- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
- Диссертация
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
36 страниц
27 источников
Добавлена 02.07.2024 Опубликовано: studservis
1805 ₽
3610 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы цифрового обучения 5
1.1. Анализ понятия цифровое обучение в современной образовательной среде 5
1.2. Особенности реализации цифрового обучения: проблемы и перспективы 13
Глава 2. Методические аспекты цифрового обучения 18
2.1. Организационно-педагогические условия организации цифрового обучения 18
2.2. Методические рекомендации по организации цифрового обучения 23
Заключение 31
Список использованных источников 33
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность работы. Педагоги всегда ведут поиск наиболее эффективных способов для наилучшего обучения школьников. В настоящее время поиск новых методов обучения, связанных с интерактивными образовательными платформами приобретает на практике всё большее значение. Это связано с личностно ориентированным и системно - деятельностным подходом, регламентируемыми ФГОС на каждой образовательной ступени, начиная с дошкольного обучения.
Под цифровым обучением понимают образование, которое реализуют с использованием цифровых технологий: компьютеров, сети Интернет, электронных сервисов и различных образовательных программ. Чаще всего в этом контексте рассматривают дистанционное образование, когда ученик и педагог не взаимодействуют, а весь учебный материал ученик осваивает самостоятельно. Речь может идти об удалённом образовании, когда ученики и преподаватель встречаются в заранее заданное время по определённой ссылке и занимаются конкретным предметом. Чаще всего цифровое образование реализуют в смешанном формате.
Современные образовательные технологии всё быстрее внедряются в нашу жизнь. Это ориентирует субъектов образовательного процесса на постоянное совершенствование своих знаний, умений и компетенций. Наиболее важно сегодня умение каждого ученика критически оценивать любую предлагаемую информацию, в том числе, учебную. Это может касаться как её достоверности, так и её логики.
Тенденции внедрения современных цифровых технологий становятся обыденностью, но за ними нужно успевать. Одной из современных образовательных технологий на этапе цифровизации образования является технология перевёрнутого класса.
Её относят к инновационному методу обучения при котором теоретический материал изучается школьниками самостоятельно до начала урока с помощью ИКТ (видео-лекций, интерактивных материалов, презентаций и др.), а высвобожденное время на уроке направлено на решение учебных проблем, выполнение практических заданий, сотрудничество субъектов, взаимодействие, применение знаний и умений в новой ситуации, и на создание учениками нового учебного продукта.
Для реализации учебных задач, с целью повышения качества образования школьников, учителя успешно используют технологию перевёрнутого класса, или технологии смешанного обучения. Школьники имеют возможность освоить не только обязательную учебную программу, но также подготовиться к олимпиаде, или к ЕГЭ.
Цель работы: изучить и обосновать целесообразность применения цифрового обучения, оценить проблемы, риски и перспективы цифроого обучения.
Объект: образовательный процесс в условиях цифрового обучения.
Предмет: средства и способы применения цифрового обучения, проблемы, риски и перспективы.
Задачи:
1. Провести анализ понятия цифровое обучение в современной образовательной среде.
2. Изучить особенности реализации цифрового обучения, проблемы и перспективы.
3. Описать организационно-педагогические условия организации цифрового обучения.
4. Предложить методические рекомендации по организации цифрового обучения.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы цифрового обучения
1.1. Анализ понятия цифровое обучение в современной образовательной среде
Современный этап развития общества характеризуется процессами
цифровой глобализации. Это происходит во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании. Исследователи М.И. Максеенко, С.С. Смирнов и др., рассматривают процессы цифровизации и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в сфере образования. Они раскрывают преимущества и перспективы цифрового образования, в том числе, затрагивают проблемы использования новых технологий в образовательном процессе и проблемы качества современного образования.
Под цифровизацией в целом понимают преобразование информации в цифровую форму. Цифровизация подразумевает тренд эффективного мирового развития образовательной среды [6].
Сегодня наиболее частым примером при использовании цифрового обучения рассматривают технологию перевёрнутого класса, которая может быть реализована для любой образовательной области и для любого уровня сложности обучения.
Под технологией перевёрнутого класса понимают инновационную концепция обучения, которая сочетает в себе аудиторные занятия с учителем и онлайн-обучение. Знакомство учеников с новым материалом происходит дома. На уроках ученики отрабатывают практические навыки и умения на основе полученных самостоятельно знаний. Если освоение знаний по каким-либо причинам затруднено, педагог оказывает школьникам любую необходимую помощь.
Методика перевернутого класса меняет местами урок и домашнюю работу. Технологию перевёрнутого класса часто называют смешанной технологией обучения, поскольку здесь всегда присутствуют элементы самостоятельной работы школьников, элементы дистанционного обучения, практическая работа в классе и наличие какой-либо онлайн платформы.
Такой подход позволяет каждому ученику заниматься в своем оптимально подобранном темпе и использовать наиболее близкие ему каналы восприятия информации. Ключевыми составляющими модели перевернутого класса являются:
-онлайн-платформа для коммуникаций в связи с учебным контентом;
-интерактивные инструкции и тренажеры по работе с учебным материалом;
- обеспечение систем мониторинга для обратной связи субъектов.
Применение новых цифровых технологий раскрывает педагогу новые возможности в преподавании своей дисциплины. А.М. Алексанков подразумевает под цифровизацией образования предоставление учащимся качественного программного обеспечения и информационных систем, благодаря которым они смогут иметь доступ к образовательным ресурсам всего мира, к электронным библиотекам, к результатам современных научных экспериментов и исследований и др. [3].
