Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последние годы рост правонарушений несовершеннолетних в России вызывает мотивированную тревогу в обществе. Социальная нестабильность и углубление кризиса в стране в первую очередь сказались на детях и подростках.
Потеря нравственных ценностей и искажение социальных целей является фактором десоциализации подрастающего поколения, детерминирующим различные формы асоциального поведения (алкоголизм, наркомания, проституция), среди которых наиболее социально опасными являются противоправные отклонения несовершеннолетних.
Объект работы – общественные отношения, возникающие в процессе применения мер административной ответственности к несовершеннолетним.
Предмет работы – нормативно-правовые основы регулирования и практика применения мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних.
Цель работы – комплексное исследование административной ответственности несовершеннолетних, выявление и анализ существующих проблем административной ответственности несовершеннолетних и выработка предложений по их решению.
Задачи:
1. Рассмотреть общее содержание административной ответственности.
2. выявить проблемные аспекты освобождения несовершеннолетний от административной ответственности
3. Проанализировать производство по делам об административных правонарушениях.
4. Внести предложения по совершенствованию нормативного регулирования профилактических мер за административные правонарушения, совершаемые несовершеннолетними.
Методологическая основа работы - комплекс научных методов познания. Наиболее значимыми из них являются: исторический, системный, комплексного исследования, сравнительного правоведения, правового проектирования.
Теоретической базой для написания работы выступили труды таких правоведов, как Р.М. Абызов, Г.Н. Ветрова, О. Горбач, И.В. Максимов, С.В. Зуева, П.П. Фатеев, Д.Н. Бахрах и другие.
Нормативная база исследования представлена нормами Конституции РФ, КоАП РФ, а также иными федеральными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами, относящимися к теме исследования.
Исследование имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1 ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1 Понятие, особенности и признаки административной ответственности
Административная ответственность в общем плане выражается том, что к лицам, виновным в совершении правонарушений административного порядка, применяются административные наказания, влекущие за собой неблагоприятные для таких лиц последствия имущественного и иного характера. Привлечение к административной ответственности осуществляют специально уполномоченные на это органы и соответствующие должностные лица.
Выделим основные черты присущие административной ответственности:
Во-первых, сфера административной ответственности регулируется широким спектром нормативных актов. Основной закон - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме федеральных нормативных актов, действуют акты субъектов, принимающиеся в соответствии с основным Федеральным законом.
Во-вторых, юридическим основанием административной ответственности, в том числе несовершеннолетних, является наличие состава административного правонарушения, совокупности элементов, свидетельствующих об общественной опасности совершенного деяния.
В-третьих, исходя их нормы ст. 3.2 КоАП РФ, субъектами, подлежащими административным наказаниям, являются физические и юридические лица.
В-четвёртых, предусмотренные меры ответственности за административные правонарушения менее суровы, чем ответственность предусмотренная за совершение, например, уголовных преступлений.
В-пятых, административные наказания могут применяться широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц как исполнительной власти, так и органов местного самоуправления, а также органами судебной власти.
В-шестых, административные наказания назначаются уполномоченными органами и должностными лицами неподчинённым им правонарушителям.
В-седьмых, процедура по принятию мер административной ответственности является более оперативной, чем в уголовном процессе.
Таким образом, административная ответственность является особым правовым отношением, в сфере реализации установленных с одной стороны государством прав и обязанностей уполномоченных субъектов, с другой физических и юридических лиц в связи с совершением последними административных проступков.
Учитывая вышеизложенное представляется необходимым рассмотреть вопрос о физических лицах - несовершеннолетних, как субъектах административной ответственности.
В настоящее время в качестве субъектов административных правонарушений отечественным законодательством об административных правонарушениях признаются и физические, и юридические лица. В соответствии с частью 1 статьи 2.3 КоАП РФ в качестве физических лиц субъектами административных правонарушений являются граждане, которыми достигнут возраст 16 лет. В соответствии с этим возникают основания для выделения несовершеннолетних в отдельную категорию субъектов административных правонарушений.
Вопросам возраста привлечения к административной ответственности, в том числе несовершеннолетних, посвящен Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 01.03.2006 . Учитывая, что лица, не достигшие совершеннолетия, выступают в качестве особой категории субъектов административной ответственности, действующим законодательством об административной ответственности предусмотрены определенные особенности порядка привлечения их к административной ответственности.
Административно-правовые запреты и ответственность за совершение административных правонарушений играют важную роль в установлении и обеспечении надлежащего правопорядка. Государство устанавливает для физических и юридических лиц определенные запреты в их поведении в целях охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны общественного порядка, общественной безопасности, окружающей среды и других сфер государственной и общественной жизни. Поведенческий акт, состоящий в отклонении от общепринятых правил называется девиантным поведением. В широком смысле девиация означает любое несоответствие поведения любой социальной норме. Отклонение от правовых норм называется делинквентным поведением. Административная деликтность - это явление антисоциальное, нарушающее общественный правопорядок и нравственность , создающее угрозу общественной безопасности во всех сферах жизнедеятельности общества.
