Фрагмент для ознакомления
2
Развитие социальных навыков у детей младшего школьного возраста - это ключевой аспект их обучения и воспитания. Данные навыки не только помогают детям в общении с окружающим миром, но и являются основой успешного обучения в школе и успешной социализации в обществе.
Актуальность выбранной темы курсовой работы связана с тем, что развитие социальных навыков важно в современном мире, где взаимодействие с людьми из различных культур и общение через различные технологии становятся все более значимыми.
Учебно-воспитательный процесс в образовательных организациях играет ключевую роль в формировании социальных навыков детей. Развитие таких навыков начинается с самого раннего возраста через игровую деятельность, социальное взаимодействие и обучение сотрудничеству с другими детьми. Затем, при поступлении в школу, оно продолжается.
Важно создавать среду, которая поощряет развитие умений общения, включая умение слушать, выражать свои мысли, умение вступать в диалог, уважать точку зрения других. Дети должны иметь возможность учиться через игру, имитацию, ролевые игры, чтение и обсуждение книг.
Систематическая работа с детьми младшего школьного возраста по развитию их социальных навыков способствует формированию устойчивых навыков общения, что является основой для успешного обучения в школе и адаптации в современном обществе.
Объект исследования - процесс развития социальных навыков у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - педагогические условия развития социальных навыков у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования - развитие социальных навыков у детей младшего школьного возраста будет происходить более качественно, если разработать и реализовать специализированную программу в условиях образовательной организации.
Цель – проанализировать уровень развития социальных навыков у детей младшего школьного возраста на примере конкретного ОУ и предложить практические рекомендации по его повышению.
Задачи:
рассмотреть теоретические основы развития социальных навыков у детей младшего школьного возраста;
провести практическую диагностику уровня сформированности социальных навыков у младших школьников;
разработать программу по повышению уровня сформированности социальных навыков у младших школьников, сделать выводы о ее эффективности.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, количественный и качественный анализ данных, обобщение, классификация, синтез и др.
База исследования: ________________
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Начальные классы начальной школы - один из самых важных периодов в жизни человека. В этот период дети очень активно собирают информацию об окружающей их действительности. Это очень благоприятное время для усвоения новой информации; дети в возрасте от 7 до 11 лет стремятся максимально расширить свои теоретические знания и практические навыки. Очень важно, чтобы учителя помогли им сохранить это позитивное стремление на протяжении всего процесса обучения [20].
В возрасте с 7 до 11 лет у ребенка наблюдаются следующие психофизиологические трансформации [13]:
модернизация нервной системы организма;
активное развитие полушарий головного мозга;
интенсивное развитие аналитических и синтетических функций коры головного мозга;
усиливается торможение, но возбудительные процессы все еще преобладают;
улучшаются сенсорные функции;
ведущая деятельность переходит от игры к обучению, в процессе которого формируется память, знания о различных предметах и явлениях окружающей среды, межличностные отношения.
В начальной школе доминирующим становится непроизвольное внимание. Его физиологической основой является ориентировочный рефлекс. То есть они реагируют на все новое, интересное и незнакомое для человека. Младшие школьники еще не умеют контролировать свое внимание.
Психологические исследования показывают, что самостоятельное внимание детей 7-11 лет неустойчиво и развивается очень медленно. Однако при правильном подходе его развитие можно сделать очень активным.
Начало начальной школы совпадает с поступлением в общеобразовательные учреждения; Е.С. Полат отмечает, что нижняя граница этого возрастного этапа сейчас несколько понижена, поскольку переход на четырехлетнюю систему начальной школы привел к тому, что некоторые дети становятся школьниками в шесть лет, а не в семь, как раньше. Таким образом, граница младшего школьного возраста, совпадающая с продолжительностью начального школьного обучения, теперь колеблется от 6-7 до 9-10 лет [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017. — 31 с.
2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника / П.П.Блонский. - М.: Просвещение, 2023. – 324 с.
3. Богданова, Т. И. Диагностика познавательной сферы ребенка /Т.И. Богданова, Т.В. Корнилова. – М.: Сфера, 2020. - 281 с.
4. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.К. Болотова. - СПб.: Питер, 2021. - 478 c.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2023. - 512 с.
6. Гальперин, П. Я. Лeкции пo пcихoлoгии: учeбнoe пocoбиe / П. Я. Гальперин. – M.: КДУ, 2021. – 400 c.
7. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика / Н.Ф. Голованова. – СпБ: Тезариус, 2022. – 76 c.
8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2023. – 228 с.
9. Гузеев, В.В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех / В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. - 230 с.
10. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: Academia, 2021. - 256 c.
11. Дубровина, И.В. Практическая психология образования/ И.В.Дубровина. - М.: ТЦ «Сфера», 2023. – 286 с.
12. Краевский, В.В. Общие основы педагогики: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский. – М.: Академия, 2023. – 256 с.
13. Материалы Всероссийской научно-практической конференции научно-педагогических работников, педагогов дошкольного и начального образования «Преемственность федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального образования: опыт, проблемы, перспективы» / Т.А.Гусева, И.С. Леушина, О.И. Нагайцева - Бийск: АГГПУ имени В.М. Шукшина», 2022. – 267 с.
14. Менчинская, Н. А. Обучение и умственное развитие / Н.А. Менчинская. - М.: Просвещение, 2020. - 230 с.
15. Мухина, В. С. Младший школьник / В.С. Мухина. - М.: Новая школа, 2023. - 367 с.
16. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. психологии / Р. В. Овчарова. – М.: Академия, 2021. – 448 с.
17. Подласый, И.П. Педагогика: учебное пособие для вузов / И. П. Подласый. – М.: ВЛАДОС – Пресс, 2023. – 365 с
18. Рындак, В.Г. Педагогика: учебное пособие для вузов / В. Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк. – М.: Высшая школа, 2021. – 495 с.
19. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы / В.А. Сластенин, – М.: Просвещение, 2022. – 23
20. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2022. - 576 с.