Чтобы всё это стало системой и заработало в комплексе, необходимо обеспечить образовательные организации современной техникой, в частности современными компьютерами с доступом к сети Интернет. Главной целью процесса цифровизации образования является обеспечение наиболее эффективной отдачи от всех субъектов образования. Ключевые задачи цифровизации в образовании сегодня следующие [22]:
1. Использование цифровых технологий в образовательном процессе.
2. Взаимодействие всех уровней образовательной среды:
управленческой, информационной, учебной.
3. Предоставление для совместного использования цифровых ресурсов
и доступа к ним в облачных ресурсах всем участникам образовательных
отношений.
4. Обучение и непрерывное развитие в рамках повышения квалификации учителей образовательных организаций по применению цифровых технологий в образовательной деятельности.
5. Формирование комплекса цифровых образовательных ресурсов.
6. Коммуникация и обратная связь внутри цифровой образовательной среды.
7. Обеспечение роста уровня мотивации к профессионально-
ориентированному использованию цифровых технологий всеми субъектами образования.
8. Разработка и моделирование инновационных условий развития через
внедрение цифровых технологий в образовательный процесс.
9. Оказание информационных и консультационных услуг по
использованию цифровых и облачных технологий с неограниченными
ресурсами.
10. Аккумуляция, систематизация и распространение информации по
использованию цифровых и облачных технологий в цифровой
образовательной среде образовательной организации.
Самая острая проблема цифровизации в образовании заключается в том, что цифровые технологии развиваются быстрее, чем современная инфраструктура образовательных организаций. Педагоги также далеко не все успевают к этим процессам адаптироваться.
Необходимо сделать так, чтобы процессы образования и процессы цифровизации развивались параллельно. Раньше или позже – эти процессы всё равно станут едиными. Сегодня важно формировать у обучающихся информационные компетенции. Речь идёт о критическом мышлении, коммуникации, креативности и др. [12].
Эти процессы идут достаточно интенсивно. Образовательные организации модернизируют свою материальную базу, педагоги дополнительно обучаются, проходят различные курсы повышения квалификации и др. Своевременная модернизация позволяет обеспечить ту, или иную образовательную организацию современными цифровыми ресурсами, такими как электронные учебники, журналы, дневники, мультимедийные презентации, интерактивные доски, электронные библиотеки и сервисы, системы видеоконференцсвязи, «цифровые школы» и др. Сегодня в школах апробируют цифровые лаборатории, интерактивные парты, 3D-моделирование, прототипирование и робототехнику [17].
Цифровой ресурс активно используется обучающимися и учителями в качестве инструмента работы. К инструментам сегодня относят:
-общие инструменты, такие как редакторы текстов, презентации;
- профессиональные педагогические инструменты: редактор тестов,
система образования информационного пространства, система учебно-методических комплексов с цифровым компонентом;
- предметные инструменты, предназначенные для эксплуатации
учителем и учащимся в образовательном процессе конкретного учебного предмета: учебный редактор ГИС, учебный пакет статистической обработки, учебная система редактирования и монтажа мультимедийных объектов, учебная система автоматизированного проектирования и др.
Ведущее качество цифровых образовательных ресурсов, отличающее его от других образовательных ресурсов, заключается в его интерактивном характере. Ещё здесь можно отметить, что этот ресурс предусматривает активное участие самого обучающегося в процессе взаимодействия с педагогом.
Информационные технологии, используемые на уроках, дают возможность совершенствовать исследовательские способности обучающихся и увеличивать их познавательный интерес и мотивацию к учению [12].
Ученик учится с детства отыскивать, систематизировать, оценивать и отбирать нужную ему информацию. Школьники сами изучают необходимый им материал по обучающим программам, которые могут проверить, как именно он усвоил новые знания.
В России сегодня реализуется инициатива, ориентированная на организацию условий для формирования цифровой экономики. Речь идёт о Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Главной проблемой как всегда является подготовка компетентных в этой области кадров.
Сегодня в действии находится проект «Современная цифровая образовательная среда в РФ». Целью его реализации является создание условий для системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства [20].
Достижение указанной цели разработчикам проекта представляется как путь широкого внедрения онлайн - обучения. Это понятие достаточно широкое и может включать в себя массовые открытые обучающие онлайн - курсы, курсы с интерактивным участием и открытым доступом в сети Интернет. Техническая цифровая политика фиксирует свои основные решения относительно:
- типизации технических средств;
- использования облачных технологий;
- использования мобильных технологий;
- информационной безопасности.
К технологиям, причастным к цифровому обучению относят адаптивное, облачное, мобильное, смешанное, обратное, электронное обучение и др. Эти технологии позволяют оптимизировать образовательный процесс и повышать уровень его соотношения с индивидуальными потребностями школьников.
Подобные технологии позволяют учесть возможности каждого ученика, его интересы, уровень знаний и компетенций, практический опыт при работе на компьютере и др. В силу того, что речь идёт о достаточно большом количестве видов обучения в рамках цифровой среды, подобный род обучения называют смешанным обучением.
