Фрагмент для ознакомления
2
В современной образовательной модели, основанной на системно -деятельностном подходе, в основе учебной деятельности лежит личностно ориентированный подход. Это говорит о том, что к каждому ребёнку сегодня должен быть применён индивидуальный метод обучения. Современным образовательным результатом сегодня являются предметные и метапредметные результаты.
Если в традиционной образовательной модели педагоги формировали лишь традиционные знания, умения и навыки, то сегодня педагогу необходимо помимо предметных знаний формировать универсальные учебные действия четырёх групп – личные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Педагоги понимают, что сформировать у детей творческий уровень познания не получится без того, чтобы не сформировать прежде предметные знания, умения и навыки в комплексе. Но в традиционной модели учитель был прежде всего транслятором знаний. Лишь педагог определял, что именно ребёнку нужно знать, понимать и иметь соответствующие навыки. Творческим уровнем освоения учебного материала школьник овладеет лишь в том случае, когда у него будет достаточный запас предметных знаний, практических умений и автоматизированных навыков именно в содержании конкретно взятого предмета [19].
Сегодня требования ФГОС на каждой из образовательной ступени общего образования регламентирует главную цель обучения как научить школьника учиться. Современную образовательную среду сегодня часто называют инновационной. Прежде всего речь идёт о реализации системно -деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе. Продуктивная образовательная деятельность субъекта объединяет все виды деятельности, направленные на расширение, углубление и совершенствование знаний, полученных посредством учебной деятельности.
Целью учебной деятельности при изучении русского языка является стимулирование интереса обучающихся к изучению языка, расширение и углубление знаний, полученных во время учебных занятий, развитие навыков коммуникативной деятельности.
Учебная работа детей предполагает продуктивный и творческий подход к изучению русского языка, неформальное общение, позволяющее развивать практические навыки и умения владения языком, а также расширение кругозора учащегося.
Виды и направления продуктивной учебной деятельности, доступные для реализации в образовательной организации:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение).
Любая продуктивная и творческая работа – это важная составная часть образовательного процесса. Эти процессы помогают заинтересованным лицам углубить свои познавательные интересы к русскому языку и способствуют развитию социальных и познавательных мотивов. Любые продуктивные формы работы, к каким можно отнести игры и игровые элементы, стимулируют развитие личности, увеличивая при этом её творческий потенциал. Любая интенсивная урочная работа значительно расширяет кругозор заинтересованных учеников.
Это помогает создать благоприятную атмосферу в социуме, способствующую более эффективному усвоению не только русского языка, но и других изучаемых предметов. Один из способов интенсификации образовательно-воспитательного процесса – это создание единой образовательной системы аудиторной и внеаудиторной работы по русскому языку.
Изучение любой программной темы может быть расширено и продолжено по желанию ученика. Формы и виды такой работы могут быть самые разнообразные. Формы, виды, методы и содержание воспитательно -образовательного процесса определяются рядом принципов, которые лежат в основе функционирования системы образовательной деятельности по русскому языку [12].
Принципы аудиторной работы по русскому языку отвечают целям и задачам всей учебной деятельности школьника. Учителя и ученики должны находиться в постоянном взаимодействии. Это должно стать процессом сотворчества равноправных и равноценных партнеров. При этом ученику важно и нужно осознавать свою роль в обучении, поскольку это активизирует его мотивацию обучения.
Различные формы аудиторной работы помогают вовлечь всех участников образовательного процесса в сотворчество. Прежде всего – это принцип взаимосвязи обучения с жизнью. Реализация данного принципа даёт возможность обеспечить тесную связь аудиторной работы по русскому языку с условиями жизни в социуме. При этом на занятиях может быть использовано широкое применение краеведческого, или художественного материала с использованием фразеологизмов.
Учебная работа на уроке должна быть организована на принципе коммуникативной активности субъектов. Речь идёт о тех видах деятельности, которые дают возможность развитию более высокой коммуникативной активности. К таким видам работы можно отнести:
-ведение переписки с носителями языка;
-чтение книг на русском языке, где есть фразеологизмы;
-внеаудиторное чтение;
- развитие умений и навыков устной речи на занятиях и вне занятий;
- развитие умений и навыков устной речи на мероприятиях, конференциях, круглых столах, семинарах и др.
Немаловажное значение имеет принцип сочетания разных форм аудиторной и внеаудиторной работы. Здесь также необходимо учитывать реализацию принципа межпредметных связей в подготовке и проведении работы по изучению русского языка.
Осуществление межпредметных связей чрезвычайно важно в такой работе. Это дает возможность реализовать одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию школьников. С учётом этого подхода учебная работа по русскому языку должна проводиться не изолированно, а в тесной взаимосвязи со всеми остальными учебными предметами. Это позволит уменьшить существующие междисциплинарные барьеры.
