Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития детской инициативы
1.1 Характеристика формирования детской инициативы
Целью современного образования заключается в создании активной, направленной на цели, инициативной и творческой личности. Это вызвано различными факторами: экономическими (в условиях усиливающейся конкуренции в бизнес-сообществе требуются люди с общей картиной мира, инициативные и не боящиеся трудностей), социальными (современное общество нуждается в людях, способных сочувствовать, сопереживать, оказывать безвозмездную помощь и направлять свою энергию на изменение социальной действительности) и личностными (в условиях неопределенности успех могут достичь только сильные личности, которые легко адаптируются к изменчивым условиям)[1].
Безусловно, формирование основных личностных качеств начинается еще в раннем детстве. Именно поэтому к дошкольному образованию, как к первому этапу общего образования, сегодня предъявляются очень важные требования. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году, в том числе определяет социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка перед началом обучения в школе, включая проявление инициативы в различных видах деятельности [2.].
Таким образом, развитие и поддержка инициативности детей - одна из задач, стоящих перед педагогом дошкольного образовательного учреждения.
Для того чтобы достичь данной задачи, необходимо правильно определить понятие инициативности детей и отличить его от схожих понятий. Инициативность часто связывают с самостоятельностью. Однако, несмотря на взаимосвязь этих понятий, их сущность отличается. Самостоятельно ребенок может выполнять и действия, навязанные извне (например, приготовить бутерброд, потому что мама сказала), и действия по своей собственной инициативе (например, приготовить бутерброд для мамы). При этом инициированное ребенком действие может происходить как самостоятельно (рисует сам), так и с участием сверстников или взрослых (например, предложил сестре нарисовать открытку для папы вместе). Итак, инициативность - это самостоятельность в принятии решений и планировании своих действий для достижения поставленной цели.
Инициативность и исполнительность - два важных качества, которые отличаются друг от друга. Оба этих понятия основаны на воле и нравственных чувствах. Важной составляющей как исполнительности, так и инициативности является способность довести дело до конца и нести ответственность за свои действия. Однако исполнительность ограничена конкретными указаниями извне, без которых выполнение задачи невозможно. В свою очередь, инициативность предполагает самомотивацию, стремление изменить реальность, креативность в решении проблемы и способность видеть выход в нестандартных ситуациях. Это важное различие, на которое педагоги должны обращать особое внимание и направлять свои педагогические усилия[3].
В основе любого инициированного ребенком действия должны лежать четкие нравственные ценности, чтобы инициатива не приводила к нарушению прав других. Например, если ребенку нужна игрушка для реализации своей игровой идеи и он забирает ее у другого ребенка, это является негативной инициативой. Однако, если в данной ситуации ребенок находит компромиссное решение (договаривается о том, чтобы игрушку ему дали добровольно, находит замену и т.д.), это положительная инициатива, основанная на уважении и учете чувств и потребностей других детей. Педагоги должны поощрять инициативность у детей на основе понимания нравственных ценностей и установления границ. Важно также обучать детей основным правилам безопасности и обсуждать с ними, что некоторые действия могут иметь негативные, а иногда и опасные последствия. Ведь пассивность должна превратиться в инициативность, а инициативность не должна перерасти в авантюризм.
Инициативность - это сложное и многогранные понятие. Как характеристика сильной личности, она включает в себя уверенность в своих силах, ответственность, критическое мышление, креативность, решимость, силу воли и коммуникативные навыки[4]. Поддержка и развитие инициативности должны быть индивидуально направлены, учитывая как сильные, так и слабые стороны темперамента ребенка. Педагог должен определить особые качества каждой личности для работы с ними. Например, для развития инициативности у меланхоличного ребенка важно повысить его уверенность в себе, поэтому педагог должен сосредоточиться на повышении его самооценки. Дети-сангвиники могут быть недостаточно настойчивыми и не довести дело до конца, поэтому педагог должен работать над развитием их силы воли и настойчивости. Флегматики отличаются отличным следованием инструкциям, но им может быть трудно мыслить надситуативно, поэтому важно подчеркнуть развитие их креативности и творческого потенциала. Импульсивным холерикам важно научиться лучше контролировать себя, чтобы их инициативные действия не противоречили интересам окружающих.
Гармоничное развитие ребенка в целом и поддержка его инициативности в частности должны происходить в психологически комфортной обстановке. Важно признавать личность и интересы ребенка, следовать его стремлениям и поддерживать его активность и любознательность[5].
Адекватная реакция взрослого на инициативы ребенка создает здоровую основу для веры в собственные силы, и ребенок не боится проявлять инициативу и брать на себя ответственность за свои действия. Авторитет взрослого не должен подавлять детскую инициативность, а, наоборот, через похвалу и поощрение поддерживать активные действия. Сама попытка проявить инициативу или самостоятельность уже заслуживает отметки и похвалы за старание. Поддержать инициативу проще, если она основана на личной мотивации ребенка. Это означает, что мотивация к деятельности должна развиться в самомотивацию, которая является основой инициативности. Самомотивация тесно связана с интересом ребенка к определенной деятельности. Деятельность нам интересна, когда мы добиваемся успеха.