Учитывая, что любой общеобразовательный предмет имеет своё специфическое содержание и свои специфические техники и методики, сегодня быстро развивается смешанное обучение для отдельно взятой образовательной области. Речь идёт о таких областях как информатика, технология, русский язык, английский язык и др. Но безусловно, смешанное обучение предполагает единую прогрессивную образовательную технологию, обладающую обширными возможностями и перспективами для её успешного применения и последующего развития [6].
Считается, что смешанное обучение позволяет сформировать следующие качества личности:
-способность субъекта к комплексному решению задач;
-критическое мышление, умение выбора и отбора достоверных
источников информации;
-умение творчески мыслить и пересматривать существующие данные, обобщать и порождать свежие идеи и решения;
-способность эффективно взаимодействовать с другими, находить единомышленников и организовывать команды;
- стремление обучаться в течение всей жизни;
- способность принимать и нести ответственность за свои решения.
Как и другие инновационные технологии, смешанное обучение требует времени и дополнительных усилий от учителя. При смешанном обучении акцент ставится на формирование навыков самостоятельной деятельности школьника, а также, на коллективную деятельность и взаимопомощь.
Существуют особо популярные модели смешанного обучения. Они носят названия: гибкие модели, перевёрнутый класс, ротация лабораторий, ротация станций и др. Основной особенностью смешанного обучения считается уход от фронтальных форм работы.
Вторая организационная особенность цифрового образовательного пространства – это изменение структуры самого учебного пространства. Учителя выделяют рабочие зоны, изменяют параметры пространства и временные привычные отрезки. Специалисты уверены, что переход к смешанному обучению в будущем способен послужить причиной кардинальной трансформации общей организационной модели школы [24].
Авторы определяют смешенное обучение как форму, основанную на сочетании традиционного обучения, в ходе общения лицом к лицу, с технологией обучения, опосредованной применением компьютеров [8].
Неотъемлемым условием реализации процесса смешанного обучения является использование компьютеров. Это могут быть компьютерные классы, компьютеры в школьной библиотеке, личные мобильные устройства учеников. В смешанном обучении может применяться модель «1:1», то есть, один ученик – одно устройство. Внедрение веб - сервисов дает возможность осуществить распределённую работу между учащимися в общем документе или коллективной карте. Это позволяет обеспечить взаимодействие педагога и детей, находящихся на дистанционном обучении [11].
Информационные ресурсы, в том числе цифровые, в смешанном обучении должны иметь высокую степень избыточности. Это позволит педагогу отобрать учебный контент, в соответствии со способностями каждого ученика. Применяемые учителем задания должны предоставлять различные деятельностные формы работы. Это может быть индивидуальная работа, групповая работа с учебным материалом, выполнение проектов, мини-исследования, дебаты и дискуссии и др.
Важнейшим признаком новизны при реализации смешанного обучения является изменение в методах обучения. Учителя применяют методические и дидактические приёмы, которые нацеливают школьников на результативное применение технологий и расширение информационно-образовательной среды [5].
В смешанном обучении важна практика обмена цифровыми образовательными ресурсами, в связи с чем, широко применяют учебные методы с упором на групповое взаимодействие и сотрудничество учеников. Очевидно, что и к педагогам при смешанном обучении предъявляются достаточно высокие требования. К ним, в частности, относятся:
-высокая ИКТ-компетентность педагога;
-владение электронным инструментарием, в том числе, сервисами коммуникации, совместной онлайн - работой, системами управления обучения и др.;
- умение разрабатывать собственное авторское учебное содержание;
- умение дифференцировать образовательный процесс с учётом
особенностей каждого ученика.
При смешанном обучении педагоги могут выполнять различные функции. Это:
- эксперты по предметному содержанию, занимающиеся разработкой методических материалов и публикацией исследовательских материалов;
- разработчики проектов, дополняющих онлайн - обучение
практической работой учеников;
- наставники, которые помогают и дают советы и др.
Онлайн - платформа позволяет учителям показать все свои знания в этой области. Реализация смешанного обучения несет в себе большие возможности, позволяющие максимально усилить мотивацию, как педагога, так и учеников. Внедрение смешанного обучения как инновации, приводит к ряду изменений в способах работы обучающегося и педагога. На основании изучения смешанного обучения можно выделить основные преимущества перед традиционными формами обучения [8]:
-использование на уроках цифровых образовательных ресурсов;
- безграничный доступ к учебным материалам и информации, которая
содержится на цифровых устройствах и в онлайн – среде;
- педагог прекращает быть единственным источником для получения
информации;
-онлайн - курсы доступны для прохождения в любое удобное время, в любом месте;
-активная образовательная среда и использование современных
технологий и методик;
-прозрачность и доступность системы оценивания и др.
1.2. Особенности реализации цифрового обучения: проблемы и перспективы
Избыточность получаемых учащимися сведений дает возможность развивать у них различные навыки работы с данными. На уроках могут быть задействованы онлайн - лекции ведущих профессоров, видеофрагменты опытов лабораторий вузов и др.
Основной проблемой при реализации моделей смешанного обучения считается недостаточная цифровая грамотность участников. Техника в образовательных организациях не всегда имеется в необходимом количестве и соответствующего качества. Многие зависят от доступа к высокоскоростному Интернету и стабильности онлайн режима. Очевидно, что сегодня, и учителям, и ученикам необходимо дополнительное обучение по работе с онлайн - платформами [10].
