Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 5
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры 5
1.2. Функции корпоративной культуры 6
1.3. Типы и модели корпоративной культуры 7
1.4. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия 8
Выводы по первой главе 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 10
2.1. Диагностика корпоративной культуры предприятия 10
2.2. Выявление проблемных аспектов корпоративной культуры 11
2.3. Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры 12
Выводы по второй главе 13
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КОНКРЕТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПАО «СБЕРБАНК») 15
3.1. Характеристика предприятия 15
3.2. Цифровая трансформация и корпоративная культура компании ПАО «Сбербанк» 15
3.3. Анализ корпоративной культуры ПАО «Сбербанк» 17
3.4. Факторы, способствовавшие успешной цифровой трансформации ПАО «Сбербанк» 19
Выводы по третьей главе 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ 25
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования.
Корпоративная культура является важным аспектом развития любой организации, поскольку от нее напрямую зависит не только удовлетворенность сотрудников работой, дисциплина, сплоченность и мотивация, но и общий результат деятельности компании, ее эффективность, которые важны для привлекательности компании на рынке, формирования спроса и в, конечном итоге, полученной прибыли.
Цель курсовой работы – провести анализ видов и особенностей, а также трансформации корпоративной культуры предприятия.
Объект курсовой работы – корпоративная культура предприятия.
Предмет курсовой работы – виды и особенности, а также трансформация корпоративной культуры предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность корпоративной культуры.
2. Определить функции корпоративной культуры.
3. Рассмотреть типы и модели корпоративной культуры.
4. Выявить влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности предприятия.
5. Изучить методы диагностики корпоративной культуры предприятия.
6. Охарактеризовать принципы выявления проблемных аспектов корпоративной культуры.
7. Описать основания для разработки рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры.
8. Привести характеристику ПАО «Сбербанк».
9. Исследовать цифровую трансформацию и корпоративную культуру компании ПАО «Сбербанк».
7. Проанализировать корпоративную культуру ПАО «Сбербанк».
8. Оценить факторы, способствовавшие успешной цифровой трансформации ПАО «Сбербанк».
База исследования: ПАО «Сбербанк».
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, классификация, сравнительный, моделирование, наблюдение, контент-анализ, опрос.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов по результатам исследования, рекомендаций по внедрению результатов исследования, а также списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры
Специалисты по кадрам отмечают, что современные предприниматели считают развитие своих сотрудников ключевым условием успеха в бизнесе. Однако творческая энергия людей работает на компанию только в том случае, если они остаются верными своему работодателю [15].
Корпоративная культура – это система формальных и неформальных правил и норм деятельности, которая формируется из обычаев и традиций, индивидуальных и коллективных интересов. Она в значительной степени влияет на степень удовлетворенности условиями труда, определяет поведение сотрудников, их взаимодействие, стиль руководства и в целом коллективное видение перспектив развития [5].
Одним из ключевых факторов, влияющих на формирование корпоративной культуры, является стиль управления, в том числе управление человеческими ресурсами. Главной задачей начальника отдела кадров является проведение кадровой политики, которая позволит привлечь в компанию людей, соответствующих ее корпоративному духу [2].
В коммерческом предприятии допускается большая вариативность в поведении и общении, как правило, принят демократический стиль общения, приветствуются инициативность, энергичность и открытость.
Формирование корпоративной культуры – длительный и сложный процесс. Все начинается с определения миссии организации, ее основных ценностей. Далее разрабатываются корпоративные символы, описываются и формализуются нормы поведения сотрудников. Руководитель должен сознательно внедрять новые ценности, стандарты работы с клиентами, поощрять новые формы отношений с сотрудниками. В результате – в компании складываются определенные традиции [10].
1.2. Функции корпоративной культуры
Функции корпоративной культуры заключаются в следующем [6]:
1. Передать специалистам максимальный набор способностей (полномочий), необходимых для выполнения возложенных на них функций. Сотрудники несут полную ответственность за свои действия.
2. Увеличение количества специалистов высокого уровня с независимым мышлением; гарантия свободы действий в достижении целей компании.
3. Привлечение креативных специалистов преимущественно из числа сотрудников компании.
4. Приоритет доверию и поддержке сотрудников в управлении, избежание мелкого контроля над их действиями.
5. Разделение организационно-управленческой структуры на ячейки, работу каждой из которых может обеспечивать локальный руководитель.
6. Осуществление структурных трансформаций отвечающих требованиям гибкого реагирования на изменения в высококонкурентной среде.
