Фрагмент для ознакомления
2
Понятие тревожность в психолого - педагогической литературе
Состояние тревоги и связанное с ним понятие тревожности занимают одно из главных мест среди наиболее актуальных проблем современной психологии. Тревожность определяется как индивидуальная психологическая характеристика, которая проявляется склонностью человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также низким порогом ее возникновения. Согласно исследованиям зарубежных и отечественных психологов, истоки тревожности, как устойчивой черты личности, идут из детства личности и поэтому, по мнению А. М. Прихожане, Л.И. Бойович, А. В. Захарова, решающим периодом является дошкольный возраст, который является сенситивным периодом для формирования и развития многих качеств и свойств личности ребенка.
Проблеме детской тревожности посвящено мало исследований, а работы, посвященные сравнительному проявлению тревожности в разные периоды детства, единичны (А. И. Захаров, В. М. Астапов, Е. С. Новикова В. Р. Кисловская, Б. И. Кочубей и др.). Но именно тревожность, как отмечают многие исследователи и практикующие психологи, лежит в основе ряда детских психологических трудностей, в том числе многих нарушений развития, требующих в первую очередь психологической помощи.
Психологический словарь дает следующее определение тревожности: «это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям тревоги, а также в низком пороге проявления. Его рассматривают как личностное образование и/или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [10].
Тревожность различают как эмоциональное состояние (ситуативное беспокойство) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую характеристику, проявляющуюся склонностью к частым и интенсивным переживаниям тревоги (Р. Кеттелл, И. Шейр, Ю. Л. Ханин; Ч. Спилбергер, И. Г. Сарасон).
А М. Прихожанин отмечает в своей работе: «На психологическом уровне тревога переживается как беспокойство, напряжение, нервозность и переживается как чувства беспомощности, неуверенности, незащищенности, бессилия, надвигающейся неудачи, одиночества, неспособности принять решение и так далее.
На физиологическом уровне тревожные реакции проявляются учащением дыхания, учащением пульса, повышением артериального давления, увеличением минутного объема кровообращения, снижением порогов чувствительности, повышением общей возбудимости, тогда как ранее нейтральные раздражители приобретают негативную эмоциональную окраску.
Рассматривая разновидности тревожности, следует отметить, что ее виды выделяют следующим образом:
- устойчивая тревожность в какой-либо сфере (экологической, тестовой, межличностной, и др.) - ее принято обозначать как специфическую, частную;
- генерализованная и общая тревожность, свободная смена объектов в зависимости от изменения их значения для человека. В этих случаях частная тревога является лишь формой выражения общей тревоги. [3].
Большую группу исследований, проведенных такими психологами, как: Г. Ш. Габдреева, А. А. Голушко, Г. Хекхаузен, Ю. Л. Ханин, и др., составляет изучение функции тревоги и тревожности. Исследователи отмечают, что тревога является сигналом опасности, обращающим внимание на возможные трудности, препятствия на пути к достижению цели, содержащейся в ситуации, и в то же время позволяет мобилизовать силы и таким образом получить наилучший результат. Поэтому нормальный уровень тревожности считается необходимым для эффективной адаптации к действительности (адаптивная тревожность). А вот высокий уровень считается дезадаптирующей реакцией, которая проявляется общей дезорганизацией поведения и деятельности. Изучение проблем тревожности основано на полном отсутствии тревожности. Это явление препятствует нормальной адаптации и, подобно стойкому беспокойству, препятствует нормальному развитию и продуктивной деятельности.
Вопрос о естественных условиях тревоги чрезвычайно сложен и еще не изучен. В ряде исследований (Я. Рейковский, 1979; Спилбергер С. Д., 1972; И. А. Мусина, 1994; и др.) на этот вопрос отвечает представление о двух типах факторов, порождающих состояние тревоги: обусловленном и безусловном. Предполагается, что многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются эти типы факторов, приводит к закреплению тревожности как устойчивого образования (тревожность как свойства, черты, в терминологии Ч. Д. Спилбергера). Конечно, существовал и другой подход, реализованный Р. Б. Кеттеллом и его коллегами (1961, 1972), которые попытались решить эту проблему с помощью математической модели, в которой учитывались показатели эмоционального дистресса разного уровня. Но, в конце концов, важным результатом этих исследований явилось отнесение к реальному феномену тревоги, в отличие от аналогичных явлений депрессии, склонности к пессимистическому взгляду на жизнь и невротизму.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышникова Е. В. Исследование тревожности детей старшего дошкольного возраста //Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. – №. 4. – С. 43.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности под ред. Д.И. Фельдштейна. - М., 2017. – 352-366 с.
3. Варги А.Я., Варга А. Современный ребенок: Энциклопедия взаимопонимания / Под ред. Варги А.Я., Долгина А. Б. Изд-во: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», 2018. – 640 с.
4. Долгова В. И. Коррекциия тревожности у старших дошкольников //Дошкольное воспитание. – 2016. – №. 8. – С. 100-105.
5. Долгова В. И., Кондратьева О. А., Абдыраманова Д. Л. Особенности превентивной работы со страхами дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения //Концепт. – 2022. – №. 1. – С. 62-79.
6. Дольникова В. Л. Психолого-педагогическое исследование по коррекции тревожности дошкольников //Научный редактор–. – 2021. – С. 39.
7. Женисова М. К., Акишева А. К. Психологические особенности детей дошкольного возраста //ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ Учредители: Научно-информационный издательский центр" Институт стратегических исследований". – 2022. – С. 117-120.
8. Кияшко Д. Ю., Воробьева Е. Г. Особенности проявления тревожности и страхов у современных дошкольников. – 2020.
9. Лашмайкина Л. И., Кулешова Н. Е. Социально-психологические особенности коррекции детской тревожности посредством игротерапии //Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. – 2022. – Т. 22. – №. 2 (58). – С. 216-224.
10. Левочкина А. С. Особенности страхов дошкольников с разным уровнем тревожности //Вестник науки. – 2023. – Т. 1. – №. 6 (63). – С. 735-745.
11. Мазурова Н. В., Трофимова Ю. А. Взаимосвязь тревожности детей дошкольного возраста и стиля семейного воспитания //Вопросы современной педиатрии. – 2013. – Т. 12. – №. 3. – С. 82-88.
12. Мартиросян К. В. Тревожность в дошкольном возрасте: диагностика и профилактика //фундаментальные и прикладные исследования в условиях геополитической нестабильности. – 2023. – С. 67-69.
13. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2019. - 456 с.
14. Немов, Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. М.: ВЛАДОС, 2019 - 688 с.
15. Никонова С. Л. Психолого-педагогическая коррекция тревожности у старших дошкольников //Концепт. – 2015. – №. S1. – С. 236-240.
16. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.- М.: МОДЭК, 2019. – 304- 307 с.
17. Рукавишникова Н. Г. Тревожность детей дошкольного возраста в контексте психологической готовности к школе //Ярославский педагогический вестник. – 2021. – №. 4 (121). – С. 128-136.
18. Халилова А. и др. Коррекция тревожности дошкольников средствами изотерапии: теоретический обзор исследований. – 2023.
19. Часниченко С. В. Тревожность у детей дошкольного возраста //оргкомитет конференции. – 2017. – С. 215.
20. Чернявская В. С., Обидион И. И. Тревожность дошкольников и стили родительского воспитания //Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №. 3 (52). – С. 272-274.