Смешанное обучение нуждается в технической поддержке и расходах на создание видеоматериалов, обучающих и тестирующих программ и диагностических разноуровневых заданий для школьников. Иногда дополнительные затраты бывают необходимы на модернизацию кабинетов, к примеру, так называемое, зонирование пространства при использовании модели «ротация станций».
Требуется оснащение кабинетов современными компьютерами и планшетами. Тем не менее, смешанное обучение становится всё популярнее, вследствие внедрения и использования современных технологий в процесс обучения.
Существует определённая классификация форм обучения, основанная на онлайн -деятельности:
1. Обучение с применением сети Интернет, web - enhanced. Здесь предусмотрено минимальное использование онлайн - деятельности, сводящееся к размещению программы и объявлений о курсе.
2. Смешанное обучение – blended, где предусмотрено до 45% онлайн -деятельности.
3. Гибридное обучение – hybrid, где 45 – 80% деятельности проходит в режиме онлайн.
4. Дистанционная форма обучения – fully online, где более 80% от общего учебного времени занято онлайн –деятельностью. Объединение онлайн - обучения и традиционного преподавания способно
послужить причиной изменения классической структуры современного образования. Но здесь необходим пересмотр и изменение содержания учебных программ.
Автор С.Д. Калинина представляет смешанное обучение как активное применение дистанционных образовательных технологий в традиционном обучении. К дистанционным образовательным технологиям автор относит:
1. Применение сетевых информационных ресурсов, баз данных и
электронных библиотек.
2. Доступ к системе дистанционной поддержки обучения, содержащей электронные курсы, учебные и контрольные материалы.
3. Применение массовых открытых онлайн курсов, популярных учебных заведений.
4. Использование сервисов вебинаров.
Главный смысл смешанного обучения заключается в получении учениками возможностей самостоятельно осуществлять контроль за скоростью, местом и временем обучения. Ученикам предоставляется право лично определять, как, где и когда учится. Эта идея является основной в смешанном обучении. Важную роль в смешанном обучении играет проектная и практико-ориентированная работа.
Рассмотрим наиболее часто используемые модели смешанного обучения.
1. Модель «Перевернутый класс».
Это один из видов смешанного обучения, переносящий репродуктивную учебную деятельность на домашнее изучение. Используется данная модель для организации самостоятельной деятельности учеников по изучению учебного материала. В процессе осуществляется смена очного и
дистанционного обучения. На очных занятиях организуется практическая деятельность.
На занятиях проводятся групповые занятия, практические работы и отработка учебного материала. Дистанционное обучение реализуется в качестве домашнего задания. Учащимся задается предварительное ознакомление с материалом, который подготовлен учителем.
Хорошо, если у педагога получается разместить учебные материалы не просто в сети Интернет, а в какой-либо системе управления обучением, к примеру, в системе Moodle. Это позволяет педагогу дистанционно, до урока, отслеживать, кто и как из учеников проработал материал дома. Педагог интересуется, какие у детей возникли сложности в домашней работе.
В зависимости от этого учитель корректирует план следующего урока. Преимущество использования технологии «перевернутого класса» заключается в возможности реализации интерактивных форм обучения. Это позволяет отказаться от фронтальной работы и выстроить обучение с учетом готовности учеников к освоению нового материала [15].
2. Модель «Ротация станций».
При реализации данной технологии педагоги пространство класса делят на рабочие зоны, такие как онлайн - обучение, проектная работа, работа с учителем и др. учеников делят на 2-3 группы, в зависимости от того. какие необходимо решать задачи урока. Каждая группа работает в отдельной части класса, так называемой станции. Эти станции имеют самые разнообразные цели:
- работа с учителем и получение обратной связи от учителя;
-онлайн – обучение, или развитие навыков самостоятельной работы;
- проектная работа, или применение полученных знаний и умений в решении практических задач.
В течение урока все группы обучающихся меняются зонами, и каждая группа должна пройти через все станции. При работе, организованной подобным образом, ученики, как правило, имеют высокую учебную мотивацию.
Практика показала, что после такой работы ученики лучше справляются с домашним заданием и у них развивается способность больше и качественнее работать самостоятельно. Учитель обеспечивает обратную связь при работе с каждой из групп учеников. Школьники выполняют такого рода задания как мини-исследования, квесты, мини-соревнования и многое другое. Самая большая ценность в подобных процессах – это развитие навыков самостоятельной работы школьников.
3. Модель «Ротация лабораторий».
При реализации данной обучающей технологии ученики часть заданий выполняют в обычной фронтальной форме и в обычном классе. На каком-либо последующем уроке школьники работают индивидуально в онлайн -
среде, в специально оборудованном учебном классе - лаборатории. В онлайн - среде ученики изучают новый материал, закрепляют пройденный материал, формируют различные полезные навыки и имеют возможность работы над индивидуальным проектом.
Работа будет более эффективной, если школьники начнут регулярно работать онлайн. Педагоги часто объединяются друг с другом, выбирают готовые учебные онлайн - материалы или разрабатывают новые, то есть, создают единое учебное пространство. Модель смешанного обучения подходит для школьников любого возраста, при условии, что онлайн - среда соответствует их возрасту.
4. Гибкая модель. Это самая сложная модель при реализации онлайн – среды. Но в то же время, эта модель самая перспективная в будущем образовательном процессе. Данная модель требует от учеников устойчивых навыков самоорганизации и самостоятельной работы. считается, что данная модель наиболее эффективна для обучения старшеклассников.
