Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изменения в социальной, политической и экономической сферах современного общества оказали влияние на систему образования, придавая ей новые контуры и цели. С ростом международных связей, владение иностранным языком становится неотъемлемым элементом успеха не только для академического успеха, но и для успешной адаптации в современном мире. Этот навык приобретает значение не только как инструмент коммуникации, но и как средство для профессионального и личностного развития.
При изучении иностранного языка в школе, главной целью становится формирование способности учащихся к непосредственному общению на иностранном языке в различных повседневных ситуациях. Это подразумевает не только усвоение лексики и грамматических конструкций, но и развитие навыков аудирования.
На начальном этапе обучения особенно важно заложить основы эффективного аудирования. Понимание устной речи с первых шагов облегчает процесс освоения языка и способствует развитию других языковых навыков. Поэтому обеспечение возможности учащимся слушать иноязычную речь, а также обучение эффективному восприятию и адекватной реакции на неё становится важным аспектом обучения.
В системе школьного образования недостаточное внимание уделяется развитию навыков аудирования. Многие выпускники различных учебных заведений не обладают способностью к эффективному слушанию. Это обусловлено тем, что восприятие устной речи не рассматривается как ключевая цель обучения, что приводит к тому, что умение слушать развивается у учащихся в основном самостоятельно, несистематически и не у всех.
В современной методике обучения английскому языку становится все более явным, что для развития навыков аудирования необходима систематическая и целенаправленная тренировка. Несмотря на активные исследования в этой области, применение новых знаний в практике обучения остаётся недостаточным. Таким образом, важно искать и внедрять новые методы и технологии, которые сделают процесс обучения восприятию иностранной речи более эффективным и увлекательным для учащихся. Кроме того, необходимо поощрять учеников к самостоятельному совершенствованию своих навыков и умений в области аудирования.
Глава 1. Основы формирования умений аудированию начальных классов
1.1 Развитие навыков аудирования в процессе языкового обучения
Понятие «аудирование» (от латинского audire - слушать, слышать) было введено в методологию английского языка американским психологом Доном Брауном в двадцатом веке. Аудирование представляет собой осознанное восприятие устной речи и является одним из видов речевой деятельности, направленным на понимание, извлечение и обработку иноязычной информации. В российской литературе термин "аудирование" был введён психологом З.А. Кочкиной.
Аудирование, будучи рецептивным видом речевой деятельности, способствует общению на иностранном языке, поскольку слушающий, используя обратную связь, взаимодействует с актом коммуникации, выражая свою реакцию мимикой, жестами и ответными высказываниями. Также слуховое восприятие может быть контактным, включая ситуативные диалогические обмены, а также дистантным, когда речевое взаимодействие происходит через средства массовой информации, такие как радио или телевидение [1].
Согласно высказыванию академика Миролюбовой А.А., большинство индивидуумов запоминают лишь около 30% слышанной информации, поскольку их слуховое восприятие и акустическая память недостаточно развиты. В школьном обучении иностранным языкам акцент обычно делается на визуальный анализ, что не приводит к эффективному развитию навыков аудирования. Зрительный анализатор начинает доминировать в процессе восприятия, отводя второстепенную роль слуховому восприятию. Для того чтобы сосредоточить внимание учащихся на смысле текста, полезно предоставлять визуальные подсказки, такие как имена, числа и другие неязыковые элементы из текста.
Важно отметить разницу между понятиями «аудирование» и «слушание». Слушание предполагает восприятие звукового потока и осознание смысла слов говорящего, в то время как аудирование включает в себя более активный процесс восприятия звучащей речи, его осмысление и активную обработку полученной информации.
В российской методике обучения иностранным языкам аудиальный навык определяется как умение автоматически распознавать и различать отдельные звуки и звуковые последовательности, включая различные типы интонационных конструкций в потоке речи [11].
Взгляд методиста Н.И. Жинкина подчёркивает, что аудирование требует значительных умственных усилий, представляя собой комплексную деятельность, включающую перцептивные, мыслительные и мнемонические процессы. Перцептивный аспект подразумевает восприятие и рецепцию информации, а также её интерпретацию; мыслительный аспект связан с операциями анализа, синтеза, сравнения и абстрагирования; мнемонический аспект включает в себя извлечение и расшифровку информации, формирование общего представления, ассоциации с предыдущими знаниями и хранение в памяти.
Отмечается, что психолингвистический аспект играет ключевую роль в развитии аудионавыков. Помимо формирования и улучшения аудитивных умений, необходимо акцентировать внимание на развитии механизмов восприятия устной речи. Среди этих механизмов особое значение имеют речевой слух, внутренняя речь, внимание, память и антиципация. Важным компонентом является восприятие речи, которое методисты выделяют на три этапа:
— побудительно-мотивационный;
— аналитико-синтетический;
— исполнительный [6].
