Фрагмент для ознакомления
1
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) № 51-ФЗ от 30.11.1994 (в ред. от 11.03.2024) / Консультант Плюс - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344731/.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) № 146-ФЗ от 31.07.1998 1994 (в ред. от 26.02.2024) / Консультант Плюс - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/.
3. Алпатова Е.А. Диагностика эффективности предприниматель-ства / Е.А. Алпатова, А.А. Гранкин // Научное обозрение: Актуальные во-просы теории и практики: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. - Пенза: Наука и Просвещение, 2023. - С. 97-99.
4. Антелеева Т.А. Система показателей, характеризующих эконо-мическую эффективность деятельности организации / Т.А. Антелеева, К.Р. Шевякова // Современные тенденции управления и экономики в России и мире: цивилизационный аспект: материалы II всероссийской науч.-практ. конференции. - М.: ИД «ИМЦ», 2021. - С.195-198.
5. Ахмедзянов Р.Р. Факторы эффективности деятельности органи-зации / Р.Р. Ахметзянов, Н.К. Корнеева // Вестник образовательного кон-сорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2023. - №21. - С. 14-16.
6. Басуева С.Н. Варианты повышения эффективности деятельно-сти коммерческого предприятия / С.Н. Басуева // Управленческий учет. - 2023. - №11-2. - С. 841-848.
7. Воронков А.В. Факторы эффективности использования совре-менных форматов предприятий розничной торговли / А.В. Воронков, Ю.А. Наплекова, О.Н. Гореликова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2023. - №2. – С.154-164.
8. Дубаневич А.И. Оптовая торговля, ее задачи и роль в распре-делении товаров / А.И. Дубаневич, А.А. Иванова // Студенческий вестник. – 2021. - №1-4. – С.86-87.
9. Зайцева К.В. Проблемы и пути увеличения товарооборота тор-гового предприятия / К.В. Зайцева, А.Г. Печникова // Молодые ученые - развитию Национальной технологической инициативы (ПОИСК). – 2021. - №1. – С.655-657.
10. Камалудинова Р.И. Направления анализа оптового товарообо-рота / Р.И. Камалудинова, Д.А. Сулейманова // Гуманитарий и социум. – 2021. - № 1. – С. 15-17.
11. Копанев Д.В. Инструменты продвижения в сетях розничной торговли / Д.В. Копанев, С.Б. Квеско // Вестник науки. – 2023. – Т.1. - №6. – С.143-146.
12. Магомадов Э.М. Экономический анализ эффективности дея-тельности предприятия / Э.М. Магомадова // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. - №3. – С.171-177.
13. Маккаева Р.С.А. Роль экономического анализа в эффективности управления организацией / Р.С.А. Маккаева, М.А. Эзербиева // Актуаль-ные вопросы современной экономики. - 2021. - №2. - С.15-22.
14. Максимова-Кулиева Е.А. Тенденции развития оптовой торгов-ли как элемента товарного обмена / Е.А. Максимова-Кулиева // Экономика и предпринимательство. – 2020. - № 12. – С. 226-230.
15. Медведева И.А. Характеристика состояния оптовой и рознич-ной торговли России / И.А. Медведева, Е.В. Кутяшева // Менеджмент: тео-рия и практика. – 2022. - №1-2. – С.51-57.
16. Меновщикова А.Н. Сущность и понятие эффективности дея-тельности организации / А.Н. Меновщикова // Интерактивная наука. - 2022. - № 9(74). - С. 22-23.
17. Минкаилова М.М. Формы виды и особенности конкурентной борьбы в розничной торговле / М.М. Минкаилова, Р.С. Гайрбекова, А.У. Ушхо // Экономика и предпринимательство. – 2023. - №8. – С.1310-1314.
18. Мусаева Б.М. Особенности функционирования торговой орга-низации / Б.М. Мусаева // Деловой вестник предпринимателя. – 2021. - №3. – С.53-55.
19. Новиков Д.В. Способы повышения экономической эффективно-сти предприятия / Д.В. Новиков // Аллея науки. - 2021. - Т.1. - №4. - С.398-401.
20. Салгириев Э.Р. Социально-экономическая характеристика роз-ничной торговли и перспективы ее развития / Э.Р. Салгириев, К.Х. Илья-сова, Т.Х. Хаджимурадова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. - №6. – С.163-168.
21. Сапрыгина А.А. Оценка эффективности деятельности коммер-ческой организации и пути ее повышения / А.А. Сапрыгина // Приоритет-ные направления инновационной деятельности в промышленности: сбор-ник научных статей V междун. научной конференции. - М.: КОНВЕРТ, 2021. - С.177-179.
22. Смирнов И.О. Азы бизнеса в сфере торговли / И.О. Смирнов // Global and Regional Research. – 2023. – Т.5. - №1. – С.87-94.
