Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования основ здорового образа жизни средствами ИКТ подростков основной школы 5
1.1. Анализ понятия здоровый образ жизни в современном обществе 5
1.2. Особенности формирования основ здорового образа жизни средствами ИКТ 12
Глава 2. Методические аспекты формирования основ здорового образа жизни средствами ИКТ подростков основной школы 19
2.1. Организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни средствами ИКТ подростков основной школы 19
2.2. Методические рекомендации по формированию основ здорового образа жизни средствами ИКТ подростков основной школы 23
Заключение 26
Список использованных источников 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Проблема воспитания здорового поколения приобретает все большее значение. За время обучения в школе у большинства учеников существенно снижаются показатели здоровья. В качестве основных причин специалисты называют недостаток физической активности и общую организацию обучения.
Источниками отрицательного воздействия на здоровье школьников являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу факторы, но и сам учебный процесс. Современные здоровьесберегающие технологии, которые используют учителя в школе сегодня имеют достаточно большие ресурсы.
Под такими технологиями понимают средства, программы и методы, которые позволяют воспитывать у школьников культуру здоровья и формирование личностно важных качеств, которые способствуют укреплению здоровья и его приумножению.
Учителя информатике проблемам здоровьесбережения школьников уделяют особое внимание. Ни для кого не секрет, что современные дети большую часть своего свободного времени сегодня проводят за телефонами и компьютерами.
При этом присутствует большое количество вредных факторов, которые негативно влияют на здоровье учеников. Дети длительное время сидят в одной и той же позе, мало двигаются, подвергаются электромагнитному излучению и быстро утомляются. Если ранее ученики за компьютером сидели только на уроках информатики, то в настоящее время практически все учебные дисциплины также предполагают наличие компьютера.
У детей часто переутомляются глаза, увеличивается нагрузка на зрение и может возникать спонтанная головная боль. Предупредить такого рода проблемы можно в том случае, если педагоги будут внимательно следить за тем, какова нагрузка на детей и будут их знакомить с правилами здоровьесбережения посредством ИКТ.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования основ здорового образа жизни средствами ИКТ у средних подростков.
Объект исследования: процесс формирования основ здорового образа жизни средствами ИКТ у средних подростков.
Предмет исследования: средства ИКТ при формировании основ здорового образа жизни у средних подростков.
Задачи:
1. Провести анализ понятия здоровый образ жизни в современном обществе.
2. Изучить особенности формирования основ здорового образа жизни средствами ИКТ.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования основ здорового образа жизни средствами ИКТ подростков основной школы.
4. Предложить методические рекомендации по формированию основ здорового образа жизни средствами ИКТ подростков основной школы
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, наблюдение, анкетирование.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования основ здорового образа жизни средствами ИКТ подростков основной школы
1.1. Анализ понятия здоровый образ жизни в современном обществе
Здоровье человека – это всегда и во все времена актуальная проблема для всего общеста. Всемирная организация здравоохранения выдвинула тезис о том, что здоровье – это полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Это не только отсутствие болезни у субъекта. Прежде всего – это физическая, социальная и психологическая гармония человека. Это подразумевает доброжелательные отношения с людьми, природой и
самим собой.
В современном обществе проблемы со здоровьем часто возникают при работе с техникой, компьютерами, средствами мультимедиа. В таких случаях можно наблюдать постоянные нагрузки на глаза человека, на кисти рук и суставов, психические расстройства, стрессы при потере важной информации и др. Именно в школе необходимо знакомить учеников с такого рода проблемами и учителя информатики чаще, чем другие педагоги осуществляют процессы здоровьесбережения детей.
Сохранение и укрепление здоровья детей – это одна из главных стратегических задач нашего государства. Это регламентируется нормативно-правовыми документами:
- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
- Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Здоровье – это первая и наиважнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. С раннего возраста субъекту необходимо вести активный образ жизни, заниматься физкультурой и спортом, закаливанием, соблюдать правила личной гигиены и добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема в начальной школе, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли ученика.
Чтобы обеспечить здоровьесбережение школьников, педагоги используют для этого различного рода здоровьесберегающие технологии. Педагоги разрабатывают здоровьесберегающие программы, используют комплексы укрепляющих здоровье упражнений и др.
Возрастным возможностям ребёнка должна соответствовать учебная и физическая нагрузка. Детям необходим рационально организованный двигательный режим. К примеру, среди первоклассников большой процент детей, которые приходят в школу уже с врожденными или приобретенными заболеваниями.
В школьном возрасте закладывается фундамент здоровья и привычки к ведению здорового образа жизни. Проблема формирования здорового образа жизни младших школьников всегда остаётся актуальной. Её изучают многие специалисты, педагоги, психологи физиологи, гигиенисты и др. [14].
М.П. Лебедева выделяет в своих работах потребностно - мотивационный компонент здорового образа жизни. В.К. Бальсевич считает, что основным компонентом ЗОЖ является личная физическая культура. В.П. Лукьяненко и Т.И. Прокопенко одним из основных компонентов в системе формирования здорового образа жизни выделяют образовательный компонент школьников.
Сегодня ФГОС на каждой образовательной ступени обеспечивают формирование знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья школьников [12].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Акимова, Л.А. Использование здоровьесберегающих технологий
в образовании [Текст] / Л.А. Акимова. - Оренбург: ОГПУ, 2016 - 158 с.
2. Аскерова, М.Н. Использование здоровьесберегающих технологий
в школе [Текст] / М.Н. Аскерова // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2015. - No3. – С. 120 – 123.
3. Бальсевич, В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле
жизни [Текст] / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практикафизической культуры. – 2016 - No 4 - С. 3-5.