Для реализации данной модели чаще всего используют большой кабинет со свободным пространством, где создано рабочее место для каждого обучающегося. Для работы ученики используют компьютер, планшет или телефон. В кабинете есть зоны для работы в группах, для обсуждений и для выполнения лабораторных работ. Ученики имеют возможность свободно передвигаться и объединятся в группы.
Ученики не ограничены во времени тем, или иным видом учебной деятельности. Школьники сами составляют график работы, выбирают тему и график работы, который наиболее оптимален для них. В этой модели по большей части используется онлайн - среда. Учитель работает с группой, или индивидуально с теми учениками, которым нужна помощь.
Наиболее часто данная модель используется при профильном обучении, когда необходимо осваивать большие объёмы материала по какому-либо профилю, гуманитарному, или естественно - научному. У школьников есть возможность самостоятельно формировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Все рассмотренные модели, или обучающие технологии, так или иначе, стирают границы привычного для всех урока, поскольку каждый субъект осваивает учебный материал в рамках индивидуального образовательного маршрута [14].
Глава 2. Методические аспекты цифрового обучения
2.1. Организационно-педагогические условия организации цифрового обучения
Под организационно-педагогическими условиями понимают некую совокупность внешних и внутренних обстоятельств при реализации функций управления областью образовательной деятельности. Эти условия обеспечивают сохранность целостности и полноты образовательного процесса, его целенаправленность, целесообразность и эффективность [17].
Таким образом, можно говорить, что одним из наиболее важных педагогических условий будет являться правильно выстроенный педагогический процесс. Каждый педагог понимает, что для успешности обучения ребёнка и основным условием успешности решения педагогической задачи является ситуация, в которой он будет исходить из интересов конкретного ребёнка.
Для этой цели учитель организует эмпатическое общение и сопереживание. Учитель создаёт атмосферу принятия ученика и всех его продуктивных проявлений. Практически каждый педагог сегодня владеет инновационными педагогическими и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). К ним сегодня можно отнести игровые, модульные, проектные, исследовательские и иные технологии.
Отдельно можно в рамках каждой учебной дисциплины можно остановиться на интерактивных технологиях. Всё это также можно относить и к организационным условиям. При индивидуальном подходе к ребёнку у него формируется положительное, эмоционально-ценностное отношение к своей собственной учебной деятельности. Правильно выстроенный педагогический процесс позволяет увидеть ученику личностные смыслы собственной учебной, и любой иной продуктивной деятельности.
Педагогические условия – это преднамеренно созданная обстановка (среда), в которой представлен комплекс педагогических и психологических факторов, взаимоотношений, средств и др. Всё это в комплексе позволяет педагогу результативно реализовывать учебную и воспитательную работу.
Отдельно можно в рамках каждой учебной дисциплины остановиться на интерактивных технологиях. Всё это также можно относить к организационным условиям, имеющим отношение к цифровому образованию. Считается, что одна из самых популярных образовательных платформ для создания онлайн – курсов, это онлайн - платформа Moodle. Перед началом ее использования необходимо зарегистрироваться и настроить курс под себя, то есть, установить продолжительность и доступ к курсу. В этой учебной системе разрешаются предоставления учебного материала самого разного формата: видео - лекции, аудио, текстовые документы, изображения и др.
В данной системе можно проводить опросы, тестирования, создавать глоссарии, заполнять анкеты и др. Учитель имеет возможность комментировать полученные результаты. Есть и недостатки системы, в частности, сложный интерфейс и неполная поддержка русского языка, но все эти нюансы будут со временем решены.
Образовательная платформа Google Класс также играет важную роль в системе управления обучением. Электронные функции Класса дополняют традиционные учебные занятия, что способствует развитию смешанных форм обучения. Платформа Класс делает обучение более продуктивным. Здесь можно публиковать и оценивать задания, организовывать совместную работу и обеспечивать эффективное взаимодействие всех участников процесса. Учитель заполняет свою страницу на Google Класс.
Школьники с личными аккаунтами Google могут работать с Классом бесплатно. Входить можно с компьютера, со смартфона или планшета. Это упрощает доступ к платформе. Учитель может создавать курсы, выдавать различного рода задания, комментировать все работы школьников. Всё это можно делать в одном и том же сервисе.
В Классе можно работать с инструментами Google, такими как Диск, Документы, Календарь, Формы и др. С помощью Календаря можно планировать различного рода мероприятия и быть в курсе всех событий. Для учителя существует возможность проводить онлайн - тестирование, при необходимости.
Это позволит педагогу отслеживать результаты каждого ученика в отдельности, указывать им на их ошибки и выдавать индивидуальные задания. При необходимости педагог сможет связаться с родителями ученика. С Google Классом сонастроены иные образовательные приложения. К примеру, Explain Everything – цифровая, интерактивная доска. Этим приложением можно пользоваться во время прохождения различного рода вебинаров. Здесь же можно создавать презентации и визуальные истории. Это очень укрепляет работу учителя и ученика.
Makers Empire 3D – это программное обеспечение для 3D-дизайна.
Помогает преподавателям использовать возможности 3D-технологий для
обучения STEM, проектному мышлению и проектному обучению. В современной образовательной среде, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и всеми последующими ФГОС, ученик должен выполнять проекты и исследования.
