Фрагмент для ознакомления
2
В 6-7 лет дошкольник хорошо понимает свои физические возможности, оценивает их правильно и имеет представление о своих личностных чертах и интеллектуальных способностях.[11]
Следовательно, наблюдается ряд особенностей в развитии самооценки у дошкольников:
1. Появляется критическое отношение к оценке, которую дает взрослый или сверстник.
2. Оценивание сверстников становится способом для ребенка оценить самого себя.
3. Дошкольники осознают свои физические возможности, умения, моральные качества, переживания и некоторые психические процессы.
4. К концу дошкольного возраста формируется правильная и отчетливая самооценка, а также возникает способность к самокритике.
5. Развивается способность мотивировать собственную самооценку.
6. Появляется осознание своего существования во времени и развивается личное сознание.
Самооценка у детей дошкольного возраста сохраняет свою изменчивость, гибкость и зависит от социальной среды и опыта, полученного ребенком. В течение этого периода самооценка становится осмысленной, подробной, аргументированной, объективной и критической. Изменяется и ее основной объект. Ребенок переходит от оценки своего внешнего вида и поведения к оценке своих личностных качеств, отношений с окружающими и внутреннего состояния, и способен осознать свою социальную роль и место среди других людей.
Динамика развития самооценки в дошкольном возрасте осуществляется в трех основных направлениях:
а) возрастает количество качеств и видов деятельности, доступных для самооценки ребенка;
б) возникает отдельная, дифференцированная, однако недостаточно обоснованная и мало рефлексивная самооценка;
в) появляется оценка себя во времени, которая проявляется как в простом анализе своих прежних действий, так и в предсказании своего будущего.
В осуществлении благоприятных условий для развития самооценки взрослых, главным приоритетом является игровая деятельность, поскольку практически все достижения в этом возрасте непосредственно связаны с игрой. Игра рассматривается как деятельность, имеющая условный характер, и направлена на демонстрацию, усвоение, воспроизводство и передачу социального опыта с использованием социально обусловленных способов предметных и символических действий.
Для детей старшего дошкольного возраста значимость игровой деятельности в формировании самооценки заключается в том, что игра позволяет им создать особую среду, где получение положительной оценки от сверстников оказывает благоприятное влияние даже на детей с низкой самооценкой благодаря возникновению эмоциональной поддержки.
Игровая деятельность создает ситуации, где ребенок достигает успеха, и эти ситуации отражают реальные жизненные обстоятельства. Если у ребенка низкая самооценка в определенных жизненных ситуациях, то в игровой деятельности ребенок всегда достигает успеха, и поэтому всякое воспроизведение жизненных ситуаций приводит к укреплению и улучшению самооценки ребенка, позволяя ему преодолеть любые трудности в комфортной обстановке с большим успехом. Кроме самооценки, в игровой деятельности также формируется внутренний мотивационный комплекс, отражающий потребности ребенка в успехе и признании.[9]
Игровая деятельность для формирования самооценки — это своеобразный тренинг, в котором ребенок всегда ощущает себя успешным.
Кроме того, игровая деятельность создает условия для понимания детьми важности справедливой оценки других людей, которая не задевает честь и достоинство сверстника или партнера по игре. Игровая обстановка способствует возникновению доверия у детей, что, в свою очередь, способствует формированию уважительного отношения к другим людям и создает условия для развития адекватной самооценки.[7]
Таким образом, исходя из приведенных выше аргументов, можно заключить, что игра является основным видом деятельности детей. В игре ребенку необходимо отказаться от мгновенных желаний и следовать правилам, чтобы выполнить свою роль, что способствует развитию произвольной регуляции поведения. Игра также способствует развитию личности ребенка, поскольку в процессе игры формируются его самооценка и психика. С помощью определенного сюжета, содержания и роли в игре можно формировать моральные качества и корректировать самооценку дошкольников.
Важным условием является моделирование отношений, в которых дети с низкой самооценкой могут испытать ситуацию и сделать то, что они не могли сделать в реальной жизни. Реальные отношения между участниками игровой деятельности также способствуют сотрудничеству и согласованию их действий, обеспечивая соблюдение правил. Таким образом, богатые отношения, проявляющиеся в игре, оказывают влияние на самооценку ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Васильева, Л.Г. Психология игры / Л.Г. Васильева. – М.: Изд-во МГППУ, 2014. – 320 с.
2. Габлер, Е. Воспитание самооценки у детей дошкольного возраста / Е. Габлер // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 1. – С. 24-28.
3. Горбунова, О.Ф. Педагогическая психология: Учебник для студ. высших учеб. заведений / О.Ф. Горбунова. – М.: Академия, 2014. – 352 с.
4. Давыдова, И.И. Взаимосвязь игры и самооценки у старших дошкольников / И.И. Давыдова // Психология обучения. – 2019. – № 5. – С. 67-72.
5. Иванов, А.А. Развитие самооценки дошкольников через игровую деятельность / А.А. Иванов // Воспитательная работа в современной школе. – 2017. – № 2. – С. 45-49.
6. Козлова, Т.С. Педагогика детского сада: Учебник для студ. высших учеб. заведений / Т.С. Козлова. – М.: Академический проект, 2012. – 288 с.
7. Медведева, Н.С. Формирование самооценки у детей дошкольного возраста / Н.С. Медведева // Вестник психологии и педагогики. – 2019. – № 3. – С. 112-117.
8. Михайлов, В.К. Психология и психологические основы образования / В.К. Михайлов. – М.: Педагогика, 2019. – 432 с.
9. Петрова, Е.Д. Игровая деятельность как средство формирования позитивной самооценки у детей дошкольного возраста / Е.Д. Петрова // Педагогика. – 2019. – № 4. – С. 56-61.
10. Райгородский, Д.Я. Основы общей психологии / Д.Я. Райгородский. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 320 с.
11. Соколов, Е.В. Возрастная психология: Учебник для студ. высших учеб. заведений / Е.В. Соколов. – М.: Проспект, 2020. – 368 с.
12. Тарасова, Б.Н. Опыт работы педагога по формированию самооценки у дошкольников / Б.Н. Тарасова // Педагогическое обозрение. – 2018. – № 2. – С. 87-92.
13. Ушаков, И.А. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность / И.А. Ушаков // Психология развития. – 2012. – № 6. – С. 34-40.
14. Фролова, Г.С. Психология общения: Учебник для студ. высших учеб. заведений / Г.С. Фролова. – М.: Проспект, 2019. – 416 с.
15. Черняк, Е.А. Педагогика: Учебник для студ. старших классов педагогических училищ / Е.А. Черняк. – М.: Академия, 2015. – 304 с.