Фрагмент для ознакомления
2
Совершенствование системы начального образования направлено на решение ряда важнейших задач, среди которых следует особо выделить создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предпологает не только освоение младшими школьниками системы опорных знаний и умений, но прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности. В основных задачах реализации содержания концепции развития универсальных учебных действий в условиях ФГОС по русскому языку и литературному чтению является «развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности» [43, ст. 3].
В связи с этим проблема развития речи младших школьников приобретает в современной методике всё большую актуальность. Одним из приоритетных направлений в начальной школе становится создание условий для формирования умений, обеспечивающих речевую деятельность. Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание.
Над проблемой обучения связной речи работали такие видные лингвисты и методисты, как Н.С.Рождественский, Е.И.Никитина, Т.А.Ладыженская, М.С. Соловейчик и мн. др. Психологическую природу связной речи, ее механизмы и особенности развития раскрывают Л.С.Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.
Необходимость специального речевого воспитания для развития связной речи исследовали Л.В. Щерба, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова др. А.Г. Арушанова, Т.В. Волосовец, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, В.П. Глухов, И.А. Зимняя, С.Н. Цейтлин, Т.А. Ладыженская отмечают, что большая роль в развитии устной речи принадлежит пересказу [5, ст. 29].
Цель исследования – теоретические обосновать и экспериментально проверить роль подробного пересказа как средство формирования связной устой речи младших школьников.
Объект исследования – процесс формирования связной устой речи младших школьников средствами подробного пересказа .
Предмет исследования подробной пересказ как средство формирования связной устой речи младших школьников.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятия «связная монологическая речь» в научно-педагогической литературе
2) Изучить роль подробного пересказа в развитии связной устой речи младших школьников
3) Выявить уровень развития связной устой речи младших школьников
4) Разработать программу на развитие устной речи младших школьников в процессе работы над подробным пересказом
Методы исследования: анализ литературы, опрос, анализ результатов, полученных в ходе исследования.
База исследования: МОУ №123
Структура исследования: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОДРОБНОГО ПЕРЕСКАЗА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ УСТОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Анализ понятия «связная монологическая речь» в научно-педагогической литературе
Речь, будучи основным видом коммуникативной деятельности, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Все функции коммуникации реализуются именно через речь, речевую деятельность.
Речь – понятие межпредметное. Оно встречается в философской, лингвистической, психологической и методической литературе.[8] Исследованием речи и речевого развития занимались такие лингвисты и психологи, как Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов, И. А. Зимняя, А.А. Леонтьев и др. В философском словаре понятие «речь» объясняется, как деятельность человека, заключающаяся в общении с другими людьми, в выражении и передаче им мыслей посредством того или иного языка. Благодаря речевому общению сознание отдельного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной практики человечества [12]. В общей психологии понятие «речь» определяется, как «исторически сложившаяся в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком» [6, с. 11].
Психолог Н. И. Жинкин пишет о том, что речь – это процесс применения языка, который вырабатывается усилиями большого количества людей, обслуживает общество и является общественным достоянием [7, с. 146]. В методической литературе речью называют общение с помощью языка как знаковой системы [2, с. 291].
И. А. Зимняя и М. Р. Львов отмечают, что понятия «речь» и «язык» не тождественны. И. А. Зимняя, исследуя вопрос соотношения понятий «язык» и «речь», заключает, что язык – это средство, а речь – способ формирования и выражения мысли в речевой деятельности. «Язык – это система вербальных знаков, относительно независимая от индивида, служащая для цели коммуникации, формирования мыслей, закрепления и передачи общественно-исторического опыта. Язык – это многоуровневая система со своими требованиями и ограничениями по всем уровням» [13, с.23]. Язык, во всей его сложности, выступает как материал речи, кодовая система. Средства языка: звуки, слова, сочетания слов, интонации, а также правила грамматики реализуются в речи, в отдельных речевых высказываниях: в этом смысле речь – это прагматика языка [19].
Таким образом, речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Она необходима людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании
Речь не может существовать без мысли, без внутреннего программирования высказывания. Мысль и слово едины. Мышление нормального развивающегося ребенка неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается [3, 37].
Получается, что связная речь отражает логику мышления ребенка, его умение обдумывать воспринимаемое и умение выразить в правильной форме.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание [7, 253].
Е.И. Тихеева по этому поводу пишет следующее: «Связная речь неотделима от мира мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития» [19, 5]. Вопросами изучения связной речи в теоретических и практических трудах занимались выдающиеся зарубежные и отечественные психологи педагоги, лингвисты и психолингвисты прошлого и современности. Среди них можно выделить следующих исследователей: Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.М. Леушина, Ф.А. Сохин, А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя и мн.др.[9]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е.В. Об уроке развития речи в начальной школе / Е.В. Архипова // Начальная школа. – 2020. – №4 – с. 35-39.
2. Бунеева, Р.Н. Русский язык 2-го класса / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. – Москва : «Баласс», 2021. – 160 с.
3. Ветренко, С. В. Психология младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. В. Ветренко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 116 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-17515-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545054 (дата обращения: 04.04.2024).
4. . Громова Е.В. Развитие устной речи учащихся младших классов. - СПб.: Лань, 2020.
5. Зеленина Л.М. Русский язык: учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2022. – 110 с.
6. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие / О.М. Казарцева. – Москва : Флинта, Наука, 2022. – 496 с.
7. Кочеткова, А.В. Комплексные методы развития связной речи младших школьников / А.В. Кочеткова// Начальная школа. – 2021. - №8. – С. 12-17.
8. Короткова Н.И. Развитие устной речи младших школьников: теория и практика. - М.: Дрофа, 2022.
9. Крылова М.Л. Формирование связной устной речи младших школьников. - М.: Просвещение, 2022.
10. Ларина Т.И. Подготовка к школе: развиваем устную речь. - СПб.: Питер, 2021.
11. Макарова Г.А. Развитие устной речи младших школьников в процессе чтения. - М.: Просвещение, 2021.
12. Методика обучения русскому языку и литературному чтению : учебник и практикум для вузов / Т. И. Зиновьева [и др.] ; под редакцией Т. И. Зиновьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 468 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06987-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536146 (дата обращения: 04.04.2024).
13. Радченко О.В. Методика обучения устной речи младших школьников. - М.: Академия, 2022.
14. Семенова Е.П. Проблемы развития устной речи первоклассников. - М.: Просвещение, 2022.
15. Симонова Н.А. Пересказ текстов как средство развития устной речи детей. - М.: Просвещение, 2022.
16. Терентьева Л.В. Устная речь начальной школы. - М.: Просвещение, 2021.
17. ФГОС НОО Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования. Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Общие положения. – Москва : в ред. Приказов Минобрнауки России, 2021. – 28 с.
18. Федорова О.Н. Программирование устной речи детей младшего школьного возраста. - М.: АСТ, 2022.
19. Хамитова, Г. С. Методика формирования навыков пересказа у младших школьников. Санкт-Петербург, 2022
20. Холопова М.С. Формирование речевых умений у младших школьников. - СПб.: Лань, 2022.
21. Черных Т.С. Развитие устной речи учащихся начальных классов. - М.: Дрофа, 2021.
22. Шестакова Е.А. Учим говорить правильно. - М.: Просвещение, 2021.