Фрагмент для ознакомления
2
Глава I. Теоретическая часть работы по теме «Работа над выразительностью как одна из сторон литературного развития младших школьников на уроках литературного чтения»
1.1. Анализ понятия выразительность чтения в условиях реализации ФГОС НОО
Особенности совершенствования выразительности речи младших школьников на уроках литературного чтения достаточно разнообразны. Такое понятие как выразительное чтение актуально для каждого субъекта обучения.
Под выразительным чтением понимают комплексную деятельность ученика, которая проявляется одновременно как индивидуальное проникновение в художественную ткань произведения искусства слова, и присутствует как воплощение и передача личного истолкования прочитанного [14].
Выразительно прочитать произведение означает подать голосом идею, тему, подтекст, эмоциональную окраску и пафос художественного произведения, в том числе, лирического.
Под лирическим произведением будем понимать преимущественно стихотворные тексты, которые отличаются от прозаических текстов интонационно-ритмической, фонетической организацией, создающейся, посредством ритма и рифмы. Ритмическая основа, сближает лирическое произведение с музыкальным произведением.
Лирическим называют произведение, основанное на личных чувствах и настроениях автора. Термин лирика широко используется в литературе и музыке. В разговорной речи под этим словом подразумевается эмоциональная сфера, противоположная практическим мыслям и действиям [7].
Литература имеет свои средства выразительности. Таких средств существует достаточно много. Вот некоторые из них:
-эпитет;
-метафора;
-олицетворение;
-сравнение;
-ирония;
-аллегория;
-гипербола;
-лексический повтор;
-антитеза;
-риторическое восклицание, вопрос и др.
При выразительном чтении достаточно большую роль играют паузы. Уместные паузы делают живую речь естественной, четкой и выразительной. Они не только расчленяют речь, но и объединяют её. Слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство. Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности и незавершенности.
Под средствами выразительности понимают специальные художественно-риторические приемы, лексические и грамматические средства языка, привлекающие внимание к тому, или иному высказыванию. Речевые средства выразительности придают тексту эмоциональность, глубину и красочность. Они акцентируют внимание слушателя на том или ином предмете обсуждения, на явлении, человеке или на событии. Выразительными языковыми средствами наполнена и поэзия, и проза.
Чтение играло и играет огромную роль в образовании и воспитании каждого человека. Можно говорить, одной из главных задач обучения является овладение младшими школьниками навыком чтения в соответствии с предъявляемыми требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). ФГОС НОО определил следующие требования по навыку чтения при работе с текстом:
-школьники должны научиться находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
-определять тему и главную мысль текста;
-делить тексты на смысловые части и составлять план текста;
-вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность;
- упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2-3 признака;
-понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблиц, схем, диаграмм;
-понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
- использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках и др.
Уроку чтения отводится главенствующая роль в учебном процессе начальной школы. Этот процесс ориентирован на решение таких задач, как совершенствование навыков осознанного, беглого, правильного, выразительного чтения, речевое, эмоционально-нравственное и творческое развитие [23].
Чтение – это довольно сложный, индивидуальный процесс. Каждый читатель откликается на текст какой-либо особой стороной своей личности. Современная школа при этом ставит перед собой задачу эмоционального развития учеников, но решить её не так просто. Для этого учителю необходимо владеть определённой методологией и знать конкретную методику урока.
В процессе чтения ученики в первую очередь видят героев, сюжет и отдельные события. При этом, они не всегда реагируют на знаки препинания, строфы, или эпитеты. Деление на абзацы школьники не замечают, а это значит, что они пропускают это мимо. Но без их осмысления не может быть понимания прочитанного.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [текст] / Б.Г. Ананьев. — М.: Директ - Медиа, 2008. — 134 с.
2. Володина, Е.Н. Языковое развитие личности в условиях модернизации системы общего образования: теория и практика [текст] / Е.Н. Володина. — 2-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 246 с.
