Фрагмент для ознакомления
2
Каждый из братьев Карамазовых является отражением совершенно различных морально-нравственных устоев, что является основой для формирования у них конфликтных отношений. Данное утверждение иллюстрируется в самом начале фильма И. Пырьева, когда Дмитрий, Иван и Алексей собираются в ските старца Зосимы и обсуждают представления каждого из них о добре и зле. При этом братья Карамазовы в данном фрагменте просто рассказывают старцу о своих мыслях в отношении зла и мученичества, не настаивая на своей правоте, а как бы прося совета, желая, чтобы инок разрешил их спор .
Дмитрий (Михаил Ульянов) – человек свободный и грубый, не признает фактически никаких нравственных ценностей, не задумывается о морали, своим поведением показывает, насколько его отношение к существующим нормам равнодушно.
Иван (Кирилл Лавров) – думающий интеллигент, который честно признается Зосиме еще в начале фильма, что он грешник, но это в какой-то степени радует его. Он говорит: «Я никогда не мог понять, как можно любить своих ближних. Именно ближних-то, по-моему, и невозможно любить, а разве лишь дальних. <...> Чтобы полюбить человека, надо, чтобы тот спрятался, а чуть лишь покажет лицо свое – пропала любовь» .
Наконец, Алексей (Андрей Мягков) – праведник, посвятивший свою жизнь Богу – хочет примирения братьев и отца, однако также понимает, что ненависть, возникшая между членами его семьи, имеет реальные основания и не может быть искоренена даже самыми божественными способами.
Несмотря на то, что Иван предпочитает прятать свои чувства и представляться другим людям циничным и равнодушным, в глубине души он понимает, что его пороки разрушают его самого, а потому по своему душевному состоянию он более близок к младшему брату и совершенно чужд Дмитрию, который в некоторой степени меняется только после убийства отца и отбывания каторги. Дмитрий начинает понимать, что сам становится жертвой несправедливости мира и малодушия собственного брата, который не смог защитить его от несправедливого суда, несмотря на наличие доказательств его невиновности .
Конфликт, в основном, происходит между Иваном и Дмитрием Карамазовыми, Алексей как бы смотрит на все со стороны, пытаясь вмешаться, однако его вмешательство только усугубляет ситуацию, поскольку его привычка говорить правду людям в лицо делает конфликт между братьями еще более открытым.
Надо отметить, что и в произведении Ф.М. Достоевского, и в фильме И. Пырьева конфликт между братьями показан на нескольких уровнях :
– социальный конфликт, связанный с ситуацией с убийством отца, где Иван предал брата, не желая находить в себе достаточно сил для его защиты, что привело к ненависти у Дмитрия и чувством вины у Ивана;
– нравственный конфликт, основанный на разных представлениях братьев о том, что такое вера, добродетель, нравственность, и каким образом мораль управляет обществом и судьбами людей;
– психологический конфликт, который связан с представленностью слишком разных психологических типов в одной семье.
Все эти конфликты становятся основой для ненависти между братьями, которая вырастает в трагедию романа Ф.М. Достоевского и с помощью различных средств четко продемонстрирована в одноименном фильме И. Пырьева, который для каждого главного героя очень удачно подобрал актеров, не просто отражающих характер, но и способных передать внутренний конфликт своих персонажей .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова, П.И., Мирошникова, М.Т., Харитонова, Е.В. Нравственные аспекты и их интерпретация в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» и в ее киноинтерпретации И. Пырьева / П.И. Александрова, М.Т. Мирошникова, Е.В. Харитонова // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 1. Филологические науки. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2024. – С. 58–72.
2. Борисова, Г.А., Фролова, Е.Н. «Ангелы» и «демоны» в «Братьях Карамазовых»: методологические основы исследования / Г.А. Борисова, Е.Н. Фролова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы русской культуры». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2023. – С. 105–116.
