Фрагмент для ознакомления
2
Если говорить об интеллектуальном развитии, то в этот период отсутствуют какие-либо глобальные новообразования: совершенствуются и укрепляются процессы развития формального интеллекта, начавшиеся еще в подростковый период. Вместе с тем, некоторая специфика тут есть, она основана на своеобразии в развитии личности студентов. Мышление претерпевает преобразования, получая эмоциональное, личностное свойство. По мнению Л.И. Божович, интеллектуальная активность в этом случае наделяется особым аффективным окрасом, касающимся самоопределения студента и его желанием выработать собственные мировоззренческие ориентиры [1].
Имеют место значительные перемены в самосознании – растет важность своих ценностей, разрозненные, отдельные самооценки личностных качеств преобразуются в целостность отношения к себе и полноценное видение себя в обществе: индивид начинает видеть в себе принадлежность к миру.
Самосознание личности девушек и юношей, как правило, ориентируется на будущее. С учетом этой особенности имеет место становление мировоззренческих ориентиров. Для этого уже есть такие причины: способность к абстрактно-логическому мышлению, психологическая самостоятельность, понимание наступления социальной зрелости. Студентом уже пройдено время подростковых конфликтов и кризисов, в этой связи его взгляд уже нацелен в будущее и любое получение знания он связывает с будущими планами. Любые перспективы учащиеся проецируют на свои возможности [16].
Важным в анализе мотивационной сферы студента является его отношение к учению в соотнесении этого учения с будущей профессиональной деятельностью. Выделяют основные критические моменты в профессиональном обучении.
Во-первых, кризис первого курса. Он закладывается в начале профессионального образования. Вчерашний школьник, который привык к тотальному контролю и директивным формам педагогического воздействия, попадает в более лояльные условия, где никто не следит за посещаемостью и успеваемостью так, как это происходило в школе, никто не осведомляет родителей о его успехах, дневник отсутствует, контроль успеваемости снижен.
В этих обстоятельствах у большинства студентов возникает ложное ощущение покоя, расслабленности и легкости при обучении в высшем учебном заведение в сравнении со школой. Это состояние зачастую компенсируется более сложной подачей материала в виде конспектов, но на момент первого семестра в учебном плане преобладают предметы общеобразовательного цикла, что позволяет нивелировать и эту трудность [10].
Кризис 1 курса манифестируется в ходе первой сессии, именно тогда возникает необходимость подготовить и представить на зачетах и экзаменах весь объем учебного материала. Именно во время сессии у большинства студентов возникают сложности в процессе обучения, которые в дальнейшем могут отразиться на их учебной мотивации и профессионализации в целом. Проблему кризиса первого курса отчасти могут снимать специально созданные условия обучения и воспитания, которые дублируют школьную практику.
Во-вторых, кризис 3 курса, который связан с увеличением профилирующих дисциплин. Студенты сталкиваются с трудностью понимания профессиональных терминов, методологических концепций и глобальностью проблем, рассматриваемых в рамках каждого специального предмета. Эта проблема усугубляется возрастающими требованиями к уровню овладения предметом по сравнению с дисциплинами, которые косвенно связанны с профессией и преподавались на более ранних этапах [12].
Кризис третьего курса связан с изменением уровня ситуативной и личностной тревожности и изменением самооценки как личностных, так и профессиональных качеств. Постепенно в процессе обучения, ведущее место начинает занимать мотивация получения диплома, а не мотивация получения профессии. Кризис третьего курса осложнен тем, что зачастую решение об уходе из профессии принимают студенты, которые, по мнению большинства преподавателей, потенциально хорошие специалисты. Они обладают всеми необходимыми для оптимальной профессионализации личностными качествами. Тот факт, что именно на третьем курсе во многих вузах наибольшая динамика по отсеву студентов и переходу их на другие факультеты, указывает на то, что данная проблема характерна для студентов.
Последняя критическая ситуация, в которую попадает студент в ходе обучения – это кризис последнего курса. Он проявляется в резком увеличении тревожности и снижении профессиональной и личностной самооценки. Кризис пятого курса важен, так как может привести к полной потере мотивации профессионального становления.
Критическая ситуация здесь вызвана тем, что студент сталкивается с итоговой аттестацией. Задача аттестации оценить уровень и качество усвоенного им учебного материала, сформированности профессиональных знаний, умений и навыков. От осознания необходимости демонстрировать все знания, которые были получены в ходе всего обучения в процессе одного экзамена, резко снижают студенту самооценку. Опять стремительно начинает расти уровень тревожности по мере приближения итоговой аттестации.