Административные правонарушения - это наиболее распространенный вид правонарушений несовершеннолетних, что обусловлено характером этих правонарушений и мерами ответственности, которые предусмотрены за их совершение. А.И. Алексеев указывал, что профилактический эффект применения административно-правовых санкций обеспечивается путем воздействия на сознание правонарушителя и на конкретные криминогенные ситуации, создания обстановки, исключающей фактическую возможность продолжения антиобщественной деятельности .
То есть административные меры воздействия по своей природе прежде всего меры предупредительные. Применение юридической ответственности к несовершеннолетним имеет специфические особенности это:
• социальные, возрастные, психологические особенности несовершеннолетних;
• причины и условия совершенного правонарушения;
• микросреда в которой находятся несовершеннолетние правонарушители;
• уровень развития, образования и правосознания несовершеннолетних правонарушителей;
• правильность и целесообразность применения мер воздействия в отношении несовершеннолетних правонарушителей.
Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является обстоятельством, смягчающим административную ответственность, на что законодатель указывает в ст. 4.2 КоАП Российской Федерации. Перечень смягчающих обстоятельств, указанных в ст. 4.2 КоАП Российской Федерации является открытым, и судья, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, прямо не указанные в Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст. 2.3 КоАП Российской Федерации административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. Вместе с тем законодатель указывает, что с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившим административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Конвенция о правах ребенка : одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. — 1993. — Выпуск XLVI.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федер. закон от 30 дек. 2001 № 195–ФЗ : принят Гос. Думой 2о декабря 2001 г. : одобрен Советом Федерации 26 декабря г. : (ред. от 11.03.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 1 (ч. I). — Ст. 1.
4. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: федер. закон от 22.11.1995 № 171–ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2005. – № 48. – Ст. 4553.
5. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : Федер. закон от 24 июня 1999 г. № 120–ФЗ : принят Гос. Думой 21 мая 1999 г. : одобрен Советом Федерации 09 июня 1999 г. : (ред. от 21.11.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1999. — № 26. — Ст. 3177.
6. Об утверждении Инструкции по организации деятельности под-разделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 окт. 2013 г. № 845 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2014. — № 11.
Акты судебной практики
7. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2005. – № 6.
8. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 01.03.2006 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2006. – № 5.
9. Постановление Верховного Суда РФ от 07.11.2017 № 2–АД17–6 – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 22.03.2024).
10. Постановление о назначении административного наказания Октябрьского районного суда г. Саранска от 6 августа 2019 г. по делу № 5–396/2019 – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 22.03.2024).
11. Постановления о назначении административного наказания Первомайского районного суда г. Кирова от 28 августа 2017 по делу № 5–631/2017 и по делу № 5–644/2017 – Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный (дата обращения: 22.03.2024).
Литература
12. Акинфина А.А. Особенность административной ответственности несовершеннолетних /А.А. Акинфина // Студенческий. – 2020. – № 4–5 (90). – С. 35–37.
13. Алексеев А.И. Правовые основы профилактики преступлений органами внутренних дел /А.И. Алексеев. – М. 2000. – 126 с.
14. Антонова Л.Б. Правовые проблемы теории и законодательства по привлечению несовершеннолетних к административной ответственности за занятие проституцией /Л.Б. Антонова // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно–процессуального права. Сборник статей по материалам международной научно–практической конференции. – 2020. – С. 337–341.
15. Баранов А.Д. Особенности административной ответственности несовершеннолетних /А.Д. Баранов, Ж.П. Дорофеева, Д.В. Меняйло // Философия права. –2015. – № 4. – С. 80–83.
16. Болдырев Е.В. Меры предупреждения правонарушений несовершеннолетних в СССР /Е.В. Болдырев. – М. 2004. – 321 с.
17. Гулягина А.Ю. Актуальные вопросы компетенции органов юстиции» включена в информационный банк согласно публикации / А.Ю. Гулягина. – Монография: Юрист, 2009. – 315 с.
18. Давыденко А.В. К вопросу о ювенальной юстиции в Российской Федерации /А.В. Давыденко. // Российская юстиция. – 2014. – № 5. – С. 30 – 34.
19. Корниенко О.В. Административная ответственность за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях /О.В. Корниенко // Евразийский юридический журнал. – 2014. – № 11. – С. 14–19.
20. Краснова Н.Е. Перспективы реформирования законодательства привлечения несовершеннолетних к административной ответственности /Н.Е. Краснова // E–Scio. – 2020. – № 2 (41). – С. 60–68.
21. Павлов Н.В. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних /Н.В. Павлов, А.М. Бельчик // Бюллетень науки и практики. – 2019. – С. 402–406.
22. Полякова Н.В. Проблемы административной ответственности несовершеннолетних /Н.В. Полякова, Л.Б. Антонова // Вестник ВИ МВД Рос-сии. – 2016. – №1. – С. 166–171.