Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Под влиянием цифровых технологий современный мир находится в состоянии постоянных изменений. Одной из областей, на которую этот процесс оказывает значительное влияние, является образование. Цифровые образовательные технологии - это не только адаптация новых технологий в образовательном процессе, но и переосмысление стратегий преподавания, методов преподавания и взаимодействия учителя и ученика.
Актуальность исследования посвященных вызовам и возможностям цифровых образовательных технологий. Под влиянием цифровой трансформации среди множества изменений, происходящих в сфере образования, выделяются позитивные изменения и некоторые вызовы. Внедрение технологий в образование требует не только технической подготовки, но и пересмотра методов и стратегий преподавания. Актуальность данного исследования заключается в необходимости понять эти вызовы и возможности, а также разработать стратегии успешной интеграции цифровых технологий в образовательный процесс.
Степень изученности темы. Исследования, посвященные цифровизации образования и ее актуальным проблемам, привели к отставанию в качестве и конкурентоспособности образования в нашей стране. Исходя из того, что это страна-лидер в мире, это представляется очень актуальной областью научных исследований.
Особую значимость для решения поставленных в работе задач имеют работы ученых, в которых тщательному исследованию подверглись основы цифровых технологий образовательного процесса, таких как: Масюк Н. Н., Бушуева М. А., Кирьянов А. Е., Сазонова М. Н. и др.
Объектом исследования являются основы цифровых технологий образовательного процесса.
Предметом исследования являются правовых основ цифровых технологий образовательного процесса в России.
Целью исследования являются рассмотрение правовых основ цифровых технологий образовательного процесса как конституционный механизм.
Для достижения поставленной цели следует выделить такие задачи:
̶ рассмотреть значение цифровых технологий в современном образовании;
̶ выявить возможности цифровых технологий образования;
̶ определить правовое регулирование интеграции цифровых технологий в деятельности общеобразовательных организаций;
̶ изучить нормативные и организационно-экономические проблемы цифровых технологий системы высшего образования в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет совокупность теоретико-методологических способов и приемов познания общественных явлений и процессов (системный, аналитический, и др.). В основу исследования положен диалектический метод познания общественных явлений и процессов. В работе использовались следующие частно-научные методы исследования: формально-юридический и сравнительно–исторический
Данная курсовая работа будет построена на основе следующих источников: труды учёных. Нормативная основа представляет собой Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон.
Структура данной курсовой работы представляет собой введение, оглавление, две главы, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1 Значение цифровых технологий в современном образовании
Концепция цифровой образовательной среды на современном этапе развития системы образования предопределена, поскольку из-за необходимости реализации принципа открытости образования, его доступности и соответствия требованиям быстро развивающегося рынка труда, расширения его международных границ неуклонно совершенствуется.
Цифровая образовательная среда - это совокупность органично функционирующих информационных систем и их инструментов, которые обеспечивают решение многих задач в образовательном процессе современных образовательных учреждений.
В контексте цифровой образовательной среды реализована возможность использования различных информационных систем. По разным причинам эти информационные системы могут быть удобными, эффективными и перспективными в использовании образовательных ресурсов. При постоянном внедрении инноваций в области информационных технологий можно ожидать, что эта специфическая ситуация возникнет в результате постоянных изменений и улучшений в этой среде. Так, процесс цифровизации образования в рамках государственного масштаба рассматривается в работах М. С. Кудлаева, А. М. Алексанкова, Г. Сидорова и др.
Автор раскрывает преимущества и перспективы цифрового образования, уделяя особое внимание проектированию цифровой образовательной среды с учетом современных инноваций в области информационно-коммуникационных технологий, включая возможность предоставления ресурсов и технической поддержки для цифрового образовательного процесса на всех уровнях образования.
Эти работы показывают возможность проектирования цифровой образовательной среды на основе опыта передовых регионов в развитии систем образования, а также показывают долю рынка онлайн-образования за последние пять лет. Также были затронуты технологии организации учебного процесса и качества образования, основой которых является учет интересов и когнитивных предпочтений современных учащихся (особенно на этапе обучения в средней школе, на профессиональных курсах и на этапе профессиональной подготовки). Научное сообщество придает большое значение обеспечению необходимым техническим оснащением и комплексом учебно-методических средств для учебного процесса, чтобы процесс оцифровки образовательной среды полностью соответствовал основным характеристикам (А. М. Алексанков, Т. В. Никулина, Е. Б. Стариченко и др.).
Среди этих важных показателей - функционирование информационной системы образования (обеспечивающей доступ к образовательным ресурсам в любое время и в любой момент времени), наличие высококачественного программного обеспечения (позволяющего цифровому образованию быть открытым, всеобъемлющим, многоуровневым и т.д.), наличие электронных рассматриваются ресурсы, библиотеки, которые могут использовать различные языки мира, доступность обучающего программного обеспечения для различных целей, возможность управления реальными объектами, возможность реализации виртуальных моделей и многие другие аспекты.
В любом случае, привлекательность научной мысли для возможных перспектив и потенциала цифровой образовательной среды определяет качественные характеристики, которые считаются необходимыми условиями для цифровых явлений. В связи с этим основной целью процесса оцифровки является обеспечение получения большей выгоды от всех процессов, связанных с оцифровкой, путем увеличения масштабов влияния, вовлечения участников образовательных отношений в этой сфере, расширения сферы образовательных услуг и т.д., что определяет основную задачу оцифровки образования (рисунок 1).
Рис.1. Задачи цифровизации образовательного процесса на современном этапе развития
Цифровые образовательные технологии пронизывают все аспекты образования, начиная от способа предоставления учебных материалов и заканчивая процессом управления знаниями и их оценки. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях открыло новые горизонты для образовательных учреждений и участников образовательного процесса. Виртуальные классы, образовательные платформы, онлайн-курсы и мультимедийные ресурсы становятся неотъемлемой частью образовательной среды, обогащая учебный опыт и способствуя повышению эффективности обучения.
Цифровые образовательные технологии - это процесс интеграции информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во все аспекты образовательной деятельности. Этот процесс предоставляет образовательным учреждениям и преподавателям новые возможности для совершенствования образовательного процесса и обогащения опыта обучения. Цифровые образовательные технологии охватывают широкий спектр изменений - от технологических инноваций до пересмотра методов обучения .
Основные характеристики цифровых образовательных технологий:
1. Интеграция технологий: Технология цифрового образования предполагает интеграцию различных технологий в учебный процесс. Это включает в себя использование компьютеров, планшетов, интерактивных досок, онлайн-платформ и программного обеспечения, разработанного специально для образовательных целей.
2. Доступ к информации: Цифровая трансформация сделала доступ к информации более удобным и обширным. Учащиеся и преподаватели могут получать необходимые знания и просматривать учебные материалы и исследования онлайн, что способствует более глубокому и всестороннему обучению.
3. Интерактивность и персонализация: Цифровые технологии позволяют создавать интерактивные учебные материалы и задания, а также индивидуальные учебные планы. Это помогает каждому студенту усваивать материал более эффективно, учитывая его потребности и скорость обучения.
4. Глобализация образования: онлайн-курсы, виртуальные университеты и международные образовательные проекты облегчают популяризацию образования в глобальном масштабе. Даже если учебное заведение находится в другой стране, студенты могут изучать предметы.
Влияние цифровой трансформации на образовательную практику: Цифровые образовательные технологии реформируют методы обучения и образовательную среду. Они расширяют горизонты традиционных методов и обогащают обучение новыми интерактивными и мультимедийными формами. Прежние границы классной комнаты стираются, открывая возможности для онлайн-обучения, что особенно важно в контексте дистанционного обучения. Интерактивные платформы и виртуальные классы создали новые формы взаимодействия между преподавателями и учащимися, способствуя более глубокому усвоению материала. Стоит отметить, что успешная технология цифрового образования требует баланса между технологическими инновациями и опытом преподавателя. Внедрение новых технологий должно сочетаться с разработкой соответствующих методов обучения, чтобы обеспечить наилучший образовательный опыт .
Хотя цифровые образовательные технологии обладают многими преимуществами, они также сталкиваются с некоторыми проблемами, на которые необходимо обратить внимание и разработать стратегии для решения этих проблем. В этом разделе мы обсудим несколько ключевых проблем, с которыми сталкиваются образовательные учреждения в контексте цифровой трансформации.
Одной из главных проблем цифровых образовательных технологий является неравномерное распределение доступа учащихся к современным технологиям. В развивающихся регионах и социальных группах с низким уровнем дохода доступ к высокоскоростному Интернету и современному оборудованию может быть ограничен. Это создало цифровую пропасть, которая может привести к исключению определенных групп учащихся из процесса цифрового образования. Решение этой проблемы требует создания безбарьерных и инклюзивных условий для всех участников образовательного процесса.
Фрагмент для ознакомления
3
1.1. Нормативно-правовые акты, правовые документы
1.1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
1.1.2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
1.1.3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
1.1.4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 39. ст. 3802.