3. Волков, С. Интервью с Натальей Сметанниковой «Школе нужен методолог чтения» [электронный ресурс] // Литература. — 2008. — № 18 — Режим доступа: https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200801812 (дата обращения 30.03.2024).
4. Галактионова, Т.Г. Учим успешному чтению. Рекомендации учителю [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.Г. Галактионова, Е. И. Казакова и др. – М.: Просвещение, 2011. – 88 с.
5. Горбушина, Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников [Текст]: пособие для учителей / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1981. – 160 с.
6. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя [Текст] / Л.А. Горбушина – М.: Просвещение, 1983. –144 с.
7. Дозморова, Е. В. Проект «Приемы смыслового чтения» [электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.planeta.tspu.ru/files/file/doc/1464065663.pdf (дата обращения 30.03.2024).
8. Джаджиева, О.Е. Проблема развития детского литературного творчества школьников [текст] / О.Е. джаджиева // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. — 2010. — № 1. — С. 22–25.
9. Капская, А.И. Выразительное чтение [Текст] / А.И. Капская. – М.: Высшая школа, 1986. – 168 с.
10. Кубасова, О.В. Выразительное чтение [Текст]: Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / О. В. Кубасова. – 3-е изд., стер. – М.: Дело, 2011. – 144 с.
11. Леонтьев, А. Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [текст] / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2009. — 423 с.
12. Литературное выразительное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в комплекте с аудиоприложениями на электронном носителе. В 2 ч. Ч.1 [текст] / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2015. — 233 с.
13. Методика обучения литературному чтению: учебник для студентов учреждений высшего проф. образования [текст] / под ред. М. В. Воюшиной. — 2-е изд. испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 288 с.
14. Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум для академического бакалавриата [текст] / под ред. Т. И. Зиновьевой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 468 с.
15. Нижегородцева, Н. В. Психологический анализ смыслового чтения как специфического вида деятельности [текст] / Н.В. Нижегородцева - Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 2. — С. 257–262.
16. Плотникова, С. В. Теория и технология начального литературного образования: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства [текст] / С. В. Плотникова, А. А. Краева. УРГПУ. — Электронные данные: Екатеринбург: [б.и.], 2017. — 160 с.
17. Поляк, Н.Ф. Выразительная возможность слова / Н.Ф. Поляк // Начальная школа. – 2013. – No6. – С. 31-32.
18. Рыбникова, М.А. Очерки по методике литературного чтения [Текст]: пос. для учителя / М.А. Рыбникова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1963. – 315 с.
19. Сафиуллина, Г.К. Сборник текстов для проверки выразительного чтения в начальных классах [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-tekstov-dlya-proverki-osoznannogo-chteniya-v-nachalnih-klassah-3405479.html (дата обращения 30.03.2024).
20. Торсуева, И.Г. Интонация и смысл высказывании [Текст] / И.Г. Торсуева. – 2-е изд., испр. – М.: Либроком, 2019. – 112 с.
21. Фирсова, Т.Г. Современный урок литературного чтения. Методический конструктор [текст] / Т.Г. Фирсова // учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлениям 44.03.01 и 44.04.01 «Педагогическое образование» (начальное образование) [текст] / Т. Г. Фирсова. — М.: Перо, 2018. — 211 с.
22. Формирование навыка выразительного чтения. Сборник приемов и техник [электронный ресурс] // ИНФОУРОК. — Режим доступа: https://infourok.ru/sbornik-priemov-i-tehnik-formirovanie-navikov-smislovogo-chteniya-2198714.html (дата обращения 30.03.2024).
23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки РФ [Текст]. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
24. Юртаев, С.В. Методика языкового образования и речевого развития: теория и практика первоначального обучения русскому языку [Текст] / С.В. Юртаев. – Орск.: ОГТИ. - 2009. - 206 с.
25. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно. Эстетика речи [Текст] / Е.В. Язовицкий. – 2-е изд. – М.: Изд-во Просвещение, 2010. – 304 с.