На первом этапе процесса слушания ключевой задачей становится осознание и понимание звукового сообщения. Для этого необходимо активировать слуховой канал. Уровень мотивации слушателя возрастает в том случае, если звуковое сообщение чётко передаёт информацию, которая интересна и соответствует его возрасту и культурному контексту [7].
Во время следующего этапа восприятия и понимания звуковой информации происходит последовательное выполнение ряда операций:
— сначала происходит обнаружение и выделение отдельных единиц языка из потока речи;
— затем воспринятые единицы языка сравниваются с уже имеющимися в памяти перцептивными эталонами;
— после этого происходит выдача похожих воспринятых единиц языка, сопоставленных с перцептивными эталонами;
— наконец, устанавливаются смысловые связи между различными частями текста.
Со временем эти процессы усложняются.
В конце слушатель формирует выводы, осмысливает и полностью понимает информацию.
Методисты рассматривают механизм внутренней речи с различных точек зрения. Физиологический подход предполагает, что он представляет собой взаимодействие различных механизмов, включая слуховые, зрительные, речедвигательные и моторнографические представления [9]. Внутренняя речь играет значимую роль в процессе восприятия и понимания устной речи.
Согласно А.Н. Соколову, проговаривание характеризуется прерывистым характером. Если слушающий уже знаком с основной частью информации, то проговаривание ограничивается отдельными намёками. Однако при аудировании новой и сложной информации проговаривание становится более развёрнутым, причём расширенное проговаривание достигается только через максимальную артикуляцию в предыдущей речевой практике. Внутренняя речь играет связующую роль в процессе создания и понимания всех форм устной речи, активно участвуя в коммуникационном процессе [3].
В начале процесса обучения, внутренняя речь проявляется с особой интенсивностью и рассматривается как важный и неотъемлемый компонент аудиального восприятия.
Внимание, в контексте аудиальной деятельности, представляет собой первоначальный этап активной вовлеченности в процесс понимания устной речи на слух. Психологи выделяют несколько видов внимания.
Непроизвольное внимание может быть возбуждено как внутренними, так и внешними неожиданными факторами, включая эмоциональную окраску принимаемой информации, влияние предыдущего опыта, новизну и уникальность прослушиваемого сообщения.
Произвольное внимание является активным и целенаправленным. Этот процесс требует постоянной концентрации внимания и усилий для поддержания её на протяжении всей деятельности. Этот вид внимания связан с осознанием важности информации.
Послепроизвольное внимание сочетает характеристики как произвольного, так и непроизвольного внимания. Хотя оно имеет определённые цели, усилий для его поддержания уже не требуется. Для успешного аудирования важны такие свойства внимания, как концентрация, избирательность и распределение.
Эффективность аудиальной деятельности зависит от способности сохранять в памяти полученную информацию.
Рассмотрим следующие типы памяти: оперативная, долговременная и кратковременная.
Оперативная память используется для хранения информации и одновременного выполнения мыслительной деятельности. Характеристики оперативной памяти включают в себя низкую точность восприятия и понимания звуковой информации, а также слабую устойчивость к помехам, особенно на ранних стадиях обучения. Во время аудирования слушатель сохраняет слова и фразы в оперативной памяти, объединяет текущую информацию с предыдущей и преобразует последовательность поступающих звуковых сигналов в единый целостный сигнал.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам [текст]: учебное пособие / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. – 336 с.
2. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]: учебник / Н.И. Гез. – М.: Высшая школа, 1982. – 373с.
3. Глухов В. П. Психолингвистика: учебник для педагогических и гуманитарных вузов и коррекционных педагогов-практиков [текст] / В.П. Глухов. — М.: В. Секачев, 2014. – 344 с.
4. Елухина И. В. Обучение аудированию в русле коммуникативно-ориентированной методики [текст] / И.В. Елухина. – М.: Просвещение, 1989. – 345 с.
5. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации [текст] / Н. И. Жинкин. – М.: Наука, 1982. – 159 c.
6. Зимняя И. А. Психология обучения иностранному языку в школе [текст] / И. А. Зимняя. – М. : Просвещение, 1991. – 222 c.
7. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [текст]: учебное пособие для преподавателей и студентов. – 2-е изд. / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2006. — 480 с.
8. Vandergrift L., Goh Christine C.M. Teaching and Learning Second Language Listening / Vandergrift L., Goh Christine C.M. – Routledge, 2012. – 331 p.
9. Соловова Е.Н. Практикум к базовому курсу методики обучения иностранным языкам [текст]: учебное пособие для вузов / Е.Н. Соловова. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.
10. Плиско, С. С. Урок русского языка «Условное наклонение глагола», 4 класс [текст] / С. С. Плиско // Учитель в школе. – 2009. – № 5. – С. 41-46.
11. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков [текст] / И. Л. Колесникова, О. А. Долгина. – СПб.: Блиц, 2001. – 224 с.
12. Барановская Т. А., Современные методы обучения аудированию [текст] / Барановская Т. А. // Иностранные языки в высшей школе. – 2013. – №3. – С. 73-83.