3. Васильчикова, Т.Н., Алмакаева, И.А. Вина Дмитрия Карамазова в свете христианской этики (по роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы») / Т.Н. Васильчикова // Вестник Самарского государственного университета. – 2013. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vina-dmitriya-karamazova-v-svete-hristianskoy-etiki-po-romanu-f-m-dostoevskogo-bratya-karamazovy?ysclid=luemjie2mo204739744 (дата обращения: 30.03.2024).
4. Гвардини, Р. Алеша Карамазов / Р. Гвардини // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/alesha-karamazov?ysclid=luemza5xoy665008648 (дата обращения: 30.03.2024).
5. Гвардини, Р. Иван Карамазов / Р. Гвардини // ЭОН. Альманах старой и новойо культуры. – 2010. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ivan-karamazov?ysclid=luempftkt0591785755 (дата обращения: 30.03.2024).
6. Голованова, А.М., Сумарокова, Е.Н. Концепция добра и зла в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / А.М. Голованова, Е.Н. Сумарокова // Вестник Тульского государственного университета. – 2021. – № 7. – С. 90–102.
7. Долбина, И.А. Реализация мотива ребенка в сюжетной линии Дмитрия Карамазова (комплексный лингвостилистический анализ) / И.А. Долбина // Грамота. – 2017. – № 2 (68). В 2-х ч. Ч. 1. – URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2017_2-1_04.pdf (дата обращения: 30.03.2024).
8. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы / Ф.М. Достоевский // Интернет-библиотека Алексея Комарова. – 2019. – URL: https://ilibrary.ru/text/1199/p.1/index.html?ysclid=luekcbdppp771693254 (дата обращения: 30.03.2024).
9. Жиндеева, Е.А., Тараканова, Д.В. Специфика взаимоотношений братьев в изображении Ф.М. Достоевского («Братья Карамазовы») / Е.А. Жиндеева, Д.В. Тараканова // NovaInfo. – 2023. – № 136. – URL: https://novainfo.ru/article/19723?ysclid=luekh9pwdi632509729 (дата обращения: 30.03.2024).
10. Лесевицкий, А.В. «Расколотое Я» Ивана Карамазова: диалектика разговора с чертом / А.В. Лесевицкий // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 4. – URL: https://human.snauka.ru/2015/04/9990 (дата обращения: 30.03.2024).
11. Лесевицкий, А.В., Ляхин, Е.В. Бунт Ивана Карамазова как проявление «негативной диалектики» в компартивистском сопоставления философии Г. Гегеля и Т. Адорно / А.В. Лесевицкий, Е.В. Ляхин // Вестник Гуманитарного университета. – 2020. – № 2 (29). – URL: https://vestnik.gu-ural.ru/documents/articles/2020/2/2020-2-lesevickiy-lyahin.pdf (дата обращения: 30.03.2024).
12. Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения / Под ред. Т.А. Касаткиной. – М.: Наука, 2007. – 835 с.
13. Рублев, С. Пырьев. Братья Карамазовы. I. Давнее и стойкое пристрастие к Достоевскому / С. Рублев // Федор Достоевский. Антология жизни и творчества. – 2018. – URL: https://fedordostoevsky.ru/research/cinema/002-1 (дата обращения: 30.03.2024).
14. Старосельская, Н.Д. Кирилл Лавров / Н.Д. Старосельская. – М.: Молодая гвардия, 2011. – 298 с.
15. Чудова, Г.А. Творчество Ф.М. Достоевского / Г.А. Чудова. – М.: Приоритет, 2024. – 568 с.
16. Юрьева, О.Ю. Структурообразующая роль мотива поединка в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» / О.Ю. Юрьева // Культура и текст. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strukturoobrazuyuschaya-rol-motiva-poedinka-v-romane-f-m-dostoevskogo-bratya-karamazovy?ysclid=luekerknaq123543951 (дата обращения: 30.03.2024).