То есть, данный вид работы является обязательным для каждого ученика в отдельности. Благодаря всевозможным приложениям учитель имеет возможность отслеживать, каким именно образом ребёнок работает над своим проектом. Надо заметить, что сама платформа Google Класс соответствует требованиям большинства учителей. Класс обладает широким инструментарием, и это дает возможность учителю успешно использовать смешанное обучение на уроках по любому предмету.
Можно также отметить Российскую электронную школу. Это общедоступная информационно - образовательная платформа, где объединены интерактивные видеоуроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей. Здесь учителю можно посмотреть множество самых разнообразных уроков. Здесь же есть всевозможные тренировочные тесты и упражнения, которые можно выполнять без регистрации.
Рассмотрим использование интерактивных методов платформы на примере темы «Хранение и обработка информации в базах данных». В курсах информатики разных авторов учебников на изучение данного раздела отводится разное количество часов. К примеру, в учебном курсе Н.Д. Угриновича на изучение этой темы отводится 11 часов.
Проходят эту тему в восьмом классе. В учебнике И.Г. Семакина на данную тему отводят 12 часов и проходят её в девятом классе. Основным целям изучения данной темы относят:
-дать представление о назначении информационных систем и баз данных;
-познакомить учеников с основами реляционных баз данных;
-обучить основным приемам работы с одной из реляционных СУБД;
-обучить учеников организации поиска, сортировки, редактирования данных.
Тема «Базы данных и информационные системы» содержит в себе много теоретических понятий и имеет много прикладных возможностей. Теоретические вопросы пересекаются с иными содержательными линиями базового курса:
-информационное моделирование;
- представление информации, в частности, логической информации, структуры данных. Практическая/прикладная часть связана с приобретением учениками навыков поиска информации в справочных базах данных и с обучением приемам создания несложных информационных систем средствами реляционной СУБД.
Система уроков «хранение и обработка информации в базах данных» по учебнику И.Г. Семакина состоит из следующих отдельных учебных поурочных тем:
1. Основные понятия.
2. Система управления базами данных.
3. Создание и заполнение баз данных.
4. Условия выбора и простые логические выражения.
5. Сортировка, заполнение и удаление записей.
Вводным уроком является урок по параграфу «основные понятия». Наиболее применимым интерактивным методом в данном случае будет являться «Мозговой штурм». Для организации работы по данному методу необходимо выполнить несколько этапов:
1. Постановка проблемы.
2. Генерация идей.
3. Группировка, отбор и оценка идей.
Как уже было отмечено, при работе на платформе учитель имеет возможность работать как со всем классом, так и индивидуально. Для постановки проблемы, учитель может предложить для начала всем ученикам самостоятельно сформулировать проблему урока. Школьники перед этим должны ответить на ряд вопросов, к примеру:
-что вы понимаете под термином База данных;
-что такое, по-вашему, первичный ключ и др.
Далее, каждый из учеников начинает генерировать идеи. Это основной этап, от которого зависит успех всего мозгового штурма. На этом этапе педагог не ограничивает активность учеников, и они предлагают самые разнообразные идеи, независимо от того, насколько они продуктивны.
Можно комбинировать и улучшать любые идеи. Очень важно затем провести группировку, отбор и оценку идей. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько участники понимают вопрос критериев отбора и оценки идей.
Школьная практика показывает, что в условиях работы на платформе, использование нестандартных уроков в процессе обучения информатике и ИКТ приветствуется. Успешность этого процесса зависит от того, насколько глубоко учитель владеет средствами ИКТ и методикой проведения уроков. Отчётливо наблюдается тенденция к организации учебного процесса информатики и ИКТ с использованием нестандартных форм урока.
При этом все педагоги стремятся выстраивать все свои уроки таким образом, чтобы у учеников вызвать к ним устойчивый интерес. Задача педагога заключается в том, чтобы сформировать у детей учебную активность и вызвать желание творить и познавать, экспериментировать и проверять гипотезы и др. Все практики и теоретики единодушны в том, что нестандартные уроки позволяют формировать активность и познавательную учебную деятельность учеников.
2.2. Методические рекомендации по организации цифрового обучения
Педагог проектирует каждый урок, на котором будут использованы Интернет-ресурсы. На этапе диагностики качества освоения текущей темы учитель предлагает школьникам выполнить тестовое задание. Педагог включает интерактивный тест на заданное время. На этапе рефлексивной деятельности педагог уточняет у школьников, какие моменты оказались для них наиболее сложными. Ученики проводят самоанализ и самооценку.
С течением времени у педагога накапливается учебный материал по каждой теме и по каждому уроку. Педагог часто использует при этом комбинированный формат урока, когда идёт освоение нового материала и происходит закрепление первичных умений и навыков. Практика показала, что материалы платформы целесообразно использовать при проведении любого урока, комбинированного, урока усвоения нового материала, урока – практикума и др.
Рассмотрим план-конспект интерактивного урока КВН по теме «Устройство компьютера». Урок является завершающим в теме «Устройство компьютера». Разработан по программе Н.Д. Угриновича для учеников 8-х классов.
УМК: «Информатика и ИКТ» 8 класс. Автор: Н.Д. Угринович.
Раздел программы: Компьютер как универсальное устройство для обработки информации.
Тема урока: Устройство компьютера.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Создание условий для формирования у школьников целостного представления об устройстве компьютера.
Задачи урока:
Познавательные:
1. Сформировать знания и умения у школьников по теме: устройство компьютера.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес и творческую активность учеников.
2. Развивать умения излагать мысли и моделировать ситуацию.