1.2. Средства и способы развития вербальной креативности младших школьников на уроках русского языка
Любые формы работы по русскому языку должны, прежде всего, мотивировать и вызывать интерес. К таким формам можно отнести:
1. Соревновательные. Конкурсы, олимпиады, викторины и др.
2. Творческие. Создание тематических текстов, коллажей и др.
3. Культурно-массовые. Занятие-концерт, вечер-праздник, вечер-встреча с интересными людьми и др.
4. Научно-массовые. Конференции, форумы, фестивали, пресс-конференции, круглые столы и др.
Важным условием для развития вербальной креативности является общение. Исследователи считают, что вербальная креативность зависит от литературного опыта человека и от его культурного уровня. При этом, учителем может быть организована дополнительная лексико-грамматическая работа, при которой дети читают текст, рассказывающий о том, что они увидят, к примеру, во время прогулки по городу. После этого могут быть выполнены послетекстовые задания и школьники ответят на поставленные вопросы. Во время проведения экскурсии можно ещё раз проговорить новую лексику
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдеева, И.В. Культура речи в контексте других образовательных дисциплин [Текст] / А.И. Авдеева, А.А. Зайцев, Н.Б. Колесова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. - No2 (02). – с. 87 – 88.
2. Алгоритмы построения уроков по развитию речи [Текст] / Методические рекомендации / Автор-составитель Е.Н. Атарщикова. – Ставрополь: Издательство СГПИ. - 2018. – 156 с.
3. Алексеева, И.А. Русский язык. Методика и практика преподавания [Текст] / И.А. Алексеева. – Ростов - н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.
4. Архипова, Е.В. Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников [Текст] / Е.В. Архипова // Русский язык в школе. – 2005. - No 4. – С. 3 – 11.
5. Афанасьева, Л.В. Формирование коммуникативных умений и навыков у учащихся современной школы посредством многоаспектной работы с текстом на уроках русского языка и литературы с целью совершенствования уровня их речевого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/teacher/op07/rus/Afanasieva.pdf (дата обращения: 27.03.2024).
6. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 – 9 кл. [Текст] / В.В. Бабайцева. – М.: Дрофа, 2012. – 415 с.
7. Безродных, Г.И. Формирование коммуникативных и языковых компетенций на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/212498/ (дата обращения: 27.03.2024).
8. Винокурова, М.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе диалогического общения (на уроках русского языка в 5 - 7 классах якутской школы) [Текст] / Автореф. дис. ... канд. педагог. наук // М.В. Винокурова. – Якутск, 2015. – 20 с.
9. Гниломедова, Т.П. Формирование языковой и лингвистической компетенции при работе с текстами на уроках [Текст] / Т.П. Гниломедова // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2006. – С. 190 – 196.
10. Давоян, О.Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Текст] / О.Н. Давоян // Педагогика: традиции и инновации: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 83 - 85.
11. Дедюхина. Г.И. Приемы формирования языковой, лингвистической и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://forum.schoolpress.ru/article/27/292 (дата обращения: 27.03.2024).
12. Дзюбко, Г.Ю. Формирование образности речи учащихся при изучении сравнения на уроках русского языка [Текст] / Г.Ю. Дзюбко. - Автореф. ... дис. канд. Педагог наук. – Рязань, 2006. – 25 с.
13. Дюкова, М.В. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/104170.html (дата обращения: 27.03.2024).
14. Зайцева, С.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf (дата обращения: 20.06.2023).
15. Зеленская, И.Г. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка [Текст] / И.Г. Зеленская // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2018. – С. 185 - 190.
16. Калабухова, Н.П. Изучение вопросов культуры речи в школьном курсе русского языка [Текст] / Н.П. Калабухова // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2016. - No10. – С. 20 – 24.
17. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2010. – 126 с.
18. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
19. Кузьмина, Н.Г. Организация учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка в условиях компетентностного подхода [Текст] / Н.Г. Кузьмина // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2016. – С. 180 – 185.
20. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
21. Методика преподавания русского языка в школе [Текст]: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова; Под ред. М. Т. Баранова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.
22. Мякишева, И.А. Игра как эффективный способ развития языковой и речевой компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/Myakisheva_122-128.pdf (дата обращения: 27.03.2024).
23. Никонова, Л.В. Методическая модель коммуникативно-ориентированного обучения лексике на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе (5 – 6 классы) [Текст] / Л.В. Никонова. – Дис. ... канд. педагог. наук М. - 2018. – 236 с.
24. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи [Текст] / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник – 2012. – No 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 65 – 68.
25. Русецкий, В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление [Текст] / В.Ф. Русецкий // Русский язык в школе. – 2015. - No 2. – С. 23 – 28.
26. Развитие вербальной креативности детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://terem-22.my1.ru/22year/seminar-praktikum_dlja_pedagogov_razvitie_verbalno.pdf (дата обращения: 27.03.2024).
27. Ступеньки словесного творчества: тренинг вербальной креативности. Программа внеурочной деятельности (для учащихся основной общеобразовательной школы) / Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2014. – 81 с.