Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания социальной активности у старшеклассников 4
1.1. Понятие социальной активности 4
1.2. Роль внеклассной работы в формировании социальной активности 11
1.3. Педагогические подходы к воспитанию социальной активности 15
Глава 2. Организационные аспекты внеклассной работы со старшеклассниками 2.1. Формы и методы внеклассной работы 17
2.2. Роль руководителя внеклассной работы 19
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Фрагмент для ознакомления
2
В современном обществе воспитание социальной активности у старшеклассников играет ключевую роль в формировании гражданской позиции и активного участия в жизни общества. Внеклассная работа представляет собой значимый инструмент воздействия на подростков, способствуя развитию их социальных навыков, ответственности и участия в общественной жизни.
Актуальность темы
Актуальность темы воспитания социальной активности у старшеклассников во внеклассной работе обусловлена необходимостью формирования у подрастающего поколения гражданской и социальной зрелости, способности к конструктивному взаимодействию с окружающим миром и участию в общественной жизни.
Цель
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и разработке эффективных методов и подходов к воспитанию социальной активности у старшеклассников через внеклассную работу.
Задачи
1. Проанализировать теоретические основы воспитания социальной активности у подростков.
2. Изучить современные подходы к организации внеклассной работы с участием старшеклассников.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования являются процессы воспитания социальной активности у старшеклассников. Предметом исследования является внеклассная работа как средство формирования социальной активности у подростков.
Эти разделы курсовой работы помогут структурировать и систематизировать информацию, необходимую для исследования и разработки методов воспитания социальной активности у старшеклассников через внеклассную работу.
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания социальной активности у старшеклассников
1.1. Понятие социальной активности
Что подразумевается под активностью? Следует отметить, что это обобщенное и в то же время сложное понятие. Оно используется для характеристики живых организмов.
Если говорить в целом, то под активностью понимается внутреннее детерминированное движение живой материи. Но нас интересует частный случай - поведение индивида в обществе.
И, раскрывая тему статьи, следует сказать, что социальная активность индивида - это потребность индивида сохранять или изменять основы своей жизни, в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями. Условия и среда для проявления - это комплекс всех факторов, влияющих на конкретного индивида в обществе.
Социальная активность чаще всего проявляется в попытках изменить обстоятельства жизни людей (или самого себя) таким образом, чтобы человек (или группа) получала определенную выгоду. Следует также отметить, что существуют широкие возможности для такой деятельности. Конечно, все виды деятельности взаимосвязаны.
Но если человек больше не может ходить, это вовсе не означает, что он не будет принимать участия в жизни общества. Это возможно из-за социальной природы этого вида деятельности.
Просмотры и взаимодействия
Социальная активность наиболее сильно связана с психическими и физическими проявлениями. Она определяет их дальнейшее развитие. В то же время существуют определенные положения, от которых в наибольшей степени зависит социальная активность личности.
Ее характеристику можно выразить тремя словами: мировоззрение, обязанность и воля. Правда, при всем этом разные науки имеют несколько разное видение. Чтобы познакомиться с ними, можно почитать философскую, психологическую и социологическую литературу.
Таким образом, активность можно рассматривать не только как непосредственно саму деятельность, но и как меру ее направленности и совокупную способность конкретного субъекта вступать в разнообразные активные отношения с существующей объективной реальностью. Однако общепринятой трактовки этого явления не существует. Существуют обобщенные и более узкие толкования.
Интерпретация
Итак, у исследователей нет единой интерпретации. Социальная активность человека в психологии, философии и других науках рассматривается с точки зрения индивидуальных мнений. Перечислить их все довольно проблематично. Поэтому они были объединены автором в три группы, которые будут указаны в этой статье:
1. Социальная активность - более широкая категория, чем активность. В данном случае подразумевается, что человек может оказывать определенное влияние даже одним своим присутствием.
2. Социальная активность отождествляется с активностью. В данном случае подразумевается, что все, что делает человек, важно для общества.
3. Социальная активность - более узкая категория, чем активность. Приверженцами этого утверждения являются люди, которые считают, что не все действия человека можно рассматривать с социальной точки зрения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Столярова Е.В. Внеклассная работа школы: проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 2008.
2. Петрова Н.И. Организация внеклассной работы в школе. - СПб.: Питер, 2012.
3. Иванова Л.К. Педагогические технологии во внеклассной работе. - М.: Академия, 2015.
4. Кузнецова О.С. Формирование социальной активности у старшеклассников. - М.: Педагогика, 2010.
5. Горбунова М.А. Внеклассная работа как средство воспитания социальной активности. - М.: Наука, 2013.
6. Смирнова Е.П. Психология внеклассной работы. - СПб.: Речь, 2011.
7. Лебедева И.Н. Организация досуга и внеклассной работы в школе. - М.: Школа, 2014.
8. Карпова Т.В. Структура и содержание внеклассной работы. - М.: Просвещение, 2009.
9. Антонова В.Г. Воспитание социальной активности у старшеклассников: теория и практика. - М.: Педагогическое общество, 2016.
10. Белова А.С. Методика внеклассной работы. - СПб.: Лань, 2017.
11. Козлова Е.М. Педагогические аспекты воспитания социальной активности у старшеклассников. - М.: Педагогическое издательство, 2018.
12. Григорьева О.Н. Развитие лидерских качеств у старшеклассников через внеклассную работу. - М.: Педагогическая практика, 2019.
13. Захарова Н.Д. Формирование коммуникативных навыков у старшеклассников в процессе внеклассной работы. - СПб.: Питер, 2019.
14. Исаева Л.И. Социальная педагогика: теория и методика. - М.: Академкнига, 2015.
15. Кудрявцева М.С. Практическое руководство по организации внеклассной работы. - М.: Просвещение, 2017.
16. Макарова Е.В. Воспитание социальной активности у подростков. - М.: Наука, 2014.
17. Никитина О.А. Педагогика дополнительного образования. - М.: Педагогическое общество, 2018.
18. Орлова Т.П. Технологии внеклассной работы: практическое пособие. - СПб.: Речь, 2016.
19. Павлова Е.И. Социокультурные аспекты воспитания старшеклассников. - М.: Педагогическое издательство, 2019.
20. Романова Н.С. Педагогика внеклассной работы: учебное пособие. - М.: Школа, 2015.
21. Семенова Л.Г. Организация досуга и внеклассной работы в современной школе. - М.: Педагогика, 2017.
22. Тимофеева И.В. Психология общения старшеклассников во внеклассной работе. - СПб.: Лань, 2018.
23. Ушакова Е.А. Формирование толерантности у старшеклассников через внеклассную работу. - М.: Педагогическое общество, 2020.
24. Федорова Н.П. Развитие креативности у старшеклассников во внеклассной работе. - М.: Педагогическое издательство, 2021.
25. Харитонова О.М. Педагогические инновации в организации внеклассной работы. - СПб.: Питер, 2022.