Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящей работы обусловлена современным состоянием российского общества, которое в течение ряда десятилетий находится в условиях нестабильности. Они затрагивают все сферы жизни – социальную, политическую, экономическую, культурную и проч. Попытки людей осмыслить происходящее, приводят к активной поисковой активности, что выражается в попытках найти рациональное объяснение кризисных явлений. Нередко подобные поиски заводят в тупик, в результате чего часть социума отказывается от правил и норм, принятых в обществе, и демонстрирует девиантное поведение.
В свою «орбиту» такие люди способны притянуть не только взрослых, но и социально незрелых членов общества – детей. Несовершеннолетние, в силу объективных причин, еще не способны оценить потенциальные риски от данного взаимодействия, поэтому могут стать объектами манипуляций. Отсутствие жизненного опыта не дает им возможность найти конструктивный выход из ситуации. В итоге они озлобляются и выбирают девиантную манеру взаимодействия с окружающими – с позиции силы, тем самым подчеркивая поведение, отклоняющееся от установленных норм. В этой связи приобретает особую значимость развитие интеллекта детей с девиантным поведением.
Объект исследования – интеллект детей с девиантным поведением. Предмет исследования – использование диагностики в исследовании интеллекта детей с девиантным поведением.
Цель исследования – осуществить диагностику интеллекта детей с девиантным поведением, интерпретировать результаты.
Гипотеза исследования – повышение уровня интеллекта детей с девиантным поведением будет возможным при использовании поэтапного подхода к его развитию через трениги, беседы, обучающие игры, рефлексию.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие «девиантное поведение», представить классификацию его типов, обозначить причины его возникновения;
2) описать интеллектуальное развитие детей с девиантным поведением, перечислить методы диагностики интеллекта;
3) провести эмпирическое исследование интеллекта у детей с девиантным поведением.
Методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, посвятивших свои научные работы проблеме развития личности, отклоняющегося поведения, поиску способов преодоления различных видов девиаций.
Методы исследования – теоретические (анализ литературы по теме исследования) и эмпирические (тестирование).
Экспериментальная база исследования – ГБОУ СОШ №145 Первомайского района г. Новосибирска.
Экспериментальная выборка – учащиеся 6-х классов в количестве 20 человек в возрасте 12 лет (14 мальчиков и 6 девочек).
Основные этапы исследования – экспериментальная работа была распределена на три этапа. В ходе первого осуществлен отбор методов, используемых для диагностики интеллекта детей с девиантным поведением. В ходе второго осуществлено исследование и описан поэтапный подход к развитию интеллекта. В ходе третьего проведена повторная диагностика.
Надежность и достоверность полученных результатов подтверждается методами математической статистики (критерий знаков G).
Структура курсовой работы. Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
Практическая значимость исследования заключается в описании алгоритма работы педагога, направленной на повышение уровня интеллекта детей с девиантным поведением: трениги, беседы, обучающие игры, коллективные творческие дела.
Глава 1. Девиантное поведение детей как психолого-педагогическая проблема
1.1 Понятие девиантного поведения
Проблема девиантного поведения достаточно широко представлена в научной литературе. Пристальный интерес к ней со стороны психологов, педагогов, социологов объясняется тем, что в любом типе общества были, есть и будут люди с отклоняющимся поведением. Следовательно, специалистам необходимо уметь работать с ними, чтобы по возможности обеспечить интеграцию в социум. Слово «девиантный» в переводе с латинского языка означает «отклоняющийся от дороги». Это лексическая калька. Учеными и исследователями сформулированы десятки определений понятия «девиантное поведение», однако общепринятой формулировки пока не выработано.
Так, например, в работе «Социология сегодня», написанной А. Коэном, представлена следующая точка зрения: девиантным называется «такое поведение, которое идет вразрез с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы» [15, с. 28]. В книге «Социология» Н. Смелзера девиантное поведение рассматривается как «отклонение от групповой нормы, которое влечет за собой лечение, изоляцию, тюремное заключение или другое наказание» [24, с. 203].
Отечественный психолог В.Н. Мясищев полагал, что девиантное – это «поведение, не соответствующее нормам и ролям» [18, с. 39]. В учебном пособии «Девиантное поведение», написанном Г.И. Колесниковой, говорится о том, что это «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам» [13, с. 7]. В коллективном труде «Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков», в рамках которого рассматривается искомая нами тема, девиантное поведение представлено как «система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы» [7, с. 4].