3. Развивать мышление учеников при решении логических задач.
Воспитывающие:
1. Воспитывать умения рационально организовывать своюработу на уроке.
2. Воспитывать уважение к представителю другой команды и умение достойно вести дискуссию.
3. Воспитывать находчивость и волю к победе
4. Умение работать в команде.
Универсальные учебные действия:
Личностные:
1. Формировать понимание личной ответственности за полученный результат.
Регулятивные:
1. Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической.
2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Коммуникативные:
1. Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.
2. Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.
Познавательные:
1. Уметь находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно находить нужную информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
3. Уметь сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям.
4. Уметь представлять информацию в виде рисунков, таблиц, диаграмм и др.
Основные понятия для усвоения: устройства ввода, устройства вывода информации, устройства долговременной памяти.
Формы работы: Фронтальная, групповая.
Методы работы: словесные, наглядные, иллюстративные, практические.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал, проектор, компьютеры.
Структура урока:
1. Организационный момент: 2 минуты.
2. Актуализация знаний: 7 минут.
3. Мотивация и постановка целей урока: 4 минуты.
4. Обобщение и систематизация знаний: 20 минут.
5. Домашнее задание: 2 минуты.
6. Подведение итогов: 4 минуты.
7. Рефлексия: 1 минута.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность.
Организация учебного процесса на этапе:
Учитель: Здравствуйте. Начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний.
Цель этапа: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Актуализация учебного содержания необходимого и достаточного для восприятия нового материала.
Формируемые УУД:
Личностные: самоопределение, настрой на урок.
Познавательные: формулирование познавательной цели, поиск и отбор информации.
Коммуникативные: умение вступать в диалог.
Регулятивные: определяют последовательность действий.
Организация учебного процесса на данном этапе.
Учитель: на прошлых уроках вы изучили тему «Устройство компьютера». Сегодня мы с вами должны обобщить знания и умения по пройденной теме. Сегодня проведём необычный урок. Это урок – КВН. Вас ожидают увлекательные и необычные задания. В конце урока члены жюри подведут итого и самые находчивые получат отличные оценки. Давайте для разминки начнём с разгадок ребусов, которые связаны предметом информатика. Разгадывают ребусы.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация.
Цель этапа: актуализация учебного содержания необходимого для восприятия материала. Актуализация мыслительных операций, необходимых для восприятия материала. Мотивация к выполнению учебных действий.
Формируемые УУД:
Личностные:
1. Понимание личной ответственности за будущий результат.
Познавательные:
1. Поиск и отбор информации.
2. Установление причинно-следственных связей.
3. Осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные:
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Регулятивные: определяют последовательность действий.
Организация учебного процесса на данном этапе.
Учитель: как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке и чему мы должны научиться.
Ученики: высказывают различные версии.
Учитель: вы правы. Мы с вами должны обобщить и систематизировать ваши знания по данной теме. Вы должны научиться слушать и слышать друг друга, и научиться работать в команде. Начинаем наш КВН. Вы должны разделиться на команды, выбрать капитана, придумать для команды название, девиз и эмблему команды. Члены жюри были выбраны заранее. Нам с вами предстоит выполнить задания конкурсов и подвести итоги игры. После этого мы все поделимся друг с другом впечатлениями.
4. Обобщение и систематизация знаний.
Цель этапа: закрепить ранее полученные знания об устройстве компьютера и применить знания на практике. Мотивация к выполнению учебных действий.
Формируемые УУД.
Личностные:
1. Осознание ответственности за общее дело.
Познавательные:
1. Поиск и отбор информации.
2. Установление причинно-следственных связей.
3. Осознанное построение речевого высказывания
4. Конструирование информации в нужной форме.
Коммуникативные:
1. Решение учебных проблем, возникших в ходе групповой работы.
Регулятивные:
1. Определяют последовательность действий.
Организация учебного процесса на данном этапе:
Ход игры:
Первый конкурс – Приветствие команд. Максимальный балл – 5 баллов. Команды себя представляют, сообщают название, девиз и показывают свою эмблему. Жюри выставляет оценки и подводит итоги.
Второй конкурс – блиц-опрос. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Каждой команде по очереди будет задавать вопрос. Ответ должны обсуждать все участники команды, отвечать должен капитан. Начинает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Если команда не знает ответ, то вопрос переходит другой команде. За нарушение дисциплины баллы вычитаются. Начинаем.
1. Назовите устройство, которое позволяет пользователю вводить информацию в ПК.
2. Назовите совокупность устройств, которые используются для хранения информации.
3. Назовите устройство, которое предназначено для вывода символьной информации на бумагу.
4. Электронный блок, либо интегральная схема, исполняющая машинные инструкции, главная часть аппаратного обеспечения компьютера или программируемого логического контроллера – это (…).
5. Назовите программу, которая играет роль связующего звена, между подключенным к компьютеру устройством и операционной системой.
6. Назовите совокупность программ, которые хранятся на всех устройствах долговременной памяти ПК.
7. Назовите наименьшую единицу памяти.
8. Как называется элемент интерфейса пользователя, который позволяет выбрать одну из нескольких перечисленных опций программы.
9. Назовите совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.
Учитель: Вы ответили на все мои вопросы. Какая команда была сильнее, узнаем из оценок жюри. Жюри выставляет оценки и подводит итоги.
