Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению. Проблема развития познавательного интереса обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника и, одновременно, основным средством ее оптимизации.
Познавательный интерес в трудах психологов и педагогов, таких как Б.Г. Ананьев, И. И. Бецкой, Н. А., Макаренко, А. К. Маркова, Н.Г. Морозова, К. Д. Ушинский, Н. Г. Чернышевский, Г. И. Щукина и др. изучен достаточно тщательно. Ш. А. Амонашвили, отмечал, что ребенок является существом активным, стремящимся к развитию, основа целостности педагогического процесса есть развивающаяся в многообразных формах жизнь ребёнка[12,с.191].
Всё более осознаётся необходимость повышения роли самих учащихся в процессе обучения, вплоть до предоставления им возможности работать без помощи учителя. П.И. Пидкасистый, В. С. Ильин, Г. И. Щукина и др. ставили вопрос о мотивации обучения, о формировании устойчивых познавательных потребностей. Изучалась связь познавательных потребностей и интересов учащихся. А. К. Громцевой была поставлена задача воспитания у учащегося стремления к самообразованию [13].
Исследование средств развития познавательного интереса одно из наиболее актуальных направлений в современной психолого-педагогической науке, особенно в период дошкольного и младшего школьного возраста, когда познавательный интерес к окружающему миру, является одним из основных условий развития ребенка. Особенно актуальным для педагогов, является изучение средств формирования, пробуждения, поддержания познавательного интереса в учебной деятельности. Вышесказанное обуславливает выбор темы исследования: «Занимательный материал как средство развития познавательного интереса младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира».
Объект исследования – занимательный материал.
Предмет исследования – занимательный материал как средство развития познавательного интереса младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира».
Целью исследования является изучение занимательного материала как средства развития познавательного интереса младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира»
Для того, чтобы достигнуть поставленной цели исследования, необходимо реализовать следующие задачи:
- представить психолого-педагогическое обоснование развития познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир»;
- описать условия формирования и развития познавательного интереса младшего школьника;
- изучить занимательный материал, виды, классификацию;
- рассмотреть методику использования занимательного материала как средства развития познавательного интереса младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира».
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, сравнительный, анализа и синтеза, исторический и др.
Структурно исследование состоит из введения, двух глав, которые дополнительной включают в себя параграфы, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования занимательного материала как средства развития познавательного интереса младших школьников в процессе изучения «Окружающего мира»
1.1.Психолого-педагогическое обоснование развития познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста в курсе «Окружающий мир»
На современном этапе развития психолого-педагогической науки, главная задача школьного образования – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми имеет своей целью содействие становлению ребёнка как личности. Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности[6, с.112].
Модель диалогического взаимодействия в образовательном пространстве можно рассматривать как форму организации процесса обучения с учётом возрастных психологических особенностей. Новые технологии обучения позволяют во много раз интенсифицировать процесс овладения учебной информацией. Причем разноплановая информация не оставляет реципиента пассивным, а вовлекает его в работу по ее обработке, компоновке, установлению связей и т.д. В результате подобной работы в сознании учащегося неизбежно возникают вопросы, обсуждение которых и должен организовать педагог. Именно здесь реализуется сама возможность, почва для диалога как метода педагогического управления и пробуждения познавательного интереса.
Подходы к выделению уровней развития познавательного интереса практически едины. Условно рассматривают следующие стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес [17, с.54]. Г.И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих уровней.
Несмотря на то, что эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.
Любопытство, как элементарная стадия. Это «бенгальский огонь, фейерверк», оно быстро и ярко вспыхивает, но также внезапно гаснет. Обусловлено внешними, подчас неожиданными и необычными раздражителями, не обуславливает подлинное стремление к познанию. Начальным толчком выявления интереса, средством привлечения интереса к предмету, который способствует переходу интереса со стадии простой ориентировки на стадию более устойчивого познавательного отношения может служить занимательность. Основано на словесно-логическом мышлении. Построить полноценное обучение на нем нельзя.
Любознательность – состояние эмоционального подъема личности, основанное на стремлении узнать больше об увиденном или услышанном. На этой стадии развития интереса достаточно сильно выражены эмоции удивления, радости познания. Характеризуется широтой охвата объектов восприятия. Более устойчиво, чем любопытство.
Познавательный интерес проявляется в выявлении причинно-следственных связей и закономерностей, в установлении общих принципов явлений, действующих в различных условиях.
Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Это стадия активного воздействия человека на мир, на переустройство мира, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в возможностях науки.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785)
2. Аскеров Ш.Р. Оценка знаний. Поиск рациональных вариантов // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 141-144.
3. Абитов И. Р. Личность профессионала в современном мире: Монография/ И. Р. Абитов, Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2013. – 943 с.
4. Бехтерев В.М.Проблемы развития и воспитания человека. - МПСИ, МОДЭК,-2010, - 416с.
5. Беляева Д.Е. Развитие познавательной активности младшего школьника в зависимости от детско-родительских взаимоотношений / Психология XXI века: академическое прошлое и будущее: Материалы международной научной конференции молодых ученых, 20–23 апреля 2015 г. — СПб.: Скифия-принт. — 234 с.
6. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л.С. Вы- готский. – М.: Эксмо, 2003. – 1061 с.
7. Давыдов В. В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / Под. ред. А. В. Петровского. - М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 439 с.
8. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология / И.В.Дубровина, А.М.Прихожан. - М.: Академия, 1999. - 320 с.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя. - М.: Логос, 2004 - 384 с.
10. Ильин, В.С. Формирование познавательных потребностей у школьников [Текст]/ В. С. Ильин. - М.: Просвещение, 1982. - 203с.
11. Карабанова О.А. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет /О.А.Карабанова, Т.Н.Доронова. – М.: «Просвещение», 2010 – 50 с.
12. Киpгинцева, Е.И. Пути фоpмиpования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности / Е. И. Киргинцева. - М.: Просвещение, 1992. - С.63-65.
13. Леонтьнв, В. Г. Формирование мотивации учебной деятельности учащихся / В.Г.Леонтьев. - Новосибирск: НГПИ, 1985. - 118с.
14. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М.: Воронеж, 1997. – 216с.
15. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – Т. 6 / А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 1985. – 393 c.
16. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
17. Петросова, Р.А. Методика обучение естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова. - М.: Академия, 2000 – 175 с.
18. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
19. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. «Психология и педагогика».- Спб.: «Питер» 2005 г., 432 с.
20. Суворова О.В., Аристова В.А. Изучение субъектно-ориентированного общения педагогов с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Мир науки, культуры, образования. – Горно-Алтайск. – 2012. – Ч.1. – № 2 (33). – С.37-40
21. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности — М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
22. Федотова И. Б. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды К. В. Ельницкого/ И.Б.Федотов. – Пятигорск: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01, 2000. – С. 200.
23. Хидиров Ш.Ш. Активизация познавательного интереса учащихся: кроссворды в системе дидактических игр // Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 46 - 48.
24. Шадриков В. Д. Профессиональные способности: монография. - М.: Университетская книга, 2010. – 320 с.
25. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении/Г.И.Щукина. – М.: Просвещение, 1984. – С. 176 .
26. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике/Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 1977. - С. 350.
27. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся/. М.: Педагогика, 1988. – С. 208.
28. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе / Г. И. Щукина. – М .: Просвещение, 2001. – С. 142 .