Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования знаний о здоровье человека на уроках окружающего мира
1.1. Понятие «здоровья» человека в психолого – педагогических исследованиях
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2021) безопасность и сохра-нение здоровья школьников является неотъемлемой частью образователь-ного процесса. Личностные результаты освоения программ начального общего образования должны отражать физическое воспитание, формиро-вание культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
Здоровье – это состояние, при котором в высшей степени реализу-ются биологические, психические и социальные функции человека и обще-ства, выражающееся в оптимальной работоспособности, активности, осво-ении нравственных ценностей.
Важный этап в формировании понятия «здоровье человека» и «здоровый образ жизни» – это младший школьный возраст. В этот период организм ребенка переживает интенсивный рост, адаптируется к новой школьной среде. Кроме того, сам процесс обучения требует интенсивного умственного труда. Здоровье детей в младшем школьном возрасте, фор-мирование здорового образа жизни зависит, прежде всего, от того, какие условия созданы для учёбы и развития ребёнка в образовательном учре-ждении.
Понятие «здоровье человека» является предметом научных иссле-дований в самых разных областях. Это и анатомия, и медицина, и психо-логия, и социология, и философия. Столь обширные научные исследова-ния объясняются тем, что жизнедеятельность человека обусловлена состо-янием его здоровья и проявляется на биологическом, психическом и соци-альном уровнях. В связи с этим понятие «здоровье человека» раскрывает-ся через различные критерии и рассматривается с точки зрения различных наук.
Согласно первому принципу устава Всемирной организации здра-воохранения, здоровье — это состояние полного физического, психическо-го и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или фи-зических дефектов. Это определение было принято на Международной конференции здравоохранения, состоявшейся в Нью-Йорке в 1946 году. [4]
С медицинской точки зрения данное определение не пересматрива-лось, хоть и подвергалось критике со стороны специалистов в связи с «идеальностью цели» данного определения и его статичностью (не учиты-ваются изменения внешней среды и возрастные изменения человека), за спорную взаимозависимость «здоровья» и социального «благополучия».
Анализ психолого – педагогических исследований по данной теме cвидетельствует о тенденции постоянного внимания к здоровью со стороны системы образования. [5]
Вопросы здоровья в образовании – педагогика здоровья – были изучены зарубежными исследователями и получили дальнейшее исследование у педагогов России.
Иоганн Генрих Песталоцци основными средствами укрепления и сохранения здоровья детей считал физические упражнения, влияние воздуха и солнца, оздоровительные игры, закаливание и бег босиком. Он первым из педагогов предложил своеобразную классификацию физических упражнений в зависимости от движений в суставах, разработал специальные гимнастические упражнения — «элементарную гимнастику», основанную на наиболее типичных для ребенка естественных движениях.
Константин Дмитриевич Ушинский — выдающийся педагог, который разработал теорию и практику физического воспитания как одного из составляющих здорового образа жизни, выделил принципы «здоровой медицины», заложил основы здорового питания, режима дня и отдыха.
Определяя главные задачи школы, Антон Семёнович Макаренко исходил из того, что нужно воспитать здоровое поколение. В своей работе «Через труд и самоорганизацию — к новой жизни» А. С. Макаренко писал, что его стремление как педагога «молодые, здоровые мальчики, все — как один. Веселый, здоровый смех, шутки и совершенно свободное самочувствие». [6]
Таким образом, было отмечено, что жизнедеятельность человека осуществляется на трех уровнях: биологическом, психологическом и социальном. Трем уровням личности соответствуют три аспекта здоровья: физический, психический и нравственный.
Физическое (биологическое) здоровье ребенка формируется в процессе его естественного роста и обусловлено уровнем развития органов и систем организма.
В основе психического здоровья - состояние общего душевного комфорта, которое ассоциируется с потребностью к самореализации как личности, т.е. обеспечивает социальную сферу жизни.
