Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной школе достаточно внимательно относятся к проблемам обучающихся. В каждом образовательном учреждении есть педагог-психолог, который помогает детям справиться с проблемами в общении, в поведении, в учебе. Подростковый возраст является не простым этапом в жизни каждого человека, он характеризуется рядом возрастных особенностей человека, которые чаще всего, вызывают негативную реакцию окружающих. Агрессивные проявления в подростковой среде встречаются все чаще с каждым годом. Социально-экономическое неравенство, неблагополучная ситуация в семье, проблемы в учебе, средства массовой информации, фильмы, в которых преобладает насилие - это далеко не весь список того, что заставляет подростков проявлять агрессию. Если в этом возрасте школьник имеет резко отклоняющееся от нормы поведение, то психолог и педагогический коллектив должны оказать ему помощь. Для этого следует знать о всех возможных формах его агрессивного поведения, уметь отличать их и сглаживать негативные проявления.
Объектом исследования ставим процесс агрессивного поведения.
Предметом исследования являются формы агрессивного поведения детей подросткового возраста, имеющих отклоняющееся поведение.
Таким образом, целью исследования является изучение форм агрессивного поведения детей, имеющих отклоняющееся поведение.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формы агрессивного поведения подростков с отклоняющимся поведением, проявляются в соответствии с их индивидуальными проблемами.
Согласно объекту, предмету и цели исследования ставим перед собой ряд задач:
1) изучить агрессивное поведение в теоретическом аспекте;
2) выявить формы агрессивного поведения;
3) определить возрастные особенности детей подросткового возраста;
4) рассмотреть варианты отклоняющегося поведения подростков;
5) провести эмпирическое исследование форм агрессивного поведения детей, имеющих отклоняющееся поведение.
Методологическая основа исследования: теория агрессивного поведения А. Басса, А. Дарки, Л. Берковица, А. Налчаджян, И.А. Фурманова; теория возрастного развития Д.Б. Эльконина.
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической литературы; эмпирического характера – исследование, анкетирование, диагностика, проведение количественного, качественного и статистического анализа полученных данных.
Экспериментальная база исследования:
Экспериментальная выборка состоит из 10 учащихся из параллели 8 классов на базе исследования. Все испытуемые, по мнению классных руководителей, проявляют отклоняющееся поведение.
Надежность и достоверность полученных результатов полученных результатов исследования обеспечивается непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций; применением комплексной совокупности методов исследования; сочетанием теоретического анализа с практической реализацией исследования; аргументированностью теоретических положений и логических выводов работы.
Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования, включает введение, три главы, заключение, список использованных источников. Общий объем работы составляет 39 страниц. Работа содержит 8 таблиц, 3 рисунка.
Практическая значимость работы заключается в передаче эмпирических результатов исследования действующему педагогу-психологу образовательного учреждения для планирования индивидуальной коррекционной работы с испытуемыми.
Глава 1. Агрессивное поведение детей в теоретическом аспекте
1.1. Агрессивное поведение
Агрессия – это серьезная проблема современного общества. Именно агрессия лежит в корне ревности, преступности, насилия, войны, геноцида. Такие ученые как А. Басс, Л. Бендер, X. Дельгадо, Ф. Аллан предлагают собственные определения данному феномену. По мнению А. Басса агрессия представляет собой мотивированное деструктивное поведение, которое противоречит нормам сосуществования людей, наносит вред объектам нападения, приносит физический, моральный ущерб людям или вызывает у них психологический дискомфорт. Психолог разграничивает «агрессию» как форму поведения и «агрессивность» как психическое свойство личности. Под «агрессивностью» А. Басс понимает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению [1].
В 2001 г. Л. Берковиц определяет агрессию как форму поведения, нацеленную на причинение физического или психического ущерба. Известный психолог А. Налчаджян в 2007 году предположил, что агрессия может быть направлена как на личность, так и на животное или предмет, что находит выражение в вандализме. А. Налчаджян дал свое определение агрессии: агрессия – это поведение, направленное на иные объекты с целью причинения вреда [6, стр. 14].
В качестве негативной цели агрессии человек может принудить, усилить собственную власть, свое доминирование, управлять впечатлением, материально обогатиться, аффективно разрядиться, разрешить собственный внутренний конфликт, отомстить за что-либо, причинить боль жертве, получить удовольствие от страданий жертвы. В качестве позитивной цели агрессии человек может защищать собственную жизнь, проявлять псевдоагрессию на занятиях по фехтованию, борьбе. Позитивной целью агрессии может считаться конкуренция.
Процесс проявления агрессии иногда сознательно контролируется или абсолютно импульсивен, он направляется на внешний объект или на самого агрессора. В 2004 году И.А. Фурманов согласно способу выражения определил такие виды агрессии как произвольная и непроизвольная. Первая появляется вследствие намерения помешать, навредить, поступить несправедливо, оскорбить. Непроизвольная агрессия – это нецеленаправленный и быстро завершающийся порыв гнева или ярости, при этом действия субъектом не могут контролироваться [14].
Согласно Л. Берковицу агрессивная личность может относиться к одному из двух типов: эмоционально-реактивному или инструментальному, к которому относят хулиганов и людей с психическими отклонениями. Агрессивное поведение конкр