Поэтому успехи в преодолении трудностей, победы и положительные результаты имеют огромное значение в поддержке инициативности. Педагоги могут применять сказкотерапию, коучинг и кейс-технологии для достижения положительных результатов.
Сказкотерапия является эффективным способом развития личности дошкольника, и здесь можно выделить два основных направления работы.
Во-первых, это обсуждение сказок, анализ мотивов поступков героев, их оценка, рефлексия прочитанного с целью понять, как бы поступил сам ребенок в подобной ситуации.
Во-вторых, это сочинение сказок, где главным героем становится ребенок, помогаемый взрослым, и вместе они придумывают историю с различными ситуациями, где ребенок находит выход из трудностей, пробует разные способы решения проблемы, не боясь совершать ошибки[6].
При использовании коучинг-подхода, основывающегося на интересах ребенка, взрослый все меньше контролирует и направляет его деятельность, предоставляя возможность самостоятельно искать решения и исследовать. Таким образом, ребенок проявляет больше инициативы в принятии решений, смелости в их осуществлении и ответственности за последствия.
Кейс-технологии представляют собой инновационную интерактивную форму организации образовательного процесса. Кейс представляет собой игровую ситуацию, где ребенок ищет решения поставленной задачи.
Он стимулирует интеллектуальные способности, любознательность и познавательную активность ребенка, а также его коммуникативные навыки. Кроме того, кейс-технологии создают благоприятные условия для развития гипотез и поиска различных вариантов решения проблемы, тем самым поддерживая инициативы ребенка.
Таким образом, использование современных технологий, которые позволяют ребенку предложить, испытать и проанализировать различные варианты решения задачи или проблемы, должно быть крайне результативным для поддержки детской инициативности и иметь положительный эффект. Задача педагога заключается в верном подборе технологий с учетом индивидуальных особенностей и свойств темперамента воспитанников.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Аристова, С. В. Эффективные способы поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников в развитии песенного творчества / С. В. Аристова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2020. — С. 9-10. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/358/15597/ (дата обращения: 28.03.2024).
2. Кричевцова, Е. И. Детская инициативность: сущность и технологии поддержки / Е. И. Кричевцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 258-260. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61365/ (дата обращения: 28.03.2024).
3. Вачков И. В. «Введение в сказкотерапию, или избушка, избушка, повернись ко мне передом...» — 2 изд. — М.: Генезис, 2015.— 288 с.— (Сказкотерапия: теория и практика).
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. N30384).
5. Сафаргалиева Е. С. Использование квест — технологии для активизации учебной деятельности младших школьников [Текст] / Е. С. Сафаргалиева // Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки: сборник статей Международной научно — практической конференции (15 декабря 2016 г., г. Екатеринбург). В 8 ч. Ч. 4 / — Уфа: АЭТЕРНА, 2016.— 231 с. — С. 163-165.
6. Фурман Б. Навыки ребенка в действии: как помочь детям преодолеть психологические проблемы / Бен Фурман; Пер. с англ.— М.: Альпина нон-фикшн, 2013.— 228 с.
7. Афонькина Ю. А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования / Ю.А. Афонькина. - Петроград: Учитель, 2013- 6-8с.
8. Есипов Б.П., Данилов М. Самостоятельная работа дошкольников на занятиях / - М.: Просвещение, 2014– 78с.
9. Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Кукольный театр – дошкольникам: Театр картинок. Театр игрушек. Театр петрушек. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.-3-е издание, переработано- М.: Просвещение, 2014.-191 с.
10. .Русские народные детские песни и сказки с напевами/ Запись, составление и нотация Г. М. Науменко.- М.: ЗАО Издательство Центр полиграф, 2013 – 414 с.: ноты.
11. Педагогика и искусство [Текст] : сборник научных трудов / Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный педагогический университет" ; [науч. ред.: А. С. Петелин, Л. Г. Лобова, Н. П. Харьковский]. - Воронеж : Воронежский гос. педагогический ун-т, 2015-. - 20 см.
12. Романова Татьяна Николаевна, Григоренко Евгения Николаевна РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ // Интерактивная наука. 2023. №3 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-detskoy-samostoyatelnosti-i-initsiativy (дата обращения: 29.03.2024).
13. Лысогорова Людмила Васильевна, Салдаева Евгения Николаевна Технология организации образовательной деятельности с дошкольниками, направленная на формирование инициативности и самостоятельности // Научен вектор на Балканите. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-obrazovatelnoy-deyatelnosti-s-doshkolnikami-napravlennaya-na-formirovanie-initsiativnosti-i (дата обращения: 29.03.2024).
14. Тагильцева Н. Г. Развитие творческой активности детей в системе дошкольного и школьного музыкального образования // МНКО. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tvorcheskoy-aktivnosti-detey-v-sisteme-doshkolnogo-i-shkolnogo-muzykalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 29.03.2024).
15. Пономарева Елена Владимировна Музыкально-творческое развитие дошкольников: идеи, подходы // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2016. №4 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/muzykalno-tvorcheskoe-razvitie-doshkolnikov-idei-podhody (дата обращения: 29.03.2024).