Нравственное (социальное) здоровье определяется системой ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека. [8]
В отечественной педагогике в конце XX века появилось направление – валеология, которое объединило в себе знания разных наук: анатомии, биологии, физиологии, гигиены, педагогики и психологии. Валеология (от латинского Vale – быть здоровым, logos – наука) рассматривает целостное здоровье человека, его формирование, поддержание и механизмы улучшения. Педагогическая валеология рассматривает здоровье не как состояние благополучия, характерное для медицины, а как систему педагогических воздействий, способствующих сохранению целостности сущности здоровья ребенка. Приоритетным направлением валеологии является формирование установок на здоровье и здоровый образ жизни.
Для оценки индивидуального биологического здоровья существует большое количество инструментальных и лабораторных методов. В качестве инструмента для оценки психического и социального здоровья используются различные анкеты - опросники.
Первостепенным действием каждого человека в оценке и сохранении собственного здоровья является самоконтроль, то есть наблюдение человека за определенными показателями своего организма в процессе жизнедеятельности. Эти показатели включают в себя как субъективные данные, так и объективные.
Субъективные показатели относятся к самооценке человека своего текущего состояния здоровья. Среди них выделяют:
- самочувствие, активность, настроение человека. Обычное нормальное самочувствие человека – это ощущение бодрости, жизнерадостности, желание работать, учиться, высокая работоспособность;
- ночной сон. Во время сна восстанавливаются функции организма, прежде всего центральной нервной системы. Нормальным считается сон, наступивший вскоре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, длительностью 7-8 часов.
- аппетит. При хорошем функционировании всех органов и систем, при адекватных физических нагрузках обмен веществ происходит более активно, поэтому здоровый человек не жалуется на свой аппетит.
- наличие болезненных ощущений – это сигналы предболезни или болезни (головные боли, головокружение, общая слабость, боли в мышцах и другие признаки). [1, стр. 47]
Субъективные показатели не всегда соответствуют объективному состоянию здоровья, поскольку во многом определяются индивидуальными психофизиологическими качествами человека и формируются под влиянием текущих жизненных установок и обстоятельств. Объективные показатели здоровья человека выражаются в критериях, которые проявляются независимо от его намерений, могут быть оценены другими людьми и сопоставлены с предыдущими состояниями и нормальными признаками. К объективным показателям относятся вес, окружность тела и его частей, частота и ритм пульса, температура тела, устойчивость внимания, др.
В целом, «здоровье» человека – сложное, многоаспектное понятие. Состояние здоровья зависит от различных факторов и оценивается по нескольким критериям. Сохранение здоровья – приоритетная задача, рассматриваемая в рамках вопросов государства, системы здравоохранения, образования и каждого в отдельности человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Кривобокова В. А. Методы оценки состояния здоровья человека. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2018. – 102 с.
2. Окружающий мир. Реализация требований ФГОС начального общего образования: методическое пособие для учителя // [Н. Ф. Виноградова, И. С. Артюхова]; под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 76 с.: ил.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / А.А.Плешаков. – 13-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2022. – 160 с. : ил. – (Школа России)
4. Суботялова А.М., Суботялов М.А. Представление о здоровье в древнем мире. Научно – практический журнал «Человеческий капитал», 2023, № 9 (177)
5. Бондин, В. И. Хронология развития культуры здоровья в образовательных системах / В. И. Бондин, Т. А. Путилина, Е. Н. Якушева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 744-748. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26379/ (дата обращения: 25.04.2024).
6. Гайтян, С. В. Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего поколения / С. В. Гайтян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3715/ (дата обращения: 25.04.2024).
7. Макарова, Л. П. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л. П. Макарова, А. В. Соловьёв, Л. И. Сыромятникова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 494-496. — URL: https://moluch.ru/archive/59/8450/ (дата обращения: 23.04.2024).
8. Основы формирования здоровья детей [Электронный ресурс] : учебник / Р. Р. Кильдиярова, В. И. Макарова, Ю. Ф. Лобанов. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. - http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970432969.html дата обращения: 25.04.2024
9. ФГОС Начальное общее образование. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 23.04.2024)