Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы настоящей работы объясняется тем, что выявление и характеристика закономерностей реализации исследуемого педагогического феномена являются значимым результатом научно-педагогического исследования. Будучи итогом совокупного действия множества законов, они отражают многие связи и отношения. Методологическое значение закономерности состоит в том, что она представляет научное знание в предельно концентрированном виде. Развитие научных представлений о педагогических закономерностях имеет свою историю. Одним из первых, кто объявил об открытии закона, был И.Г. Песталлоци. И хотя в его трудах не использовано понятия «закономерности», тем не менее, подмечена определенная устойчивость и повторяемость компонентов умственного развития ребенка, которое проходит последовательные стадии от созерцания к ясным представлениям, а от них – к четким понятиям.
Основоположник научной педагогики в России К.Д. Ушинский почти не употреблял слова «закономерность», но сделал в этом отношении важные обобщения. Так, он считал, что чем больше фактических знаний приобрел человек и чем более тщательно их переработал, тем более развитым и сильным он становится. Свой вклад в осмыслении научной проблемы внес А.С. Макаренко: он обнаружил закономерности в организации воспитания, согласно которым педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива. Исследуя влияние педагогического коллектива на коллектив воспитанников, В.А. Сухомлинский установил еще одну закономерность: чем богаче духовные ценности, накопленные и приумножаемые в педагогическом коллективе, тем отчетливее коллектив воспитанников выступает как активная, действенная сила, как участник воспитательного процесса, как воспитатель.
Впервые специфика дидактических закономерностей была определена И.Я. Лернером. По мнению ученого, она заключается в том, что закономерности должны отражать устойчивые зависимости между тремя элементами обучения: деятельностью преподавания, деятельностью учения и содержанием образования. Проблема педагогических закономерностей также раскрывалась в работах Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского и др. Из числа отечественных ученых также стоит обратить внимание на исследования Е.В. Бондаревской, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова и др., в чьих работах осмыслена закономерность гуманизации современного образования. В наиболее общем виде она заключается в следующем: ориентация на развитие личности; развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой; многообразие видов деятельности, которыми занимается личность; развитие личности через диалог, саморазвитие личности.
Цель исследования – на основе анализа литературы по теме работы доказать, что педагогические закономерности являются следствием осознания сущности развития личности. Задачи исследования:
1) охарактеризовать развитие как одну из категорий психолого-педагогической науки;
2) раскрыть понятие «личность», описать стадии ее развития;
3) продемонстрировать, как выражается сущность развития личности через педагогические закономерности;
4) представить проект, направленный на развитие личности учащихся.
Методы исследования: теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (описание использования в работе с учащимися метода проектов).
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, включающей 21 источник.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ КАК БАЗОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
1.1 Развитие как одна из категорий психолого-педагогической науки
Если открыть любое учебно-методическое издание по психологии или педагогике, то редко какая страница обойдется без использования слова «развитие». Это логично, поскольку развитие – одна из междисциплинарных категорий, употребляемых в различных областях гуманитарного знания – философии, социологии, психологии, педагогике, культурологии и др. В философском энциклопедическом словаре, изданном под редакцией Е.Ф. Губского, понятие «развитие» связывается с «закономерным изменением материи и сознания, их универсальным свойством; выявлением, обнаружением вещей, частей, состояний, свойств, отношений, которые имелись прежде, но не были доступны восприятию» [20, с. 296].
В словаре по психологии, изданном под редакцией А.В. Петровского, понятие «развитие» используется только в сочетании со словом «личность». Исходя из этого, объяснение представлено следующим образом: «закономерное изменение личности как системное качество индивида в результате его социализации» [13, с. 17]. Составители словаря-справочника по социологии представили значение слова в широком и узком значении. В первом это «любое социальное изменение в обществе, связанное с переходом того или иного социального явления или процесса из одного состояния в другое» [16, с. 116]. Во втором значении это «социальное изменение, которое связано с более или менее глубинными, структурными изменениями в обществе, ведущими к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, социальных норм, ценностей» [16, с. 116].
В словаре по педагогике указано, что интерпретация может быть осуществлена с точки зрения философии и психологии. В первом значении понимание включает «необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов» [8, с. 178]. Во втором значении это «становление и развитие психических процессов – специфически человеческих высших психических функций: внимания, воли, чувств, мышления» [8, с. 178].
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1) Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская // Психология субъекта: хрестоматия / Авт.-сост. М.Н. Волкова. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2011. – 182 с.
2) Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Психология развития: хрестоматия. – Гродно: ГГУ, 2010. – с. 24 - 28.
3) Бондаревская, Е.В. Гуманитарная методология науки о воспитании / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 2012. № 7. – с. 3-13.
4) Выготский, Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения / Л.С. Выготский. Серия: Мастера Психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 136 с.
5) Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. – М.: Директ-Медиа, 2011. – 613 с.
6) Зейгарник, Б.В. Теории личности в зарубежной психологии / Б.В. Зейгарник. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 128 с.
7) Леонтьев, А.H. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nv-shulenina.narod. ru/leontiev.pdf. – Дата обращения: 28.06.2018.
8) Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А.М. Новиков. – М.: ФГНУ ИТИП РАО, Издательский Центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
9) Орлов, А.Б. Психология личности и сущность человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов / А.Б. Орлов. – М.: Академия, 2012. – 272 с.
10) Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2014. – 576 с.
11) Педагогика: учебник для бакалавров / Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2015. – 432 с.
12) Подласый, И.П. Педагогика: учебник для студ. вузов / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2012. – 576 с.
13) Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. В 6 тт. Т. 4 / Под общ. ред. А.В. Петровского. – М.: ПЕР СЭ, 2005. – 620 с.
14) Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 12-е изд., стер. – М.: Академия, 2014. – 608 с.
15) Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013. – 384 с.
16) Словарь-справочник по социологии: учебное издание / Сост. В.К. Мокшин, А.В. Миронов, В М. Капицын. – М.: Дашков и К, 2011. – 374 с
17) Столяренко, A.M. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 423 с.
18) Титов, В.А. Общая педагогика: учебник для вузов / В.А. Титов. – М.: А-Приор, 2012. – 271 с.
19) Уварина, Н.В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе / Н.В. Уварина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. № 4. – с. 34-37.
20) Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е.Ф. Губский. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 574 с.
21) Яковлева Н.М. Педагогическая закономерность как результат научно-педагогического исследования / Н.М. Яковлева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2012. № 4. – с. 18-21.