Фрагмент для ознакомления
2
Автор подчеркивает, что стратегии адаптации являются принудительными процессами. Данные процессы характеризуются отрицанием реальности, искривлением межсубъектного восприятия действительности и логики, ригидностью. Защитные тенденции отражаются в импульсивных реакциях и в ожидании устранения внутреннего беспокойства без непосредственного решения создавшейся проблемы.
Р. Лазарус рассматривает психологическую защиту как один из способов пассивного справления с проблемами. Он выделяет две категории механизмов: защитные и преодолительные, которые различаются по временной и инструментальной направленности, функциональному значению и модальности регуляции. Защита направлена на решение текущей проблемы, не учитывая будущих перспектив. Благодаря психологической защите, человек может выжить в сложных жизненных ситуациях. Тогда как преодоление направлено на восстановление нарушенных отношений с окружающим миром. Защита имеет эгоцентрический характер, тогда как преодоление учитывает социальные нормы и ценности. Механизмы преодоления подразумевают поиск новых источников информации и активных действий в процессе решения проблемы [4].
Стивен Бремс, исследователь в области психологии, считает, что функционирование личности опирается на различные механизмы защиты. В своей работе он представляет иерархию таких механизмов, выделяя четыре уровня: нижний - психотический, затем невротический, незрелый и наивысший - зрелый. Бремс сделал выводы о том, что каждый из этих уровней играет свою роль в защите психики. Он пришел к этим выводам, основываясь на длительных исследованиях, проводимых им в течение 40 лет. Наиболее зрелые механизмы защиты позволяют личности справляться с трудными ситуациями, тогда как менее зрелые используются для подавления травматических воспоминаний [5].
Первый уровень психотических состояний проявляется через иллюзорную проекцию, отрицание реальности и искажение ее восприятия. На следующем уровне мы можем увидеть инфантильные механизмы, основанные на проекции личных эмоций, ипохондрии, пассивно-агрессивном поведении и шизоидных фантазиях. Невротические защитные механизмы, которые составляют третий уровень, включают смещение чувств, интеллектуализацию, регрессию и прочие формы невротического отрицания. Наконец, на четвертом уровне мы можем наблюдать зрелые механизмы, такие как альтруизм, подавление импульсов, юмор и сублимация.
Несмотря на то, что С. Бремс отрицает адаптивный потенциал защитных механизмов, следует отметить, что каждый из этих механизмов выполняет важную адаптивную функцию в психологическом развитии человека. Изучение этих механизмов может помочь нам понять, как человек адаптируется к различным стрессовым ситуациям, и как мы можем помочь ему стать более уравновешенным и способным к адаптации в мире, полном неожиданностей и вызовов.
Согласно исследованиям Ф.Е. Василюка, в сложных ситуациях наша психика вступает в защитную реакцию, действуя как надежный щит против нежелательных воздействий информации. Это позволяет блокировать проникновение негативных мыслей и эмоций в наше сознание, сохраняя его чистоту и ясность. Эти защитные механизмы могут оказаться достаточно мощными, чтобы не только игнорировать информацию, но и искажать ее или даже фальсифицировать.
Таким образом, по словам Ф.Е. Василюка, формируется специальное состояние сознания, которое помогает сохранить гармонию и уравновешенность нашей личности. И на самом деле, это может оказаться очень полезным, когда мы сталкиваемся с трудностями и стрессом. Отрицание фактов, либо перетекание информации в совсем несвойственном ей виде может дать некоторую защиту от опасностей, которые могут нарушить наши нервные связи.
Однако важно отметить, что перенос нежелательной информации с одного уровня на другой может привести к ошибкам и даже к созданию ложного мировоззрения. Поэтому необходимо научиться управлять своими защитными механизмами, чтобы избежать потери контроля над своими мыслями и эмоциями.
