Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Важность проблемы смысла жизни в нашем обществе стала особенно актуальной в последние годы: разрушение привычных социальных отношений, устоявшихся стереотипов и «правильных» идеалов вызвало глобальные изменения в сознании миллионов людей и заставило их задуматься о смысле жизни учителей и целях их существования.
Профессия учителя занимает особое место благодаря тому, что человек привносит непосредственно в свою работу как личность. Профессия учителя предполагает непосредственное влияние определенного педагога на определенную развивающуюся личность ученика.
Формирование содержательных ориентаций педагога определяет качество образовательных отношений, систему отношений «учитель-ученик», «учитель-учитель», «учитель-родитель», качество воспитательной работы, нравственные способности подрастающего поколения. и многое другое. Соответственно, определение и формирование ориентации на смысл жизни учителя следует считать актуальной задачей социальной значимости.
Среди работ, посвященных проблеме смысла жизни, имеется достаточная база исследований, посвященных роли смысложизненных ориентаций в профессиональной деятельности педагогов.
В концепции профессионального развития учителей Л.Митиной выделены три черты личности учителя, повышающие эффективность профессиональной деятельности: концентрация, компетентность и гибкость. Образовательная направленность является частью общей системы ценностных ориентаций личности и определяется смыслообразованием, целями образовательной деятельности, включая ресурсы, необходимые для достижения выбранных целей. Значимые направления аккумулируют весь профессиональный опыт педагога, направляя его духовную реализацию по специальности.
Объект исследования- смысложизненные ориентации педагогов
Предмет исследования- основы смысложизненных ориентацией у педагогов младшей школы»
Цель исследования- раскрыть основы смысложизненных ориентацией у педагогов младшей школы»
Задачи исследования:
- провести характеристику смысложизненных ориентаций педагога
- изучить ценностные ориентации педагогов начальных классов
- определить смысложизненные ориентации и профессионально-личностная перспектива учителя
- раскрыть психологические аспекты взаимосвязи ценностно-смысловой сферы и профессионального роста педагогов
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
1.1. Характеристика смысложизненных ориентаций педагога
Профессиональное развитие педагога во многом зависит от его поиска и обретения смысла своей жизни, осознания им своей профессиональной деятельности и своего призвания. Для человека, достигшего значительного самоопределения, выбор в конкретных ситуациях жизни и профессиональной деятельности не вызывает тягостных раздумий, а становится самопроявлением его сущности: он действует в этих ситуациях с позиции основных смыслов и цели своей жизни.
Проблема обретения смысла жизни актуальна не только для молодого человека, оказавшегося в ситуации самоопределения жизни, но и для взрослого человека, особенно в кризисных ситуациях, связанных с потерей возможности реализовать свою жизнь. проект в результате определенных событий. Состояние, в котором находится человек, психологи характеризуют как жизненный или личностный кризис: кризис мотивационной и целевой стороны жизни «зачем продолжать жить?» и кризис смысловой стороны деятельности «зачем продолжать жить?».
Результатом утраты смысла жизни является потеря жизненной силы, воли к жизни, интереса к ее процессу и ее результату. Изучая группу студентов, совершивших попытку самоубийства, В. Франкл установил, что 85% из них не видели никакого смысла в своей жизни, при этом 93% из них оказались здоровыми физически и психически.
Исследования показывают, что 90% тяжелых хронических алкоголиков и почти 100% наркоманов испытывают потерю смысла жизни (там же, с. 225-226).
Попытки подменить духовное развитие и стремление найти в себе опору в трудных ситуациях притуплением своих чувств и переживаний с помощью различных химических средств – алкоголя, наркотиков и т. д. - являются глубокой психологической ошибкой, так как не приводят к устранению самого предмета переживания.
По мнению В. Франкла, достижение чувства счастья без поиска и открытия смысла своей жизни — это неудача: «наркотизация» — это духовная анестезия, которая может привести человека к духовной смерти. Таким образом, понимание человеком смысла своей жизни является необходимым условием его нормального существования.
Наличие смысла жизни является, кроме того, основным критерием формирования личности в целом, показателем способности человека управлять своей жизнью и независимо от внешних обстоятельств определяет развитие его самосознания, способность выбирать систему ценностей и цели, которые он будет реализовывать в своей жизни.
Большинство людей, имеющих смысл в жизни, не задумываются об этом.
Возникает вопрос: а действительно ли это необходимо, т. е. проблема сознания и неосознания смысла жизни.
Решение этой проблемы во многом зависит от ответа на вопросы: способен ли человек определить смысл своей жизни, не зависит ли он от внешних обстоятельств? Особенно актуальна эта проблема сегодня, когда в общественном сознании бытует мнение, что в предыдущий период развития страны каждый человек имел смысл жизни, а сегодня этот смысл утрачен с утратой существующих социальных идеалов.
Попытку придать человеку смысл жизни извне В. Франкл назвал «моральным зомби»: его нельзя дать, его надо найти, и для каждого — свой.
Смысл жизни всегда личный смысл.
Идеология, навязывая человеку смысл жизни извне, лишает его способности мыслить, мыслить, искать свой индивидуальный жизненный путь и иметь свою индивидуальную концепцию жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов / Н. А. Бакшаева, А. А. Вирбицкий // М :. Логос, 2022. – 184 с. ;
2.Гайдар К. М. Подготовка профессиональных психологов в вузах: противоречия и проблемы / К. М. Гайдар // Педагогические науки. – Известия ВГПУ, № 1. – Воронеж, 2021. – С. 92-95;
3. Герасимова А. С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А. С. Герасимова. - URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html (дата обращения: 15. 03. 2019);
4. Жучкова С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С. М. Жучкова. - URL: http://sibac.info/13182 (дата обращения: 17.02.2019);
5. Иванников В. А. Проблемы подготовки психологов / В. А. Иванников // Вопр. психологии, 202. - №1. С 48-52;
6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин // – СПб .: Питер, 2022. – 512 с.
7. Килинская Н. В. К проблеме профессионального развития студентов-психологов [Текст] / Н. В. Килинская // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2022 г.). - Пермь .: Меркурий, 2022. — С. 19-21;
8. Коржова Е. Ю. Психология жизненных ориентаций человека // Е. Ю. Коржова.- СПб :. РХГА, 2020. – 384 с.;
9. Крымова О. С. Профессиональная идентичность студентов-психологов / О. С. Крымова, О. А. Сукнина // - Оренбург.: ФГБОУ ВПО «Оренбургский гос. Ун-т», 1014 – 4 с
10. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев // -М :.Политиздат, 2021. – 375 с.;
11. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности // Д. А. Леонтьев - 2-е, испр. изд. — М .: Смысл, 20023. — 487 с.;
12. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) // Д. А. Леонтьев. – 2-е изд. – М :. Смысл, 200. – 18 с.;
13. Меламед Д. А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов / Д. А. Меламед . - URL: http://psyedu.ru/journal/2011/2/2116.phtml (дата обращения: 1. 04. 2022);