Ситуация усугубляется надвигающейся ответственностью в принятии решения связанного с профессиональной деятельностью, что также негативно влияет на самооценку и тревожность. И здесь, также как и в предыдущем случае, растет риск девальвации профессиональных ценностей и сдвига мотивации. На последнем курсе у студентов перед необходимостью систематизации материала, полученного в различных дисциплинах часто возникает ощущение полной безграмотности во всех аспектах [7].
В целом, профессиональное самоопределение и обучение становятся ведущей проблемой личности с юношеского возрастов, что является одним из центральных моментов формирования самосознания. Поэтому есть смысл говорить о формировании профессионального самосознания как центрального образования личности в этом возрасте. Своеобразие и особенности проблемы личностного становления подрастающего поколения заключается также в изучении динамики растущей личности, предполагающем раскрытие работы психологических механизмов усвоения и осмысления социально-нравственного опыта, того, как происходит эмоционально-нравственное восприятие достигнутого, а также каким образом проявляется мотивационная сфера личности студента.
Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремиться субъект деятельности (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач). Потребность в его достижении, деятельность, связанная с его достижением, анализ меры его продвижения в направлении к нему, поиск причин, содействующих и препятствующих его получению, формируют профессионализм личности [12].
Основываясь на концепции О.В. Москаленко, среди общественно значимых условий формирования устойчивой учебно-профессиональной мотивации студентов можно отметить:
- общественную потребность в профессионализме личности;
- общественный престиж высшего образования;
- высокий социальный статус студента;
- создание системы формирования высокого уровня профессиональной мотивации и профессионального самосознания личности студента как системы подготовки к будущей профессиональной деятельности
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежной. – М.: Владос-пресс, 2001. – 256с.
2. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Речь, 2003. – 87 с.
3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 258с.
4. Генова, Т.Н. Мотивация учебной деятельности современного студента / Т. Н. Генова // Молодой ученый. – 2022. – № 47 (442). – С. 488-490.
5. Занюк, С.С. Психология мотивации / С. С. Занюк. – Киев: Эльга-Н, 2001. – 280с.
6. Корчагина, Е.Н. Проблемы мотивации у младших школьников / Н.Е. Корчагина // Молодой ученый. – 2020. – № 9 (299). – С. 165-167.
7. Мищенко, Т.В. Определение содержания понятия профессиональной идентичности / Т. В. Мищенко // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества в России. – Ярославль, 2008. – С. 168-176.
8. Москаленко, О.В. Личностно-профессиональное развитие современного человека / О. В. Москаленко // Мир психологии. – 2004. – №4. – С. 168-178.
9. Нетребко, Е.Э. Профессиональное выгорание / Е.Э. Нетребко // Глобус: психология и педагогика. – 2019. – №2 (30). – С. 12-17.
10. Озерина, А.А. Профессиональная идентичность студентов бакалавриата: автореф. дис. ... канд. психол. наук / А.А. Озерина. – Волгоград, 2012. – 21с.
11. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 605 с.
12. Орлов, Ю.М. Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа: автореф. д-ра психол. н. / Ю.М. Орлов. – М.: Академия, 2004. – 25с.
13. Панасенко, Т.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работников / Т.В. Панасенко, Е.М. Азарко // Молодой исследователь Дона. – 2021. – № 5 (32). – С. 97-103.
14. Психология профессионального здоровья / Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
15. Савенков, А.И. Психология обучения: учебное пособие для вузов / А.И. Савенков. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 251 с.
16. Семенкова, С.Н. Связь мотивации, адаптации и качества учебной деятельности студентов-первокурсников / С.Н. Семенкова // Мир науки. – 2022. – № 4 (10). – С. 2–11.
17. Хэмел, Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни / Г. Хэмел. – М.: Best Business Books, 2009. – 368с.
18. Чердымова, Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мячнев. – Самара: Издательство Самарского университета, 2019. – 123 с.
19. Эриксон, Э. Детство и общество / под ред. Т.Е. Шапошникова. – СПб.: Питер, 2019. – 448 с.
20. Maslach C. Burnout Inventory Manual / C. Maslach, S.E. Jackson, M.P. Leiter, P. Alto. – California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. – 52 p.