Фрагмент для ознакомления
2
Проблема повышения качества духовно-нравственного воспитания детей в школе существовала всегда и остается актуальной и по сей день, она является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, педагогами и всем обществом в целом. На сегодняшний день заметен упадок в вопросе духовно-нравственного воспитания школьников. К основным причинам данного явления относятся: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для подрастающего поколения, резкое усугубление морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми младшего школьного возраста, интернет-зависимость у детей 6 -10 лет.
Великий русский писатель и педагог Л. Н. Толстой писал: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Известный русский публицист и философ В. Г. Белинский высказывался о воспитании так: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…». Воспитание индивида начинается в семье, затем продолжается в дошкольном образовательном учреждении и в самой школе.
«ФГОС НОО обеспечивает личностное развитие обучающихся, в том числе духовно-нравственное и социокультурное, включая становление их российской гражданской идентичности как составляющей их социальной идентичности, представляющей собой осознание индивидом принадлежности к общности граждан Российской Федерации, способности, готовности и ответственности выполнения им своих гражданских обязанностей, пользования прав и активного участия в жизни государства, развития гражданского общества с учетом принятых в обществе правил и норм поведения». Таким образом, воспитывая нравственность в одном ребенке, мы формируем нравственный облик всего общества.
Духовно-нравственному воспитанию учащихся в образовательном пространстве школы посвящены работы Е. В. Анкудиновой, И. П. Арефьева, И. В. Бабуровой, Н. Х. Гильмутдиновой, Л.А. Кружковой, Р. Х. Лепехиной, И. Ф. Свадковского, С. А. Сероветниковой, В. А. Сластёнина, Н. Е. Щурковой и др.
Актуальность исследования, степень ее разработанности позволяют сформулировать объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать педагогическую модель духовно-нравственного воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
1) уточнить представление о содержании и специфике духовно-нравственного воспитания младших школьников;
2) выявить социокультурные тенденции и возрастные особенности, определяющие процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников в образовательной среде школы;
3) разработать педагогическую модель духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Материалы исследования могут быть использованы в практике общеобразовательной школы для решения задач духовно-нравственного воспитания младших школьников, при разработке уроков и внеурочных занятий для работающих и будущих учителей по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературного чтения.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и методологические подходы к ее разрешению
1.1. Сущность и специфика процесса духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения
Сущность духовно-нравственного воспитания личности заключается в осмыслении сопряженных философских категорий: «духовность» и «нравственность». Над их содержанием человечество задумывалось с глубокой древности.
Сократ наделял «душу» функциями разума (мыслительной активности) и нравственно ориентированного поведения, душа для него являлась синонимом «я сознающего», соотносящегося с совестью и моральной ответственностью. Как отмечают Дж. Реале и Д. Антисери, именно благодаря этому открытию, слово «душа» стало звучать с этическим оттенком - как «попечение о душе», и «этот возвышенный смысл слово приобрело впервые в устах и проповедях Сократа».
Философы Средневековья придавали особое значение божественной духовности человека. Они считали, что человеческая душа наделена абсолютной сущностью Бога, и признавали человека высшей целью мироздания, таким образом человек получил «статус своеобразного посредника между царством природы и царством духа» [32, c. 241].
Философия эпохи Возрождения дополнила это представление, признав нравственную ответственность человека за свои поступки. Философы считали, что Творец, предоставляя человеку свободу воли, соотносил её со стремлением к «безграничному совершенствованию своей природы и духа», желанием «стать своим собственным скульптором и творцом» [22, c. 506].
Я. А. Коменский в своём трактате «Наставление нравов» приводит изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же Я. А. Коменский цитирует народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Один из основоположников немецкой классической философии Г. В. Ф. Гегель, утверждал, что подлинная свобода личности − не освобождение воли от ограничений, а проявление разумной деятельности, которая только тогда полезна себе, когда включена в общую пользу. «Жизнь — это бесконечное совершенствование. Считать себя совершенным — значит убить себя.» - говорил философ.