4. Болонина, В.В. Использование здоровьесберегающих технологий
в работе педагога в условиях интегрированного обучения. Методические
рекомендации для педагогов, специалистов образовательных учреждений,
родителей [Текст] / Сост. В.В. Болонина.– Новокуйбышевск: Ресурсный центр, 2008. - 96 с.
5. Булатова, С.Р. Основные задачи в школе по
здоровьесбережению детей [Текст] / С.Р. Булатова - Таврический научный
обозреватель. – 2016. - No1. – С. 116 – 120.
6. Вахитова, Г.Х. Теория и практика здоровьесбережения в
современной начальной школе [Текст] / Г.Х. Вагитова, И. В. Поздеева // Вестник Томского 49 государственного педагогического университета. – 2013. - No12(140). – с. 194 – 196.
7. Вдовина, Л.Н. Здоровое питание – залог качества жизни и
долголетия [Текст] / Л. Н. Вдовина // Рациональное питание, пищевые добавки и биостимуляторы. – 2016. – No 1. – С. 40-42.
8. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] - URL: http://www.who.int/suggеstions/fаq/ru/ (дата обращения 02.04.2024).
9. Волков, Н.И. Двигательная активность и рациональное питание
школьников [Текст] / Теория и практика физической культуры. – 2011. - No 8. – с. 9 – 17.
10. Григорьев, Д.В. Внеурочная дятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя[Текст] /Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010 – 223с.
11. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников.
Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев,
П.В.Степанов [Электронный ресурс] - URL:http://www.twirpx.com/filе/885221/ (дата обращения 02.04.2024).
12. Емельянова, Т. В. Условия формирования здорового образа жизни
у младших школьников [Текст] / Т. В. Кмельянова // Научный альманах. - 2015. – No 10-2 (12). - С. 170-174.
13. Корнилко, И. А. Методика организации внеклассной работы по
формированию здорового образа жизни школьников [Текст] / И. А.
Корнилко, И. Ю. Дружкова, Н. М. Утебаев // Вестник гуманитарного
научного образования. - 2011. - No 1. - С. 27-29.
14. Королькова, Л. Г. Опыт образовательного учреждения по
созданию здоровьесберегающего пространства [Текст] / Л. Г. Королькова, О. А. Чернова // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. - 2016. - Т. 9. - No 1. - С. 272-274.
15. Кофанова, Л.В. Дидактические основы организации здоровьесберегающей деятельности учащихся в образовательном
пространстве современной школы [Текст] / Л.В. Кофанова. – Ростов-н/Д. - 2014. – 190 с.
16. Кофанова, Л.В. Опыт здоровьесбережения обучающихся в
современной школе [Текст] / Л.В. Кофанова // Материалы Международной
научнопрактической конференции «Педагогическое образование университетского типа: культурные традиции, современное состояние, взгляд
в будущее». Ростов-на-Дону. – 2013. - С. 125 - 134.
17. Кофанова, Л.В. Проблемы здоровьесбержения учащихся в теории
и практике современного образования [Текст] / Л.В. Кофанова -
Научнообразовательный журнал. Образование. Наука. Инновации. Южное
измерение. - 2013. - No3 (27). - С. 66 - 73.
18. Кофанова, Л.В. Формирование ценностного отношения учащихся
к здоровью в здоровьесберегающем образовательном пространстве
образовательного учреждения [Текст] / Л.В. Кофанова // Научно-образовательный журнал. Образование. Наука. Инновации. Южное измерение. – 2011. - No3 (18). - С. 126 - 131.
19. Кузнецова, И. В. Формирование валеологической культуры детей
младшего школьного возраста во внеурочной деятельности [Текст] / И. В. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - No 10. - С. 68-77.
20. Курбатова, А.С. Формирование здорового образа жизни
школьников в рамках реализации ФГОСС НОО [Текст] / А.С. Курбатова, Г. Н. Шкода // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - No 6-0. - С. 552.
21. Лизунова, Е. В. Внеклассная работа как способ формирования
представлений о здоровом образе жизни у детей старшего школьного
возраста [Текст] / Е. В. Лизунова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - No 1(10). – С. 30-33.
22. Надеева, М.С. Здоровьесберегающие технологии в школе [Текст] / М.С. Надеева // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. - No1. – С.14 – 17.
23. Тихомирова, Л.Ф. Здоровьесберегающие технологии в
инклюзивном образовании [Текст] / Л.Ф. Тихомирова, Т.В. Макеева. - Ярославский педагогический вестник. – 2017. - No3. – С. 82 – 85.
24. Фролова, И.Е. Формирование потребности школьников
в здоровом образе жизни через уроки и внеурочную деятельность / И.Е. 53
Фролова, Л.А. Левина [Электронный ресурс] – URL:
http://consеducеntеr.ru/indеx.php/pеdаgogchtеnyа/111-2mos/292-frolovа-lеvinа (дата обращения 02.04.2024).
25. Хасанова, Т.З. Формирование здорового образа жизни у младших
школьников / Т.З. Хасанова, Е.В. Головнева [Электронный ресурс] – URL:
https://www.sciеncеforum.ru/2015/965/15200 (дата обращения 02.04.2024).
26. Хаустова, В.Н. Формирование у школьников представлений о
здоровом образе жизни [Текст] / В.Н. Хаустова, С.А. Овсянникова, А.А.
Лукьянченко, И.В. Бондаренко - Педагогическое мастерство: материалы IV
Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. -
С. 149 - 151.
27. Ячменникова, Т.С. Здоровьесберегающие технологии в
школе [Текст] / Т.С. Ячменникова. - Муниципальное образование:
инновации и эксперимент. – 2011. - No5. – С. 66 – 71.