Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие связной речи является одним из основных аспектов в обучении детей, страдающих нарушениями слуха. Такое важное значение объясняется невозможностью самостоятельного формирования речи у детей с нарушениями слуха из-за сниженной слуховой функции. Связная речь представляет собой целостное явление, основанное на логических, грамматических и композиционных законах, которая выполняет определенные коммуникативные функции. Она обладает относительной самостоятельностью, завершенностью и расчленяется на структурные компоненты различной значимости.
Развитию связной речи придается огромное значение в процессе обучения детей со слуховыми нарушениями, начиная с подготовительного класса и продолжая в специальной школе. Это развитие должно происходить не только на уроках, но и вне них, в течение всего дня ребенка - во время прогулок, приема пищи, подготовки ко сну и после него. Оно осуществляется через различные виды деятельности: физическую культуру, трудовую и самообслуживающую деятельность, игровую и изобразительную деятельность, а также на специализированных занятиях предметно-практической направленности.
Процесс развития речи у детей с нарушениями слуха отличается от развития у нормально слышащих детей. Вследствие отсутствия возможности слушать и подражать окружающей речи, такие дети испытывают трудности в овладении навыками говорения. Однако у них все так же существует необходимость выражать свои мысли, желания и задавать вопросы, как и у нормально развивающихся детей. Отсутствие возможности активно практиковать и ограниченность в освоении новых понятий и опыта взрослых оказывает негативное влияние на общее развитие этих детей.
Одним из неотъемлемых условий развития связной речи у детей с нарушениями слуха является систематическая работа педагогов со специальными детскими садами, начальных классов и среднего звена специальных школ. Ранее этой проблемой занимались известные российские дефектологи - член Ассоциации педагогов-дефектологов Российской Федерации профессор Ф.А. Рау и Н.Ф. Слезина. В результате их работы были разработаны учебные планы, программы, учебники и методические пособия, способствующие дифференцированному обучению детей со слуховыми нарушениями разного типа. Вместе с тем Ф.А. Рау и Н.Ф. Слезина создали научно обоснованную концентрическую систему формирования устной речи, которая эффективно помогает развивать речевые навыки у детей со слуховыми нарушениями.
На основе исследований С.А. Зыкова внедрено в практику предметно-практическое обучение. Большой интерес с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному формированию грамматического строя представляют труды русского сурдопедагога – практика, доктора медицинских наук П.Д. Енько.
Закономерности и этапы овладения фонетическим, словарным и грамматическим строем языка подробно и разносторонне исследовались Р.М. Боскис, К.Г. Коровин. Развитием речи слабослышащих детей занимался А.Г. Зикеев. В выборе направлений научных поисков при разработке эффективной системы обучения языку неслышащих важную роль сыграли исследования психологов Ж.И. Шиф, А.Р. Лурия, И.М. Соловьева и другие, работы по слуховосприятию Е.П. Кузьмичева и др
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью сказок.
Предмет исследования – процесс развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью сказок.
Объект исследования развитие речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью сказок.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «развития речи» в психолого-педагогической литературе
2) Изучить особенности речи у детей с нарушением слуха
3) Выявить уровень речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью сказок.
4) Разработать программу по развитию речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью сказок.
Методы исследования:
Изучение и анализ научной методической и учебной литературы по проблеме.
Изучение продуктов деятельности, беседа, наблюдение.
Констатирующий, обучающий, контрольный эксперимент.
Количественный и качественный анализ данных.
База исследования: МЮДОУ №123
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА С ПОМОЩЬЮ СКАЗОК.
1.1 Анализ понятия «развития речи» в психолого-педагогической литературе
Речь, как главная форма коммуникативной деятельности, является неотъемлемым компонентом общения и, в свою очередь, формируется в процессе общения. Все функции коммуникации осуществляются именно через речь, речевую деятельность.
Термин "речь" является междисциплинарным и встречается как в философской, лингвистической, психологической, так и методической литературе. Рассмотрением речи и речевого развития занимаются такие ученые, как Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, И. А. Зимняя, А.А. Леонтьев и другие. В философском словаре речь определяется как деятельность человека, которая заключается в общении с другими людьми, выражении и передаче своих мыслей при помощи определенного языка. Благодаря общению через речь, сознание человека постоянно пополняется и обогащается всем, что отражается в общественном сознании и связано с достижениями общественной и производственной практики всех людей.
В рамках общей психологии речь определяется как "исторически сложившаяся в результате материальной преобразовательной деятельности людей форма коммуникации, опосредованная языком". Психолог Н. И. Жинкин утверждает, что речь является процессом применения языка, который разрабатывается совместными усилиями множества людей, служит обществу и является общественным достоянием. В методической литературе речь определена как общение с использованием языка как знаковой системы.
Исследователи И. А. Зимняя и М. Р. Львов утверждают, что термины "речь" и "язык" не являются синонимами. По мнению И. А. Зимней, язык – это средство, тогда как речь – это способ формирования и выражения мысли в речевой деятельности. Язык, как система вербальных знаков, относительно независим от индивида и служит для коммуникации, формирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Язык является многоуровневой системой со своими требованиями и ограничениями, а его средства – звуки, слова, сочетания слов, интонации и правила грамматики – реализуются в речи, в отдельных речевых высказываниях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агеева, А.А. Особенности развития речи у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха [Текст] : Учеб. Пособие для логопед. факультетов пед. ВУЗов / А.А. Агеева, Т.И. Бондарева. – М.: Академия, 2009. – 192 с.
2. Андреева, Е.В. Познавательная активность детей с нарушениями слуха в условиях применения сказочных текстов [Текст] / Е.В. Андреева // Дефектология. – 2009. – №2. – С. 18-23.
3. Бурменская, Г.В. Ключевые компетенции ребенка с нарушением слуха в условиях ознакомления с сказкой [Текст] / Г.В. Бурменская // Логопедия. – 2011. – №6. – С. 64-67.
4. Горькина, Н.И. Психологическое содержание сказки в коррекционной работе с детьми с нарушениями слуха [Текст] / Н.И. Горькина // Дефектолог. – 2010. – №5. – С. 14-18.
5. Дубченко, Л.К. Особенности восприятия детьми с нарушениями слуха сказки [Текст] / Л.К. Дубченко // Дефектология. – 2008. – №5. – С. 27-31.
6. Ковалева, Л.С. Развитие речи детей с нарушением слуха через работу с сказками [Текст] / Л.С. Ковалева // Логопедия. – 2012. – №2. – С. 45-49.
7. Коломиец, Т.И. Методика коррекции нарушений звукопроизношения у детей с нарушениями слуха с использованием сказки [Текст] / Т.И. Коломиец // Дефектолог. – 2013. – №3. – С. 22-26.
8. Лихтер, В.Б. Сказка как средство развития речи детей с нарушениями слуха [Текст] / В.Б. Лихтер // Психология и педагогика. – 2014. – №4. – С. 36-40.
9. Михаилова, О.А. Психологические особенности детей с нарушениями слуха при работе с сказками [Текст] / О.А. Михаилова // Дефектолог. – 2015. – №1. – С. 12-16.
10. Печенкина, Н.В. Сказка как средство стимулирования речевой активности у детей с нарушениями слуха [Текст] / Н.В. Печенкина // Логопедия. – 2017. – №4. – С. 56-61.
11. Рахманова, И.В. Работа со сказкой как средство развития речи детей с аутизмом и нарушениями слуха [Текст] / И.В. Рахманова, А.Н. Краснова // Психология и педагогика. – 2016. – №3. – С. 25-30.
12. Смирнова, А.П. Особенности работы с сказкой в коррекционно-развивающем обучении детей с нарушениями слуха [Текст] / А.П. Смирнова // Логопед. – 2018. – №5. – С. 10-14.
13. Трофимова, Е.Г. Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха с использованием сказок [Текст] / Е.Г. Трофимова // Дефектология. – 2019. – №4. – С. 30-35.
14. Хмелевская, Л.И. Воспитание детей с нарушениями слуха через работу с образами героев сказок [Текст] / Л.И. Хмелевская // Дефектология. – 2020. – №1. – С. 20-25.
15. Шубина, Н.Н. Коррекционно-развивающая работа с детьми с нарушениями слуха с использованием сказок [Текст] / Н.Н. Шубина // Логопедия. – 2021. – №3. – С. 72-77.