Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТИВОМ
ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ
1.1 Понятие психолого-педагогического сопровождения в ДОУ
Профессия психолога появилась в нашей жизни сравнительно недав-но. С учетом развития современного общества специализация психолога стала важной частью повседневной жизни, в том числе дошкольной. Не-смотря на относительно большое количество публикаций, посвященных различным аспектам психологической поддержки, все же существует необ-ходимость обобщения и систематизации накопленного теоретического и практического материала.
С принятием нового федерального государственного образователь-ного стандарта (далее Федеральный государственный образовательный стандарт) функциональные обязанности психолога значительно расшири-лись. Помимо консультирования и поддержки учителей и родителей, пси-холог совместно с администрацией ДОУ разрабатывает программы по во-влечению всех учащихся в учебно-воспитательный процесс [12].
Работа психолога достаточно ответственна, так как он работает со всеми учениками, воспитателями, администрацией дошкольного учрежде-ния и родителями. Он должен следить за процессом адаптации дошколь-ников к новым жизненным реалиям, морально готовить детей к школе, не забывая при этом об атмосфере в каждой группе дошкольного учрежде-ния. Анализ научной литературы позволил определить сущность понятия «психолого-педагогическое сопровождение» - особая культура, поддержи-вающая и поддерживающая личность ребенка в образовательном процес-се.
По мнению многих научных исследователей, психолого-педагогическое сопровождение личности ребенка в образовательном про-цессе заключается в формировании социально-психологических условий для личностного развития и успешного обучения ребенка, в том числе в воспитании личностных качеств, отвечающих требованиям новых образо-вательных стандартов. Совершенствование системы образования в соот-ветствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» требует реа-лизации комплексных мер в работе образовательных учреждений, целью которых является своевременное предоставление каждому ребенку надле-жащих условий для развития, воспитания и полноценного образования [15].
Основные задачи психолого-педагогического сопровождения:
- отслеживание динамики психологического становления и психоло-го-педагогического статуса учащегося;
- разработка индивидуального образовательного курса, основанного на формировании у ребенка устойчивой педагогической мотивации в соот-ветствии с требованиями федерального государственного образовательно-го стандарта;
- воспитание у дошкольников способности к самопознанию, самораз-витию, самоопределению;
- создание психолого-педагогических условий для развития детей с особыми образовательными потребностями;
- психолого-педагогическая поддержка воспитателей и учителей, а также родителей дошкольников.
Выделены основные функции психолого-педагогического сопровож-дения:
- информационная функция заключается в информировании участни-ков образовательного процесса о формах и методах оказания помощи;
- исполнительная функция обеспечивает координацию деятельности всех участников, сопровождаемых субъектами образовательного процесса, для координации их действий;
- функция разработки определяет направление для всех участников процесса обслуживания.
Это обеспечивается деятельностью педагогов и психологов, при этом педагогический коллектив использует в своей практике технологии обуче-ния и воспитания, а психологи разрабатывают занятия с дошкольниками.
Основной идеей психолого-педагогического сопровождения в до-школьном образовании ученые называют понимание специалистами важ-ности самостоятельности ребенка в решении вопросов, связанных с соб-ственным развитием дошкольника.
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника в учебно-воспитательном процессе осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
- принцип уважения интересов дошкольника. Психолог должен ре-шить любую проблемную ситуацию в интересах ребенка. Успех помощи дошкольнику часто зависит от психолога или от того, как взаимодейству-ют психолог и родители дошкольника.
- принцип преемственности, гарантирующий дошкольнику постоян-ную поддержку как на всех уровнях образования, так и на всех этапах со-провождения в решении той или иной проблемы. Этот принцип также означает, что дети из групп риска получают постоянную поддержку.
- принцип систематического сопровождения. Формирование систем-ной поддержки осуществляется по следующим направлениям: разработка и внедрение программ развития системы образования, проектирование новых учебных заведений, создание программ профилактического и кор-рекционного развития [13].
Основными видами деятельности психолога по сопровождению об-разовательного процесса являются:
- диагностическая работа;
- консультационная работа;
- воспитательная работа;
- корректирующая и развивающая работа;
- профилактическая работа;
- организационно-методическая работа.
Эти направления деятельности психолога должны быть включены в план работы на учебный год. Диагностическая работа направлена на по-лучение информации об уровне интеллектуального развития детей, выяв-ление личностных особенностей и проблем участников образовательного процесса.
Консультационная работа заключается в решении личных проблем, уменьшении межличностных конфликтов, улучшении микроклимата в се-мье, консультировании родителей по вопросам питания семьи. Психологи-ческое консультирование поможет вам правильно понять себя, правильно оценить свои мысли и действия, изучить и использовать свои сильные и слабые стороны во благо, принимать правильные решения и брать на себя ответственность за их принятие, разрабатывать и выполнять действия, ко-торые позволят вам максимально эффективно управлять собой и делать это лучше.
Педагогическая работа направлена на формирование у педагогов, дошкольников и родителей позитивного отношения к психологической помощи, деятельности практикующего психолога, расширению самовы-ражения в области психологических знаний. Коррекционная работа явля-ется ключом к созданию системы работы с дошкольниками, испытываю-щими трудности в обучении и адаптации.
Эта работа может проводиться с ними индивидуально или в микро-группах, сформированных на основе сходства проблем, выявленных у де-тей на этапе диагностики. В то же время проводится работа с родителями дошкольника и его опекунами, чтобы они могли внести свой вклад в ис-правление ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Издание третье, сте-реотипное. – Екатеринбург: Деловая книга. 1998
2. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возрас-та: Учебное пособие – 2-е изд., перераб. – С-Пб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000
3. Анцыферов Л.И. Психология формирования и развития лично-сти. М. Просвещение, 2016. 361 с.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М. Мысль, 2018. 264 с.
5. Бакурадзе А. Ведущий мотив – достижения успеха // Директор школы. – 1992. – № 6. – С. 20-24.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. М. Просвещение, 2014. 464 с.
7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды // под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. М., Воронеж: Институт практической психологии: НПО МОДЕК, – 2015. – 352 с.
8. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования лич-ности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика. 1990
9. Вартанова И.И. К проблеме диагностики мотивации // Вестник МГУ. Психология. 2018. – № 2. – С. 36-42.
10. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М.: Педагоги-ка. 1994
11. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. Эксмо, 2016. 509 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз. 1999
13. Давыдов В.В. О понятии личности в современной психологии // Психол. журн. – 2016. – 588 с.
14. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. СПб. Питер, 2017. 359 с.
15. Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников: учебно - метод пособ. М. МГУ, 2016. 108 с.
16. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. – М.: Просвещение. 1985
17. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребен-ка. – М.: Просвещение. 1986
18. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательство психологической литературы, 2012. 437 с.
19. Иванников В.А. Формирование побуждения к действию // Во-просы психологии. – 2015. – № 3. – С. 113 - 123.
20. Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошколь-ников // Известия Российского государственного педагогического универ-ситета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. С. 212-219.
21. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Психология человека: Курс лек-ций. - Ростовна-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 232 с.
22. Лютова К.К. Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодей-ствия с детьми. – С-Пб.: Изд-во Речь. 2005
23. От рождения до школы. Примерная основная общеобразова-тельная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вера-ксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2010. 304 с.
24. Психология дошкольника. Хрестоматия / сост. Урунтаевой Г.А. – М.: Издательский центр Академия. 1997
25. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и современных ученых // Психологические науки. 2014. №3 (44). С. 44-46.