Следующий конкурс называется «Сотворим необычный компьютер». Максимальная оценка за этот конкурс 5 баллов. От каждой команды я приглашаю по одному участнику. Задание выполняется за компьютером в графическом редакторе Paint. Необходимо изобразить и представить компьютер будущего. Члены команды могут выдвигать свои идеи и помогать словом. При этом нельзя нарушать дисциплину. После завершения конкурса, капитаны представляют работы. Жюри выставляет оценки и подводит итоги.
Конкурс: подбор синонимов. Каждый правильный ответ 1 балл. Командам предстоит подобрать синонимы к предложенным словам. Варианты обсуждают все участники команды. Отвечает капитан. Для каждого слова назовите синоним:
1. Гибкий магнитный диск.
2. Дисплей.
3. Лазерный диск.
4. ЭВМ.
5. Печатающее устройство.
6. Винчестер и др.
Жюри выставляет оценки и подводит итоги.
Последний конкурс капитанов. Для прохождения конкурса приглашаются капитаны. С помощью мимики и жестов нужно изобразить:
- зависание компьютера;
- человека, у которого не получается работа за компьютером.
Учитель: вы все сегодня превосходно справились со всеми заданиями. Дома вам необходимо придумать урок информатики в школе будущего.
Подведение итогов урока. Цель этапа: подсчёт баллов и выставление оценок. Учитель констатирует, что дети неплохо поработали. Жюри объявляет победителя. Учитель подводит итого и переходит к рефлексии.
Учитель: Я хочу вас попросить высказать мнение о прошедшем уроке. Насколько вам всем понравилась такая форма работы. Хотели бы вы и дальше играть на уроке в КВН. Ученики высказывают собственное мнение.
Лишь от педагога зависит как часто и в каком объёме он использует в образовательном процессе элементы цифрового обучения. Очевидно, что именно цифровые технологии и ИКТ наиболее интенсивно будут реализовываться в ближайшей перспективе. Это говорит о необходимости соответствующих цифровых инструментов и обучающих программ для всех субъектов-участников современного образовательного процесса.
Заключение
В ходе анализа научной и психолого – педагогической литературы были сделаны следующие выводы. Цифровые технологии с каждым днём всё глубже внедряются в современную образовательную практику любой системы, начиная с дошкольного образования. В образовательной среде цифровизация предполагает переход на электронную систему обучения и использование цифровых технологий и ресурсов в образовательном процессе.
Достижение главной цели цифрового образования возможно путем использования современных технологий онлайн - обучения. Технология смешанного обучения и перевёрнутого класса - одна из тех, которую считают сегодня наиболее перспективной и наиболее часто используемой в современном образовательном процессе.
Сегодня существует большое число форм и способов организации смешанного обучения. Существует также, немало прикладных технологий, или моделей с разной мерой использования онлайн - деятельности и степенью участия педагога в учебном процессе.
Смешанное обучение позволяет оптимизировать образовательный процесс. Подобного рода технологии позволяют обеспечивать индивидуализацию обучения не просто на словах. Имеется реальная возможность развить личные свойства и качества у каждого школьника. Это в свою очередь позволяет постоянно повышать их мотивацию и осваивать всё более сложные компетенции. У школьников появляется возможность не только глубже изучить тот, или иной предмет, но и овладеть многими информационно-коммуникационными компетенциями.
Если в ходе учебно-воспитательного процесса применять технологию смешанного обучения, то обучение позволит достичь более высоких образовательных результатов. В работе были рассмотрены особенности реализации смешанного обучения и проведён анализ некоторых онлайн – платформ. Практика показала, что применение технологии перевёрнутого класса способствует эффективному достижению школьниками всех предметных образовательных результатов на уроках информатики.
Для реализации учебных задач, с целью повышения качества образования школьников, учителя информатики, к примеру, успешно используют работу всего класса в различных онлайн-платформах. Нестандартные уроки сегодня востребованы педагогами и всегда предполагают введение каких-либо новых элементов в учебно-воспитательный процесс. Наиболее распространенными элементами в нестандартных уроках являются элементы игровой и исследовательской деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель работы достигнута и все поставленные в работе задачи решены.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С. 299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
4. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 31.03.2024).
5. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 31.03.2024).
6. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 31.03.2024).
7. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 31.03.2024).
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 31.03.2024).
9. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 31.03.2024).
10. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 31.03.2024).
11. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 31.03.2024).
12. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 31.03.2024).
13. Поползина, Н.С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н.С. Поползина, Г.В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (дата обращения: 31.03.2024).
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 31.03.2024).
15. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 31.03.2024).
16. Национальная программа "Цифровая экономика Российской
Федерации" (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 N 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 31.03.2024).
17. Образовательная платформа «Edmodo» [Электронный ресурс].
URL: https://www.edmodo.com/ (дата обращения: 31.03.2024).
18. Образовательная платформа «Google Classroom» [Электронный
ресурс]. URL: https://classroom.google.com (дата обращения: 31.03.2024).
19. Образовательная платформа «Moodle» [Электронный ресурс]. URL:
https://moodle.org/ (дата обращения: 31.03.2024).
20. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – No9. – С. 19-24.
21. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – No 7. – С. 208 -212.
22. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 31.03.2024).
23. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 31.03.2024).
24. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 31.03.2024).
25. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 31.03.2024).
26.Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М. - 2019. – 267 с.
27. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2021. – 272 с.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней