Фрагмент для ознакомления
2
Центрирующей задачей коррекционной работы является своевременное выявление, предупреждение и преодоление нарушений в развитии устной и письменной речи. Трудности в процессе обучения чтению могут свидетельствовать о проблемах в развитии того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Недостаточное развитие навыков чтения приводит к нарушению мыслительных процессов и формирования памяти у детей.
Ученые, которые посвятили свои работы изучению нарушения чтения, были: Т.В. Ахутина, М.В. Ермолаева, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, И.Н. Садовникова, Р.А. Ткачева, Н.И. Жинкин, С.С. Мухина, М.Е. Хватцев, Т.А. Фотекова, Л.С Цветкова. Они занимались разработками основных этапов формирования навыка чтения, структурными элементами, речевыми механизмами чтения, на основе связи чтения с другими психическими процессами и их развитием.
Физиологическим актом чтения является результат высшей кортикальной координации, анализа и синтеза в речевых слуховых рецепциях, двигательных и зрительных. Процесс чтения, в первую очередь, базируется на узнавание буквы и связанного с ней звука.
Несформированность выделенных предпосылок к развитию чтения приводят к различным нарушениям. В случае наличия у ребенка-дошкольника фонетико-фонематического недоразвития речи (далее ФФНР) дети испытывают серьезные трудности в обучении, в частности, в развитии навыков чтения.
У детей с ФФНР отмечается значительное отставание фонематических процессов, что создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения программного материала чтению, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности предпосылок к усвоению чтения детей дошкольного возраста с ФФНР.
Объект исследования - процесс усвоения чтения детей дошкольного возраста с ФФНР.
Предмет исследования - предпосылки к усвоению чтения детей дошкольного возраста при фонетико-фонематических нарушениях речи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы на основе изучения психологической, лингвистической и педагогической литературы.
2. Провести диагностику предпосылок к изучению чтения детей дошкольного возраста с ФФНР.
3. Выполнить количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных о предпосылках к чтению детей дошкольного возраста с ФФНР.
Методы исследования:
1. Теоретические – сбор, анализ, синтез, сравнение психолого-педагогической, методической, коррекционной литературы по теме исследования.
2. Экспериментальный: констатирующий этап, методы качественного и количественного анализа.
Теоретико-практическая значимость исследования: систематизированы научные данные о становлении предпосылок к навыку чтения у детей с ФФНР. Разработаны в модифицированном варианте диагностические материалы для обследования предпосылок чтения у детей с ФФНР. Результаты исследования могут быть использованы в практике организованного логокоррекционного процесса на этапе диагностики сформированности предпосылок к усвоения чтения у детей дошкольного возраста с ФФНР.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития предпосылок к усвоению чтения детьми дошкольного возраста с ФФНР
1.1. Анатомо-физиологические и психологические механизмы усвоения чтения. Роль предпосылок усвоения чтения у детей
Чтение – это вид речевой деятельности. В соответствии с М.Р. Львовым «Чтение – это процесс кодирования графически написанного текста в звуковую речь, его понимания (при чтении вслух) или непосредственного кодирования в смысловые единицы (при самостоятельном чтении)» [26, c. 54].
Характеристика чтения – понимание текста, ее цель – решение конкретной задачи: узнать и повторить точку зрения автора, а затем читатель реагирует на эту точку зрения.
Нами были выделены три подхода в отношении предпосылок формирования навыков чтения у дошкольников, позиционированных тремя авторами:
По А.Н. Корневу чтение - это сложный вид деятельности, состоящий из ряда операций. В процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (способ, правильность, беглость) и смысловую (осознанность) [20].
Процесс чтения по А.Н. Корневу представляет собой:
― узнавание буквенного символа в его связи со звуком;
― соединение букв в слог (слогослияние);
― объединение слогов в слово;
― интеграция слов в законченную смысловую фразу [20].
Л.С. Цветкова отмечает, что: «Современная психология рассматривает чтение в связи с речью, с одной стороны, и процессом восприятия (зрительного) – с другой» [33, c. 98].
Р.И. Лалаева определяет чтение как сложный психофизиологический процесс, в его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы [22].
Навыки чтения – это конкретные навыки и способности, которые необходимы ребенку в процессе прочтения и понимания текста. Это, прежде всего, понимание сказанного в тексте, правильное произношение слов, выразительное чтение, внимание к знакам препинания и содержанию, темп чтения [14].
Навыки чтения состоят из таких компонентов, как осознанность (понимание), точность, экспрессия, темп (скорость) чтения и способ чтения. Выделенные компоненты по утверждениям М.Р. Львова, сначала формируется и используется ребенком как навык, а в процессе практики постепенно поднимается до уровня освоения, то есть с легкостью появляется автоматически. В результате возникают два аспекта навыков чтения - смысловой, который поддерживается процессом понимания прочитанного, и технический, который подчиняется первому и обслуживает его. Приоритетом здесь является смысловой аспект, то есть осмысление и понимание прочитанного текста [12].
Современные научные исследования показывают, что чтение – сложный психофизиологический процесс, который осуществляется разными анализаторами (зрительным, речево-двигательным, слуховым) и деятельностью разных систем мозга. Все это позволяет свидетельствовать, что процесс преодоления нарушения чтения носит сложный комплексный характер.
Чтение возникает в онтогенезе длительно, проходя несколько стадий. Первая или базовая стадия подготовки к навыку чтения предопределяется постоянной активностью мозга.
При обучении чтению ребенок впервые знакомится с визуальным представлением букв. Запоминание всех букв алфавита и узнавание каждой из них является обязательным условием овладения навыками чтения. Буквы русского алфавита представлены различными сложными плоскими геометрическими объектами для восприятия, изучения и распознавания. Несмотря на разнообразие современных шрифтов и вариантов написания, все печатные буквы русского алфавита состоят из ограниченного набора элементов: горизонтальных прямых, вертикальных прямых, овалов, полуовалов. При этом каждый элемент буквы, а также его место в пространстве могут иметь отдельное значение.
Чтобы отличить изучаемую букву от сходных, необходимо предварительно провести оптический анализ каждой буквы. Так как различие многих букв заключается в различном пространственном расположении элементов одной и той же буквы, то усвоение оптического образа буквы возможно только при достаточном развитии у ребенка пространственных представлений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Балабанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного учреждения. Сборник методических рекомендаций / В. П. Балабанова. – Санкт-Петербург :изд. «Детство-Пресс», 2001. – 238 с.
2. Большакова С. Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений / С. Е. Большакова. – Москва :изд. ТЦ Сфера, 2010. – 135 с.
3. Варенцова Н. С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Варенцова. – Москва :изд. Академия, 1997. – 221 с.
4. Винарская Е. Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи. // Язык и человек / Е. Н. Винарская – Москва :изд. МГУ, 1970. –С. 55-62.
5. Волкова Г. А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург :изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
6. Волкова Л. С.: Логопедия / Л. С. Волкова. – Москва :изд. АРИОН, 1998. С. 482-507.
7. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия: Учеб.для студ. дифектол. фак. пед. Высш. учеб.заведений / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская. –3-е изд., перераб. и доп. – Москва : изд. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 680 с.
8. Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. – Москва :изд. СОФА, 1984. – 421 с.
9. Гвоздев А. Н., Левина Р. Е. Вопросы изучения детской речи. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / А. Н. Гвоздев, 53 Р. Е. Левина, М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва :изд. Академия, 2009. – 302 с.
10. Горчакова А. М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» / А. М. Горчакова. – Самара :изд. СГПУ, 2003. – С. 70-83.
11. Дурова Н. В. Формирование фонематического слуха детей / Н. В. Дурова. – Москва :изд. Академия. 1996. – 23 с.
12. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. – Москва :изд. Просвещение, 1963. – С. 55-56.
13. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста /Л. Е. Журова, Д. Б. Эльконин– Москва :изд. Просвещение, 1963 – 466 с.
14. Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. – Москва :изд. РАРО, 2008. – 11-17 с.
15. Казанская В. Л., Шматко Н. Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология / В. Л. Казанская, Н. Д. Шматко. – Москва :изд. Академия, 2012. – 67 с.
16. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – Москва :изд. Просвещение, 2009. – 191 с.
17. Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год обучения) / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва :изд. Министерство Просвещения СССР научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР, 1986. – С. 334-339. 54
18. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Е. В. Колесникова. – Москва :изд. Академия, 2002. – 96 с.
19. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – Москва: изд. «Гном-Пресс», 2000. – 16 с.
20. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие / А. Н. Корнев. – Санкт-Петербург :изд. МиМ, 1997. – 286 с.
21. Курдюмов М. С. Методика обучения русской грамоте в фонологическом аспекте: Автореф. дис. канд. пед. наук / М. С.Курдюмов. – Москва, 1973. – 19 с.
22. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб.пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р. И. Лалаева. – Москва :изд. Просвещение, 1983. – 136 с.
23. Лалаева Р. И. Развитие фонематического анализа и синтеза Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – Москва :изд. Владос, 2004. – С. 121-129.
24. Левина Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – Москва :изд. Альянс, 2013. – 366 с.
25. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. – Москва :изд. РАРО, 2009. – С. 126-132.
26. Лямина Г. М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / Г. М. Лямина, М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва :изд. Академия, 2011. – С. 23-25.
27. Правдина О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – Москва :изд. Просвещение, 2005. – 272 с. 55
28. Программа обучения детей шестилетнего возраста с недоразвитием фонетического строя речи. – Тамбов, 2012. – 45 с.
29. Pay Е. Ф., Синяк Е. А. Логопедия (пособие для учащихся педагогических училищ) / Е. Ф. Рау, Е. А. Синяк. – Москва: изд. Просвещение, 2009. – 99 с.
30. Селиверстова В. И. Практикум по дошкольной логопедии / В. И. Селиверстова. – Москва :изд. Просвещение, 2005. – 222с.
31. Селиверстова В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстова. – Москва :изд. ВЛАДОС, 1997. – 400 с.
32. Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольника / Т. А. Ткаченко. – Москва : изд. ГНОМ и Д, 2001. – 225 c.
33. Тригер Р. Д. Подготовка к обучению грамоте: Пособие для учителя / Р. Д. Тригер. – Смоленск: изд. «Ассоциация XXI век», 2009. – 80 с.
34. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи /Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – Москва :изд. МГОПИ, 1993. – 72 с.
35. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. Формирование произношения у дошкольников / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова. – Москва:изд. Просвещение, 2008. – 239 с.
36. Швачкин Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Н. Х. Швачкин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Москва :изд. Академия, 2009 – 110 с. 56
37. Эльконин Д. Б. Этапы формирования действия чтения: Фонемный анализ слов // Как учить детей читать / Эльконин Д. Б. – Москва :изд. Знание, 2010. – 64 с