7. Систематическое изучение мнения сотрудников по разным вопросам.
8. Мониторинг и постоянное динамическое изменение системы мотивации персонала (материальной и нематериальной).
9. Обучение всех сотрудников методам разрешения конфликтов.
Благодаря наличию слаженной корпоративной культуры, компаниям четко разграничить зоны ответственности сотрудников, исключить дублирование полномочий и стимулировать проявление инициативы. При эффективной корпоративной культуре руководитель постоянно следит за повышением квалификации сотрудников, что позволяет быстро формировать кадровый резерв [11].
1.3. Типы и модели корпоративной культуры
Корпоративная культура является общим понятием, которое можно рассматривать с различных точек зрения. Корпоративная культура неоднородна, она зависит от множества факторов, и каждый руководитель выбирает свою модель корпоративной культуры, которая зависит от направленности деятельности организации, ее величины, специфики групп сотрудников и т.д. [12].
Классификация моделей корпоративной культуры представлена на рисунке 1.1 [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова, А.М., Садовникова, И.М., Павлов, И.С. Внутрикорпоративные коммуникации как инструмент повышения качества корпоративной культуры в организации методология исследования / А.М. Аверьянова, И.М. Садовникова, И.С. Павлов // Материалы международной научно-практической конференции «Организационные технологии XXI века». – Иваново: Ивановский государственный университет, 2022. – С. 31–46.
2. Бурденко, И.М., Шиловская, Е.Н., Гайдар, С.Т. Принципы организации корпоративной культуры и коммуникаций: проблемы и перспективы / И.М. Бурденко, Е.Н. Шиловская, С.Т. Гайдар // Сборник статей Новосибирского государственного университета. Вып. 4. Организационные исследования. – Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного университета, 2023. – С. 66–76.
3. Варенина, С.М. Корпоративные связи / С.М. Варенина. – Томск: АСТ, 2022. – 380 с.
4. Голованова, С.И. Методология управления организацией / С.И. Голованова. – Тверь: Сантия, 2021. – 590 с.
5. Конюхова, А.В., Пилецкий, С.М. Национальные особенности корпоративной культуры в разрезе социально-экономических изменений в современном обществе / А.В. Конюхова, С.М. Пилецкий // Вестник Кубанского федерального университета. – 2021. – № 9. – С. 66–78.
6. Кукушкина, О.В., Петровская, М.И. Принципы и проблемы организации внутрикорпоративных коммуникаций: методологические подходы / О.В. Кукушкина, М.И. Петровская // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы организации коммуникаций в организации». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2023. – С. 50–60.
7. Мякишева, А.В. Управление организаций / А.В. Мякишева. – Норильск: Приоритет, 2023. – 422 с.
8. Пучкина, А.М. Корпоративная этика в современной организации / А.М. Пучина // Актуальные исследования. – 2021. – №4 (31). – С. 35–48.
9. Сбербанк. Официальный сайт. – 2024. – URL: https://www.sberbank.ru/ru/person (дата обращения: 01.04.2024)
10. Серебрякова, Г.В., Незамайкин, И.В. Модели управления развитием организации. Монография / Г.В. Серебрякова, И.В. Незамайкин. – Чебоксары: Среда, 2022. – 149 с.
11. Тарбанова, И.С. Построение системы корпоративных коммуникаций в организации / И.С. Тарбанова // Вопросы менеджмента. – 2023. – № 3. – С. 22–34.
12. Тебекин, А.В., Мантусов, В.Б. Управление организацией: теоретико-методологические основы, функциональные задачи, технологии, прикладные аспекты применения. Монография / А.В. Тебекин, В.Б. Мантусов. – М.: РИО Российской таможенной академии, 2016. – 312 с.
13. Фаломеева, Н.В., Чиканова, А.А., Головина, С.М. Внутрикорпоративные связи организации: теоретические подходы к исследованию / Н.В. Фаломеева, А.А. Чиканова, С.М. Головина // Вестник Рязанского государственного университета. – 2022. – № 12. – С. 151–164.
14. Фулеева, М.И. Организационный менеджмент / М.И. Фулеева. – Саратов: Актус, 2023. – 500 с.
15. Харитонова, Е.Н., Масленникова, В.С., Хохлова, А.А. Внутрикорпоративные коммуникации как инструмент развития организации: теория и практика исследования / Е.Н. Харитонова, В.С. Масленникова, А.А. Хохлова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления организацией в России». – Владимир: Владимирский государственный университет, 2023. – С. 99–113.