Л. Н. Толстой, рассматривая сущность нравственности человека, выдвинул идею не только желательности, но и необходимости самосовершенствования каждого человека, «восхождения к себе лучшему»; К. Д. Ушинский считал нравственным в человеке его стремление к проявлению доброй воли и желания борьбы со злом;
Русский мыслитель В. В. Розанов считал важнейшей целью воспитания приобщение к религиозным ценностям, что подчеркивает ради чего человек живет и ради чего он рожден. [26, c. 48]. По мнению философа, в каждом ребенке есть «дыхание» Бога, и это является источником лучших качеств в нем. Таким образом, задачей педагога является поддержание благостного состояния детской души, так как без высших нравственных ценностей утрачивается смысл человеческой жизни и происходит падение духовных и нравственных ограничителей.
В русской идеалистической философии конца XIX - начала XX веков центральной проблемой являлся вопрос духовного преображения человека и мира (B. C. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, П. А. Флоренский, В. В. Зеньковский), а понятия «дух» и «духовность» рассматривались с соответствии осмысления таких абсолютных ценностей человеческого бытия, как Вера, Надежда, Любовь, Красота и Добро.
Фрагмент для ознакомления
3
Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020. — 196 с.
2. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. 461 с.
3. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М.: Юрайт, 2019. — 150 с.
4. Бауэр Е.А. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков: Германия и Россия. Педагогика. 2010. № 8. С. 105 -108.
5. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1998. 384 с.
6. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2020. — 128 с.
7. Бигель Дж. Справляемся со стрессом. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. — 180 с.
8. Богданова Т. Г. Основы специальной педагогики и специальной психологии. М.: Юрайт, 2019. — 215 с.
9. Бочарова Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 218 с.
10. Бунтовская, Л. Л. Конфликтология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 144 с.
11. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Учебник / Т.В. Габай. - М.: Academia, 2019. — 672 c.
12. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. — 430 с.
13. Дрозд К. В. Актуальные вопросы педагогики и образования. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2019. — 266 с.
14. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского университета, 1995. — 268 с.
15. Задорина, О.С. Индивидуальность педагога: учебное пособие для вузов /О.С. Задорина. — 2-е изд., стер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. —265 с.
16. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования. М.: Гайдарики, 2005. — 384 с.
17. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. 1998. № 3. С. 104-114.
18. Качалов, Л. К. Конфликтология : учебное пособие для СПО / Л. К. Качалов, М. А. Логутова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 160 c.
19. Коноваленко, М. Ю. Психология общения: учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Ю. Коноваленко. — 2-еизд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 476 с.
20. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ. 2001. 333 с.
21. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Гуманитарные проблемы современной психологии (Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета). Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. № 7 (51). С. 16-21.
22. Макарова, И. В. Общая психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Макарова. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 234 с.
23. Овсянников М.Ф. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 томах. Т.1.: Античность, Средние Века, Возрождение. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. — 682 с.
24. Орехова Н.В. Компетентностный подход: некоторые аспекты методологического анализа // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 36-42.
25. Петровский В.А. К психологии активной личности // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 6-14.
26. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
27. Розанов В.В. Место христианства в истории. Санкт-Петербург: Тип. П. Ф. Вощинской, 1904. — 48 с.
28. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход в 2 ч. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Учебник. М.: Юрайт, 2019. — 232 с.
29. Савенков А. И. Педагогика. Исследовательский подход. Учебник и практикум для академического бакалавриата. В 2-х частях. Часть 2. М.: Юрайт, 2019. — 188 с.
30. Саволайнен Г.С. Социокультурное взаимодействие в педагогическом процессе: сущность, основные подходы, технологии подготовки и мониторинга. Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2004. 152 с.
31. Смирнова Е. О., Рябкова И. А. Психология и педагогика игры. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 224 с.
32. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Academia, 2019. — 16 c.
33. Татаркевич В.И. История философии. Античная и средневековая философия. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001. 482 с.
34. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.5. М.: Педагогика, 1990. 528 с.
35. Факторович Алла Аркадьевна. Педагогические технологии: Учебное пособие для СПО / А. А. Факторович. – 2. изд., испр. и доп . – Москва: Юрайт, 2020. – 128 с.
36. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
37. Фромм Э. Иметь или быть?: пер. с англ., общ. ред. и послесл. В.И. Добренькова. М: Прогресс, 1990. — 330 с.
38. Харламов И.Ф. Педагогика: учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
39. Шушерина О.А., Грицкевич Е.В. Фасилитаторский стиль педагога профессионального обучения: содержание и организационно-педагогические условия его становления // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 10. С. 50-62.