Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Модернизация российского образования осуществляется с целью обеспечения нового качества, которое обеспечивало бы актуальные запросы современного общества.
В рамках требований ФГОС, который сегодня регламентирует образовательную деятельность организаций от детского сада до вуза, ориентирует всех участников процесса воспитания на новые результаты. Процесс учения и воспитания сегодня, понимается прежде всего, как процесс развития личности субъекта.
Наиболее важной задачей в современной образовательной среде является активизация познавательной деятельности обучающихся. Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных инновационных педагогических технологий, в том числе, технологию критического мышления. Образовательные педагогические технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса в любой образовательной организации.
Технология критического мышления повышает творческую активность и развивают познавательные способности всех обучающихся без исключения, не зависимо от их возраста. Это также относится к студентам, при обучении их иностранному языку. В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов и технологий преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения и воспитания.
Если человек хорошо владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие.
Иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача преподавателя состоит в том, чтобы создать на занятии соответствующие дидактические условия, способствующие развитию и воспитанию обучающихся. Сегодня существует необходимость научить учеников учиться в течение всей их жизни, чему несомненно поспособствует правильно отобранная педагогом технология и методика обучения. Дискуссионные формы воспитательной работы в вузе показали продуктивность их использования при обучении английскому языку.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость использования дискуссионных форм при воспитательной работе на уроках английского языка.
Объект исследования: воспитательный процесс в вузе при использовании дискуссионных форм и технологии критического мышления.
Предмет исследования: дискуссионные формы при воспитательной работе на уроках английского языка.
Задачи:
1. Изучить сущность и понятие критического мышления.
2. Рассмотреть дискуссионную форму как один из способов развития критического мышления.
3. Определить влияние дискуссионной формы воспитательной работы на уроке английского языка.
4. Предложить практико-ориентированные рекомендации по методике использования дискуссионной формы в воспитательной работе со студентами.
5. Оценить эффективность дискуссионной формы воспитательной работы в развитии критического мышления студентов.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, пять параграфов, заключение, список использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1. Сущность и понятие критического мышления
Мышлению как психическому процессу всегда отводилась очень большая роль. Исследователи считают, что именно в школьном возрасте происходит интенсивное развитие мышления субъекта. Проблемы развития мышления изучали многие зарубежные и отечественные учёные в области психологии. Это Жан Пиаже, Анри Валлон, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л, Рубенштейн, А.К. Маркова, Ю.А. Полуянов и др.
Соответственно, определений понятия мышления также существует достаточно много. С.Л. Рубинштейн писал о мышлении, что это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс самостоятельного искания и открытия человеком существенно нового [12].
Чаще всего учёные склоняются к мысли о том, что мышление – это процесс отражения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Если обобщить определения различных авторов, можно говорить о том, что под мышлением чаще всего понимают процесс, связанный с поисками нового, составляя тем самым – высшую ступень развития познания.
Можно уверенно говорить, что развитие мышления будет занимать наиболее значимое место среди остальных функций психики каждого субъекта образования. Мышление характеризуется достаточно высокими темпами развития. В связи с изменением основного вида деятельности субъекта происходят активные структурные и качественные преобразования в интеллектуальных процессах.
В школьном возрасте значительное место будут занимать мыслительные процессы при развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи. Нет необходимости лишний раз говорить о том, насколько для ребёнка важна развитая и внятная речь. Очевидно, что речь, в свою очередь, развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Специфика понимания мыслительных процессов представителями разных психологических школ отличается между собой, но все без исключения признают, что большое значение приобретает взаимосвязь мыслительной деятельности человека не только с чувственным познанием, но и речью [4].
По мнению Л.С. Выготского логическое мышление в психическом развитии стоит «выше» образного. Причём, оно формируется позднее, на основе образного мышления. Усвоение логических форм мышления будет неполным и недостаточным без прочного фундамента в виде развитых образных форм.