1.2. Материалы судебной практики
1.2.1. Обзор практики Верховного суда Российской Федерации по делам о реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных актах // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lawbulletin.mgpu.ru/wp-content/uploads/sites/4/2021/08/740.pdf
1.2.2. Обобщение правоприменительной практики за 2023 год (федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://shkolaivanovoyazykovka-r64.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/179/2951/pravoprimenitelnaya_praktika_obrazovanie_2021.pdf
2. Литература
2.1. Научные труды одного и более авторов
2.1.1. Кулаичев А.П. Методы и средства комплексного статистического анализа данных: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 484 с.
2.1.2. Тараканов А.В. Технология дистанционного обучения: учебное пособие / А. В. Тараканов, К. В. Садова, Е. А. Крайнова. — Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2021. — 198 с.
2.1.3. Цифровые технологии в образовании. Тенденции, проблемы, перспективы: монография / под общ.ред. научного совета ГНИИ «Нацразвитие». – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2023. – 80 с.
2.2. Статьи
2.2.1. Гирюк И. А. Нормативные и организационно-экономические проблемы цифровизации системы высшего образования в Российской Федерации // Молодой ученый. 2023. № 6 (453). С. 82-86.
2.2.2. Гребенкина Л.К., Копылова Н.А. К вопросу о методологических основах цифровой технологии в системе высшего инновационного образования. (Глава в книге.) – Благовещенский государственный педагогический университет, 2023. -153-167 с.
2.2.3. Казакова А. А. Цифровые технологии образования: вызовы и возможности // Инновационные результаты социально-гуманитарных и экономико-правовых исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 августа 2023г. : Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 23-32.
2.2.4. Кязимов К.Г. Цифровая образовательная среда как условие для применения цифровых образовательных технологий в УПО. // Профессиональное образование в современном мире. 2020. №1. С. 3556 – 3565.
2.2.5. Карманова Е.В., Емец А.В., Скрябин А.С., Проект разработки интеллектуального онлайн сервиса для реализации текущего и промежуточного контроля знаний. (Статья в сборнике трудов конференции.) – Магнитогорск, «ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»«, 2023. – 112-119 с.
2.2.6. Лещинская Я.Н., Дистанционное обучение в системе среднего профессионального образования – Красноярск, Красноярский государственный аграрный университет, 2022. – 214-216 с.
2.2.7. Масюк Н. Н., Кирьянов А. Е., Бушуева М. А. Подготовка кадров для цифровой эпохи. В сборнике: Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика // Сборник статей 10-й Международной научно-практической конференции, посвященной 255-летию Вольного экономического общества России: в 2 т. ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Курский филиал); КРОО Общероссийской общественной организации «Вольное экономическое общество России». Курск, 2020. С. 21–28.
2.2.8. Масюк Н. Н., Бушуева М. А., Кирьянов А. Е. Институциональная трансформация региональной экономической системы в условиях перехода к цифровой экономике. В сборнике: Фундаментальные и прикладные исследования в области экономики и финансов // Сборник научных статей VI международной научно-практической конференции. Орел, 2020. С. 105–108.
2.2.9. Минина В.Н. Цифровизация высшего образования и ее социальные результаты // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 1. С. 84–101.
2.2.10. Михайлова Ф. Ф. Роль цифровых технологий образовательного процесса // Молодой ученый. 2023. № 46 (493). С. 9-11.
2.2.11. Потапенко Д.Д., Демидова Е.А. Важность целевого развития дистанционного образования для молодежи. (Статья в сборнике трудов конференции.) – Красноярский государственный аграрный университет, 2023. 34-35 с.
2.2.12. Природова О. Ф. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты. // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 9-30.
2.2.13. Шилова О. Н. Цифровая образовательная среда: педагогический взгляд. // Человек и образование 2020. № 2. С. 36- 41.
2.3. Ресурсы ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
2.3.1. Сазонова М. Н. Развитие цифровой образовательной среды в СПО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-razvitie-cifrovoyobrazovatelnoy-sredi-v-spo-2716067.html.
2.3.2. Дорофеева Т. В. Формирование цифровой образовательной среды образовательной организации в условиях реализации ФГОС [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://itsch.ru/formirovanie-cifrovoj-sredy-fgos.
2.3.3. Центры цифрового образования «IT-куб». // Министерство образования и науки Республики Коми: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minobr.rkomi.ru/content/2581
2.3.4. Цифровая образовательная среда. // Министерство Просвещения РФ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://edu.gov.ru/ nationalproject/projects/cos/