Фрагмент для ознакомления
2
Педагогические условия – это преднамеренно созданная обстановка (среда), в которой представлен комплекс педагогических и психологических факторов, взаимоотношений, средств и др. Всё это в комплексе позволяет педагогу результативно реализовывать развивающую и воспитательную работу.
Чем лучше организованы условия для формирования культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания у дошкольников, тем лучше будет эффект от этих действий. Сегодня коммуникации субъектов рассматриваются практически в каждом ФГОС, начиная с дошкольных организаций. Представлена коммуникация субъекта как способность работать совместно с людьми и находить с ними общий язык. В процессе выполнения, каких-либо совместных действий, коммуникативные умения формируются лучше всего. Опытный педагог сразу видит, какую именно роль занимает ребёнок в той или иной группе детей.
Инициативу при выполнении продуктивных действий всегда перехватывают самые активные дети. Менее инициативным детям чаще всего приходится быть рядовыми исполнителями, к чему они быстро привыкают и в дальнейшем даже не пытаются проявлять какие-либо лидерские качества. Взрослым на это необходимо обращать пристальное внимание, чтобы в подобных вопросах не возникало перекосов, когда одни и те же дети выполняют функции командира. А другие всегда лишь подчиняются.
Тем не менее, закладывать в ребенке любовь к труду и желание трудиться и соблюдать правила личной гигиены необходимо с дошкольного возраста. Большинство взрослых хорошо осознают, что именно труд прививает детям лучшие качества самоорганизации. Труд воспитывает у детей ответственность, честность, терпение, выдержку и самоконтроль.
Сущность игровых технологий, используемых в образовательном и воспитательном процессе ДОУ в настоящее время чрезвычайно глубока. Игровые технологии сегодня пользуются большой популярностью. Под технологией понимают практически обоснованную систему деятельности, которую человек применяет в определённых целях и для достижения заранее заданного результата.
Изучение опыта работы педагогов ДОУ показывает, что в процессе деятельности детей на занятиях, игровые приёмы для активизации познавательных процессов используются иногда эпизодически. Педагоги не всегда учитывают возрастные особенности детей и особенность дидактических ситуаций, которые возникают на занятиях в ДОУ.
При этом, именно игровые технологии позволяют активизировать познавательную деятельность детей. Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В игровой модели создание любой проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации. Работать с проблемной ситуацией любому педагогу не просто.
Для этого необходимо постоянно поддерживать интерес всех детей одновременно, особенно, если речь идёт о занятии. Проблемная ситуация гораздо лучше проживается всеми участниками в игровом воплощении. Основу развивающей деятельности в этом случае составляет игровое моделирование. Дети действуют по игровым правилам дидактической игры, как и в ролевых играх. Игровая обстановка трансформирует позицию педагога, главная задача которого – выдать весь запланированный им материал. При этом, он выполняет роль организатора, помощника и участника общего игрового действия. Итоги игры в воспитательном процессе принято сегодня рассматривать с двух сторон, игровой и учебно-познавательной.
2.2. Методические рекомендации по формированию культурно-гигиенических навыков младших дошкольников посредством игровых приёмов
Ведущей деятельностью ребёнка в ДОУ является игровая деятельность. Об этом важно помнить и родителям, и воспитателям. Как было отмечено, при необходимости педагог может провести с родителями индивидуальную консультацию. На родительском собрании для родителей педагог может разработать памятку, примерно следующего содержания.
Памятка для родителей «Формирование навыков самообслуживания у дошкольника. В ней должно быть раскрыто значение самообслуживания в воспитании дошкольников. В памятке, в краткой форме должно быть отмечено, что лишь через самообслуживание ребенок осознает свои обязанности.
Для каждого ребёнка важно самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, принимать пищу, убирать за собой игрушки. Эти процессы воспитывают у детей самостоятельность и желание прилагать усилия, достигая при этом, положительного результата. Постоянство требований к детям обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.
У дошкольника с течением времени должны быть сформированы следующие умения и навыки по самообслуживающему труду:
-навыки культуры еды;
-умение благодарить;
-умение пользоваться салфеткой;
-умение мыть руки с мылом;
-умение не мочить одежду во время умывания;
-умение сухо вытираться полотенцем;
-навыки одевания и раздевания;
-умение одеть (снять) обувь;
-навыки пользования расческой и носовым платком;
-знание назначения носового платка;
-умение пользоваться туалетом (умение проситься в туалет);
-умение мыть руки после туалета;
-умение убирать игрушки, книжки, строительные материалы на определенное место.
В памятке важно указать, что, для того чтобы приобрести ребёнку эти навыки, требуется помощь взрослого. Именно взрослому необходимо создать все условия для проявления максимальной самостоятельности.
Игровая деятельность как средство воспитания детей дошкольного возраста должна быть ведущей. Уже было отмечено, что трудовая деятельность дошкольников направлена, прежде всего, на закрепление бытовых аспектов жизнедеятельности. Детей этого возраста ещё нельзя назвать самостоятельными, но многие из них уже умеют выполнять какие-то повседневные трудовые действия без посторонней помощи.
При этом, всегда находятся дети, которые самостоятельно не справляются с подобными действиями и заданиями. Задача взрослых, как дома, так и в ДОУ довести до каждого ребёнка все эти необходимые умения и навыки. используя при этом игровые, проектные и исследовательские технологии.
Родительские собрания в ДОУ проводятся с привлечением самых разных специалистов, психологов, социальных педагогов. медицинских работников и др. учитывая то, что именно работа по формированию здорового образа жизни у детей поставлена в ДОУ системно и комплексно, любые мероприятия, проводимые с родителями, включают в себя серию вопросов и проблематику на тему сохранности здоровья детей.
В ДОУ разработана серия групповых занятий, где родители и дети присутствуют и активно работают совместно. Каждое из таких занятий носит своё название, такое как: «Будем здоровы!», «Ценим здоровье», «Закаляемся вместе», «Здоровячок», «Мойдодыр» и др. Целью подобных занятий является интерес к своему собственному здоровью и самочувствию. Взрослые и дети начинают проявлять интерес к теме здоровья и гигиене, и всем тем методикам, о которых рассказывают им педагоги ДОУ и другие специалисты.
В ходе мероприятий, педагоги прививают культурно-гигиенические навыки, прежде всего детям. Дети, замечая насколько взрослые заинтересованы подобного рода вопросами. также начинают внимательно прислушиваться к тому что говорят и присматриваться к тому, что взрослые делают, что неизменно позволяет поддерживать интерес детей на высоком уровне. Педагоги всех знакомят с существующим в ДОУ режимом дня и показывают важность его соблюдения.
Педагоги вновь и вновь рассказывают взрослым и детям о здоровом и
правильном питании, объясняют, чем полезно правильное питание и что
необходимо кушать, чтобы сохранить свое здоровье. Очевидно, что больше всего дети всегда предпочитают игровые формы проведения любых занятий. В арсенале у воспитателей имеется большой выбор всевозможных ролевых, и иных игр, в которые они играют с детьми.
Многочисленные игры, такие как «Одевайся по погоде», «Чистим зубки утром и вечером», «Не забываем мыть руки», «Помощь маме», «Зайка - улыбайка», «Физкульт - привет», «Овощи, фрукты», «Накормим правильно», «Самый ловкий, самый быстрый» и др., позволяют всегда поддерживать интерес детей к данной проблематике. Игра – это не простое времяпрепровождение.
Цель любой игры – объяснить детям в доступной форме важность здорового образа жизни привить навыки здорового образа жизни, в том числе, гигиенические. Особенно дети любят мероприятия, которые включают в себя занятия по двигательной активности и игровые формы. Педагоги и их помощники организуют прогулки с детьми два раза в день. На прогулках дети заняты двигательной активностью. Они играют в подвижные игры и знакомятся с окружающим миром, не забывая при этом о чистоте своих рук и др.
Медицинский работник следит за соблюдением гигиенических норм в группе и наблюдает за состоянием здоровья детей. Мероприятия для дошкольников проводятся педагогами детского сада в сотрудничестве с
Фрагмент для ознакомления
3
1. Айдашева, Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А Айдашева. –М.: Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 384 с.
2. Асланова, З.М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Асланова // Дошкольное воспитание. - 2016. - No 9. – С. 74-48.
3. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развития. [Текст] / Т.М. Бабунова – Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2014. – 251 с.
4. Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. - No4. – С. 18.
5. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет [Текст] / А.С. Галанов - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
6. Дошкольное образование в России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно- методических материалов [Текст] – М., 2014. – 354 с.
7. Дидора, О. Н. Система работы ДОО по развитию социальных навыков дошкольников / О. Н. Дидора. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 21-23. — [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/322/14835/ (дата обращения: 29.03.2024).
8. Житко, И.В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Житко // Педагогика. – 2015. - No6. – С. 36-39.
9. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраст [Текст] / Г.М. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2014. - No11.- С. 112-119.
10. Климон, Н. Л. Влияние семьи на формирование социально- бытовых навыков у дошкольников [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. No1. С.78-88.
11. Князева, О. Новое направление в дошкольном образовании - развитие социальной компетентности дошкольников [Текст] / О. Князева // Дошкольное образование. - 2013. - No 9. - 79-82.
12. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка- дошкольника: Программно-метод. пособие [Текст] / Л.В. Куцакова – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 254 с.
13. Младший дошкольный возраст. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 29.03.2024).
14. Особенности развития детей младшего дошкольного [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 29.03.2024).
15. Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ - детский сад № 44. Описание образовательной программы, прошедшей экспертизу. [Электронный ресурс] URL: https://44sdu.tvoysadik.ru/org-info/education-program?id=13& (дата обращения: 29.03.2024).
16. Портал Детский сад. ру [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 29.03.2024).
17. Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 29.03.2024).
18. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте // Дошкольник [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 29.03.2024).
19. Реестр примерных программ на электронных носителях. Функционирует в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-doshkolnogo-obrazovaniya?ysclid=l37in08dfp (дата обращения: 29.03.2024).
20. Смирнова, Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов педучилищ и колледжей [Текст] / Е.О. Смирнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 119 с.
21. Соколова О.Г. Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста // Дошкольник (дошкольник.рф) [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 29.03.2024).
22. Тузова Н.А. Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков в процессе социально-коммуникативного развития посредством использования ресурсов игровой деятельности (методическая разработка). [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 29.03.2024).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. No 1155. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 (дата обращения: 29.03.2024).
24. Толмачева, В.В. Педагогическая диагностика социально-экологической направленности личности старших дошкольников в трудовой деятельности [Текст] / В.В. Толмачева. Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: международная научно-практическая конференция. - Шадринск, 2010. – С. 24-32.
25. Точин, А.Е. Трудовое воспитание детей в семье [Текст] / А.Е. Точин. - Минск: Нар. аствета, 2008. - 96 с.
26. Цукерман, Г.А. О детской самостоятельности [Текст] / Г.А. Цукерман, Н.В. Елизаров. Вопросы психологии. - М.: Педагогика, 2008. - No6. - С. 10-21.
27. Черепанова, И.Б. Дети взрослеют в труде [Текст] / И.Б. Черепанова. - М.: Педагогика, 2008. - 174 с.