Мышление понимается исследователями как прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных задач и целесообразному преобразованию действительности. Словесно-логическое мышление можно представить, как вид мышления человека, где в качестве средства решения выступает словесное абстрагирование и логические рассуждения субъекта [6].
Современный образовательный процесс направлен прежде всего на интеллектуальное развитие обучающихся. Более того, он рассчитан на определённую самостоятельность мышления и способность самостоятельного выполнения многих действий, что регламентируется сегодня требованием ФГОС на каждой образовательной ступени.
Мышление человека влияет абсолютно на всё, на воспитанность, на самостоятельность, на самоконтроль и многое другое. Самостоятельность мышления всегда считалась одним из важнейших личностных качеств субъекта. Как правило, это внешне характеризуется способностью субъекта самостоятельно выдвигать задачи и находить нужные решения и ответы.
Самостоятельно мыслящий человек всегда опирается на собственные знания и практический опыт. Это не означает, что он не может опираться на знания других людей, но при этом его собственное мышление не шаблонно [19].
К примеру, логическое мышление предполагает наличие у субъекта способности к выполнению основных логических операций. К ним относят:
1. Сравнение.
2. Анализ.
3. Обобщение.
4. Синтез.
С обобщением всегда связана абстракция. Абстрагированные свойства предметов ученик начинает мыслить в их обобщенном виде. Благодаря синтезу субъект получает целостное понимание о данном предмете или явлении. В ходе учебного процесса ученики учатся различать отдельные свойства отвлеченно от самих предметов, что позволяет говорить об увеличении степени абстракции в процессе их мышления.
Под критическим мышлением понимают самонаправленное, самоконтролируемое и самокорректирующееся мышление. Она предполагает сформированное умение субъекта всесторонне анализировать информацию и делать обоснованные выводы. В силу того, что интерес к данному виду мышления лишь растёт, в научных источниках можно найти разные определения критического мышления. Исследователь Д. Клустер выделил пять признаков критического мышления:
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное. Оно носит сугубо индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы самостоятельно думать и решать любые вопросы.
2. Информация не является конечным пунктом критического мышления. Но это есть та самая база, без которой человек не может мыслить критически.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые необходимо решить.
4. Критическое мышление должно быть убедительно аргументировано. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы. При этом, он подкрепляет своё решение разумными и обоснованными доводами.
5. Критическое мышление есть мышление социальное. Любая мысль проверяется. Любой критически мыслящий человек работает в команде или социуме.
Исследователи согласны с тем, что критическое мышление есть рефлексивное мышление. Оно всегда сфокусировано на понимании того, как и что делать для успешного решения задачи или проблемы. Критическое мышление – это всегда поиск здравого смысла и здесь необходимо понимать, что далеко не каждый человек имеет достаточный ресурс собственного мышления, чтобы на всё иметь свою собственную точку зрения [10].
Общие подходы специалистов к этому вопросу позволяют сделать вывод, что критическое мышление – это особый вид мыслительной деятельности, характерными признаками которого являются:
- выработка стратегий принятия правильных решений при решении задач и проблем;
-использование в работе таких мыслительных операций как синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация и др.;
-осуществление рефлексивных действий, аналитических, контролирующих, оценочных, выполняемых в отношении любого объекта или явления;
-взвешенный анализ различных мнений и взглядов;
-проявление собственной позиции;
-объективное оценивание процесса и результата своей деятельности;
- объективное оценивание процесса и результата деятельности других людей. Критическое мышление отличается от творческого мышления тем, что не предусматривает оценивания.
Творческое мышление направлено на рождение новых идей, часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Но, как правило, обозначить границу между критическим и творческим мышлением достаточно сложно. Практически все исследователи уверены в том, что критическое мышление – есть отправная точка для развития творческого мышления [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2016. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 05.04.2024).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 05.04.2024).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 05.04.2024).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д.Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 05.04.2024).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 05.04.2024).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 05.04.2024).
18. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2006. - No 7. – С. 62-65.
20. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
21. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
22. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 ((дата обращения: 05.04.2024).
23. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
24. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н.Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
25. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.