23. Столярова А.Н. Методы и методики комплексной оценки эко-номической эффективности деятельности организации / А.Н. Столярова, М.А. Пономарева // Феномен рыночного хозяйства: от истоков до наших дней: сборник научных трудов. - Майкоп: Электронные издательские тех-нологии, 2021. - С.388-397.
24. Турысбекова Р.К. Основные аспекты оценки и анализа эффек-тивности финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Р.К. Туры-сбекова // Приднестровский научный вестник. - 2023. - Т.2. - №4. - С.3-7.
25. Файзуллина Р.Ф. Эффективность деятельности организации: методологические аспекты исследования / Р.Ф. Файзуллаева // Тенденции развития науки и образования. - 2023. - №97-7. - С.191-194.
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1.Советизмы как особый пласт в русском языке
1.1.Понятие советизмов
Советизмы понимаются как слова или фразы, сформировавшиеся в советскую эпоху, которые отражают то или иное советское явление или предмет.
В исследованиях, посвященных советизмам, уже обращалось внимание ученых на лексические изменения в русском языке с начала формирования Советского Союза. А.М. Селищев в работе «Язык революционной эпохи» дал сопоставительный анализ новых явлений в русском языке и состояния предреволюционного русского языка, при этом главное внимание автора уделялось описанию самих изменений, а не характеристике внутренних причин этих изменений.
На протяжении 70 лет существования Советского Союза велась лексикографическая фиксация изменений в лексике, которые отражали общественные реалии. В 60-е гг. вышла многотомная коллективная монография «Русский язык и советское общество» под редакцией М.В. Панова Лексика советского периода характеризовалась как пополнение состава литературного языка либо неологизмами, либо заимствованиями.
После распада СССР советизмы привлекали внимание не только ученых в постсоветских регионах, но во всем мире. Подходы к изучению данного вопроса не являются ни чисто лингвистическими, ни идеологическими. Однако определение и классификация советизмов вызывает широкое обсуждение среди ученых, что ставит вопрос об определении советизмов. [1]
В первую очередь в основе выделения советизмов лежит временной критерий, т. е. выделяются лексика и фразеология, появившиеся в советскую эпоху. В то же время некоторые филологи считают, что самыми важными являются идеологический и тематический критерии, что предполагает отнесение к советизмам такие слова, как пионер, совхоз, карточка, которые отражают советскую политическую или социальную реальность. Эти факторы играют главную роль при отборе и толковании советизмов. Другие исследователи полагают, что семантические, стилистические, а также оценочные компоненты имеют ключевое значение.
Несмотря на то, что подходы к изучению советизмов разные, тот факт, что большинство советизмов имеет отношение к советским реалиям, особенно с политической и социальной деятельностью, является общепринятым, независимо от того, рассматриваются они в качестве эвфемизмов или языкового сопротивления. [4]
После распада СССР в 1090-х гг. изменились не только социальная ситуация, но и социальный менталитет и языковая норма, что предопределило дальнейшую судьбу советизмов: одни уже выполнили свою функцию и вышли из активного употребления, стали относиться к пассивному словарному запасу, т. к. реалия, которую они отражали, исчезла; другие были заменены неологизмами, а для остальных происходила деактуализация значений, отражавших советские реалии (например, слова партия, соревноваться, сигнализировать и др.), они в настоящее время воспринимаются в качестве общих нейтральных слов, не имеющих никаких оттенков.
Распад СССР и изменил социальную, политическую, а также культурную нормы, что неизбежно вызывает изменение языковой нормы. Советизмы, которые раньше были нейтральными или имели позитивные коннотации, сейчас могут оцениваться по-другому, как негативные или иронические, т. к. имеют очевидную идеологическую окраску. [7]
С позиций современного языкового сознания советизмы можно определить как единицы, семантика которых связана с социалистической организацией власти Советов и общества диктатуры пролетариата», а также и номинацией явлений, событий, происходивших в СССР, свойственных социалистической системе во всех сферах жизнедеятельности.
1. советизмы обладают чёткой хронологией (1917-1991), т. е. у каждого советизма можно определить время его появления.
2. советизмы несут особый языковой код (набор знаков), понятный только для тех людей, у которых он совпадает
3. советизмы описывают, номинируют события, явления, происходящие в советский период в разных сферах жизни. [3]
Таким образом, советизмы - это носители особого языкового кода, обладающие чёткой хронологией и номинирующие события, явления советской действительности, характерные для самых разных сфер жизни.
Советизмы, безусловно, являются носителями специфичного языкового кода, понятного определённому кругу людей - носителям русского языка советского и постсоветского пространства. Для современного молодого поколения россиян и для носителей других языков подобные советизмы в качестве идеологем совсем или почти совсем непонятны - конечно, за исключением тех слов и словосочетаний, которые пока ещё продолжают жить в языковом сознании.
