, деятельностного, а также мотивационного компонентов. При этом развитие у обучающихся способности к самоутверждению согласно с представлениями о ценности личности – и своей собственной, и другого человека, а также способности к благородному поступку, к осуществлению действия как во имя личных интересов, так и в интересах общества может осуществляться в разных видах деятельности. В свою очередь, методическое обеспечение личностного развития именно средствами литературы, которое напрямую соответствует возрастным спецификам обучающихся старших классов, неизменно предусматривает создание особой атмосферы сотрудничества, атмосферы взаимоуважения всех субъектов воспитания, особого пространства самореализации обучающихся, необходимую педагогическую поддержку; непрерывность оказания воспитательного воздействия художественной литературы на личностное развитие обучающихся.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.А. Андреев. – Казань, 2018. – 242 с. – Текст: непосредственный.
2. Басенко, В.П. Понятие личности и ее структура / В.П. Басенко, Б.М. Жуков, А. Романов. – URL: https://monographies.ru/ru/book/view?id=46. (дата обращения: 22.03.2024). – Текст: электронный.
3. Берестовицкая, С.Э. Воспитание личностного отношения старшеклассников к проблемам мировоззрения на уроках литературы / С.Э. Берестовицкая. – URL: https://www.berestovitskaya.ru/v-pomoshch-kollegam/(дата обращения: 22.03.2024). – Текст: электронный.
4. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондревская, С.В. Кульневич. – Ростов н/Д: Феликс, 2019. – 224 с. – Текст: непосредственный.
5. Братусь, Б.С. Аномалии личности / B.C. Братусь. – Москва: Мысль, 2018. – 301 с. – Текст: непосредственный.
6. Данилина, О.В. Психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков на уроках литературы / О.В. Данилина. – URL: https://www.berestovitskaya.ru/v-pomoshch-kollegam/ (дата обращения: 22.03.2024). – Текст: электронный.
7. Ефимова, Л.С. Понятие личности и условия ее формирования / Л.С. Ефимова // Ученые записки Санкт-Петербургского университете технологий управления и экономики. – 2012. – № 3. – С.40-50. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-lichnosti-i-usloviya-ee-formirovaniya/viewer (дата обращения: 24.03.2024). – Текст: электронный.
8. Жесткова, Е.А. Внеклассная работа по литературному чтению как средство развития читательских интересов школьников / Е.А. Жесткова, Е.В. Цуцкова. – Текст: непосредственный // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6. – С. 21-26.
9. Зверева, М.В. О понятии «дидактические условия» / М.В. Зверев. – Текст: непосредственный // Новые исследования в педагогических науках. – 2017. – №1. – С. 29-34.
10. Ипполитова, Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: автореф. дис. …докт. пед. наук / Н.В. Ипполитова. – Челябинск, 2000. – 48 с. – Текст: непосредственный.
11. Кондратьев, М.Ю. Азбука социального психолога-практика / М.Ю. Кондратьев В.А. Ильин. – Москва: ПЕР СЭ, 2019. – 464 с. – Текст: непосредственный.
12. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей / А.Ф. Лазурский; под ред. М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. – Москва: АСТ, 2021. – 401 с. – Текст: непосредственный.
13. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Москва: Смысл, 2018. – 352 с. – Текст: непосредственный.
14. Локиев, А.А. Влияние художественной литературы на формирование ценностной системы личности / А.А. Локиев. – Текст: непосредственный // Чтение детей и взрослых: качество чтения: сборник статей. – Санкт-Петербург: СПбАППО, 2019 – С.59–65.
15. Львов, М.Г. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения / М. Г. Львов. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2009. – №1. – С. 16-19.
16. Львовский, Ю.В. Там, где нет неправильных ответов. Развитие мышления и творческого воображения у детей от 6 до 16 лет / Ю.В. Львовский. – Санкт-Петербург: Речь, 2019. – 144 с. – Текст: непосредственный.
17. Мусина-Мазнова, Г.Х. Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов / Г.Х. Мусина-Мазнова, З.Н. Сколота. – Текст: электронный // Мир науки. – 2018. – №6. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-v-formirovanii-professionalnyh-kompetentsiy-studentov (дата обращения: 23.03.2024).
18. Панина, С.В. Концептуальные подходы к педагогическому сопровождению личностного самоопределения старшеклассников в процессе литературного образования / С.В. Панина, С.Ю. Залуцкая // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммомова. – 2006. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-pedagogicheskomu-soprovozhdeniyu-lichnostnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov-v-protsesse/viewer (дата обращения: 23.03.2024). – Текст: электронный.
19. Семенов, Ю.Г. Педагогические технологии воспитания у старшеклассников уважения к достоинству личности на уроках литературы / Ю.Г. Семенов. – Текст: непосредственный // Развивающие технологии в общем и специальном образовании. – Коломна: КГПИ, 2019. – С. 169 - 172.
20. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. – Москва: Междунар. педагогич. академия, 2020. – 192 с. – Текст: непосредственный.
21. Шульгина, Т.А. Социально-психологические условия личностного самоопределения старшеклассника: автореф. дис. … канд. психол. наук / Т.А. Шульгина. – Курск, 2007. – 23 с. – Текст: непосредственный.