Стоит заметить, что существует четкий онтогенетический порядок в развитии психологических механизмов защит. На первых этапах возникают механизмы, связанные с восприятием и ощущением. Именно с помощью процессов восприятия, внимания и ощущения возникают такие виды защит, которые служат для защиты от непонимания информации (перцептивная защита). К ним относятся такие механизмы защиты, как отрицание и регрессия, которые характеризуют наиболее примитивную и эмоционально незрелую личность. На более поздних этапах возникают механизмы защиты, связанные с памятью, такие как вытеснение и подавление. Наконец, наиболее зрелые и сложные виды защит, такие как рационализация, формируются на этапах переработки и переоценки информации.
Р. М. Грановская предлагает новый взгляд на психологические защиты как на инновационный механизм адаптации психического равновесия. По мнению автора, защитные механизмы способны снять напряжение, уменьшить чувства тревоги и дискомфорта, сохранить непротиворечивость «образа Я», раздражительность и страх путем усиления и скрытия определенных частей информации.
Несмотря на разногласия взглядов на поведение преодоления и психологические защиты, их взаимосвязь является ключевым аспектом адаптивности современного человека, подтверждающим их тесную связь как механизмов защиты и преодоления трудностей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапов, П.В. Эрих Фромм о человеческой агрессивности и деструктивности: опыт философско-антропологического анализа /Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/erih-fromm-o-chelovecheskoy-agressivnosti-i-destruktivnosti-opyt-filosofsko-antropologicheskogo-analiza?ysclid=lcrls008qm774481654
2. Бродецкий, А.Е. Этико-антропологический контекст религиозности и ее ценностные векторы в интерпретации Э. Фромма /Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etiko-antropologicheskiy-kontekst-religioznosti-i-ee-tsennostnye-vektory-v-interpretatsii-e-fromma
3. Вильчинская, Л.З. Массовое сознание в философии Э. Фромма. Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/massovoe-soznanie-v-filosofii-e-fromma
4. Демина, Г.Д., Ральникова, И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. – М., 2000. Текст: электронный. – URL: http://www.i-u.ru
5. Зелинский, С.А. Управление психикой посредством манипулятивного воздействия. Сублиминальные механизмы манипулятивного воздействия на психику индивида и масс с целью программирования на совершение заданных действий. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/zelinski1-00.htm
6. Климков, О.С. Религия в зеркале психоанализа // Психолог. - 2017. - Т. 3, № 3. - С. 105-129. https://doi.org/10.25136/2409-8701.2017.3.23224
7. Рабаданова, Р.С. К 110-летию Эриха Фромма гуманистические идеи Э. Фромма. Текст: электронный. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-110-letiyu-eriha-fromma-gumanisticheskie-idei-e-fromma?ysclid=lcrl1oa13s871822539
8. Фокина, Т.В. «Экономическая проблема мазохизма» (1924). Текст: электронный. – URL: https://www.b17.ru/article/141596/?ysclid=lazhycx8p9356581663
9. Фромм, Э. Человек для самого себя // Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993.
10. Фромм, Э. Бегство от свободы. Текст: электронный. – URL: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/fromm02.txt
11. Фромм, Э. Искусство любить. Текст: электронный. – URL: https://www.litmir.me/br/?b=9199&p=1
12. Фромм, Э. Иметь или быть. Текст: электронный. – URL: http://lib.ru/PSIHO/FROMM/haveorbe.txt
13. Фромм, Э. Душа человека. Текст: электронный. – URL: http://litread.me/pages/432424/443000-444000?page=10
14. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. — М. : АСТ, 1998.
15. Фромм, Э. Революция надежды / Э. Фромм // Психоанализ и этика. — М.: АСТ, 1998.
16. Фромм, Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. – M. : Политиздат, 1990. - С. 143-221.
17. Cortina, M. The Greatness and Limitations of Erich Fromm’s Humanism // Contemporary Psychoanalysis. - 2015. - Vol. 51, № 3. - P. 388-422. https://doi.org/10.1080/00107530.2015.999297