У каждого советизма определён период его появления и существования. К тому же советизмы - это широкоспектральные понятия, охватывающие практически все сферы советской действительности. Таким образом, данные факты подтверждают предложенное нами определение советизмов.
Специфика культуры официально-деловой речи заключается во владении двумя различными по характеру нормами: текстовыми и языковыми. [2]
Текстовые нормы регулируют закономерности построения документа, т.е. формальную организацию текста документа в целом и его отдельных частей, а также закономерности развертывания его содержательной схемы. При этом под формальной организацией документа понимается сумма постоянных обязательных элементов содержания (реквизитов), а также их состав, последовательность расположения и местоположение в документе.
В зависимости от фиксации в документе того или иного набора реквизитов, порядка их следования и местоположения, текстовые нормы документов различаются по степени жесткости/гибкости организации. Наиболее жестким типом текста представляется образец-матрица, в котором фиксируются постоянные элементы содержания, а для переменных элементов отведены пробелы. Пишущему приходится не сочинять текст документа, а отвечать на вопросы или заполнять графы, например, справка, договор. Тип текста - образец-модель - демонстрирует больший уровень подвижности нормы, чем образец-матрица, большую свободу к творчеству: например, заявление, регламентированные деловые письма. Наименее жестким типом организации документа, характеризующимся только фиксированностью основных реквизитов (чаще всего это: наименование адресата, наименование адресанта и название документа), является образец-схема: например, объяснительная записка).
Наряду с текстовыми нормами, в сфере официально-деловой речи действуют также языковые нормы, связанные с особенностями использования в деловых документах лексических и грамматических средств.
Выбор языковых средств зависит от главной цели высказывания и сферы функционирования. Основной функцией официально-делового стиля является регулятивная, установление норм и правил в области социальных отношений. Реализация данной функции выдвигает определённые требования к стилистике дискурсов официально-делового стиля, которая имеет следующие характерные черты: стандартизированность, императивность и прескриптивность (долженствующе-предписывающий характер), акцентированная констатация как доминирующий способ изложения, точность, недопускающая инотолкования, обезличенность.
К словообразовательным особенностям официально - делового стиля речи можно отнести специфические способы образования слов - аббревиатур: Закон Российской Федерации, Федеральный государственный образовательный стандарт, Государственный образовательный стандарт,
Деловое письмо имеет свою архитектонику, под которой понимается сумма его реквизитов и содержательно-композиционная схема - их взаимосвязь, последовательность и расположение. Все письма должны быть составлены согласно универсальной схеме для всех видов делового письма. В первой части делового письма, вводном параграфе, указывается причина обращения, избирается доброжелательный тон. Во второй части, состоящей из одного или большего количества параграфов, рассказывается суть обращения с различного рода детализаций. Третья, заключительная часть письма, как правило, краткая, благодарит адресата за внимание и выражает надежду на дальнейшее сотрудничество. [10]
В русском языке при прямом порядке слов коммуникативно-значимая информация (рема) всегда находится в конце предложения после глагола-сказуемого, в то время как вспомогательная, дополнительная информация (тема) располагается в начале. Нарушение норм передачи темы и ремы дезориентирует внимание читателя относительно основной и вспомогательной информации. Данные ошибки можно назвать паронормативами коммуникативного типа.
Сложные слова, образованные от двух и более основ характерны для официально - делового стиля речи. Отбор материала произведен из контекста законов в грамматической форме, приведенной в тексте:
общественно - политических, общечеловеческих, многонациональной, общедоступность образования,
в процессе исследования нами описаны морфологические особенности официально - делового стиля речи по основным частям речи:
в текстах законов функционируют существительные - названия людей по признаку, обусловленному действием: (гражданин, выпускники, гарантии, адаптивность (способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды), плюрализм (многообразие мнений, взглядов, политических направлений и т.п. как один из принципов демократического устройства общества.),
в текстах выделяются отглагольные существительные: сохранение (сохранить), приумножение (приумножить), разнообразие (разнообразить), обеспечение (обеспечить),
в официально - деловом стиле речи преобладают относительные прилагательные: образовательные стандарты, федеральный компонент, общественно - политические и религиозные движения
глагол в сфере официально - делового стиля речи используется в императиве, т.е. в форме повелительного наклонения, например: должен уведомить, обязан вызволить, должен содействовать, обеспечить явку, защитить права и др. форма инфинитива используется в императивном значении.
Таким образом, изменения в употреблении и семантике советизмов коснулись, во-первых, изменения значения в случаях, когда происходит деактуализация значений, отражающих советские реалии; во-вторых, стилистических коннотаций; в-третьих, появление позитивной/негативной оценки в определенных контекстах употребления.