Для настоящего исследования определенную ценность представляют работы, посвященные проблемам девиантного поведения детей. Так, например, с точки зрения С.А. Беличевой, девиантное поведение необходимо рассматривать как сложное социальное явление, в котором отражается «одна из возможных форм проявления дезадаптации, принимающей в разных ситуациях патогенный, психосоциальный и асоциальный характер» [1, с. 25]. Автор монографии, посвященной коррекции девиантного поведения несовершеннолетних, М.Н. Добрунова считает, что у анализируемого понятия не существует четкого определения, поскольку оно может рассматриваться и как социальный феномен, и как действие индивидуума.
В результате предложены две трактовки: 1) «поступок, не соответствующий официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали»; 2) «социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [8, с. 17]. Сходные мысли высказывает Ю.А. Клейберг, чье исследование посвящено проблемам социальной работы и коррекции девиантного поведения подростков: это «поступок, действия человека и социальное явление» [12, с. 8].
На основании приведенных цитат можно сделать вывод, насколько разнятся авторские подходы к интерпретации понятия «девиантное поведение». Однако, как бы ни отличались концепции исследователей, можно выделить общие черты. Они связаны с указанием на отклонение от общепринятых образцов, эталонов, норм. В свое время выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что интерпретация нормы является одной из самых трудных задач для науки, так как «в действительности не существует никакой нормы» [4, с. 117]. В то же время «встречается бесчисленное множество различных вариаций, уклонений от нее, и часто очень трудно сказать, где уклонение переходит границы, за которыми начинается область нормального» [4, с. 117].
Пытаясь найти более четкое определение нормы, м
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1) Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – Нижний Новгород: Типограф, 2013. – 218 с.
2) Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С.А. Кузнецов. – СПб.: Норинт, 2011. – 1536 с.
3) Волчанский М.Е. Общая характеристика экспериментальных и не экспериментальных методов в психологии: Методические рекомендации. – Волгоград: ВГМУ, 2014. – 21 с.
4) Выготский Л.С. Педагогическая психология. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2012. – 312 с.
5) Галич Г.О. Экспресс-диагностика девиантного поведения детей и подростков // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2010. № 16(20). – с. 100-104.
6) Гарднер Г. Структура разума: теория множественного интеллекта. – М.: ИД Вильямс, 2007. – 512 с.
7) Дмитриев М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов – СПб.: ЗАО ПОНИ, 2011. – 316 с.
8) Добрунова М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительно-образовательных центров: монография. – Ярославль, 2012. – 156 с.
9) Егорова О.Н. Особенности социального интеллекта у интеллектуально полноценных подростков с девиантным поведением // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. № 160. – с. 243-246.
10) Зиннуров Ф.К. Профилактика и коррекция девиантного поведения детей и подростков в новых социально-культурных условиях ХХI века: монография. – Казань: КЮИ МВД РФ, 2012. – 278 с.
11) Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. – Брянск: Курсив, 2013. – 314 с.
12) Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 192 с.
13) Колесникова Г.И. Девиантное поведение: учебное пособие для студентов вузов / Г.И. Колесникова, Е.А. Байер, М.В. Харагезян. – Ростов/н/Д: Феникс, 2013. – 218 с.
14) Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения: учебное пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – Казань, 2014. – 222 с.
15) Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. – Вологда: Инфра-Инженерия, 2015. – 267 с.
16) Логинова Г.П. Диагностика умственного развития детей подросткового возраста. – М.: МГППУ, 2012. – 71 с.
17) Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. – СПб.: Речь, 2013. – 445 с.
18) Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. – Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2015. – 356 с.
19) Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
20) Орлов А.Б. Основные исследовательские методы возрастной и педагогической психологии // Педагогическая психология: информационные материалы курса: учебное пособие / Т.В. Снегирева, Т.Т. Архипова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – с. 18-21.
21) Петрынин А.Г. Реабилитация детей с девиантным поведением: уроки воспитания. – М.: Эврика, 2015. – 310 с.
22) Психологические исследования. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Сост.: Т.И. Пашукова, А.И. Допира, Г.В. Дьяконов. – М.: Академия, 2013. – 258 с.
23) Резапкина Г.В. Комплексная диагностика общих способностей подростков в условиях профильного обучения // Школьный психолог. – 2008. № 12. – с. 17-32.
24) Смелзер Н. Социология: Пер. с англ. – Ростов/н/Дону: Феникс, 2014. – 688 с.
25) Трофимова Н.М. Основы специальной педагогики и психологии: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 304 с.
26) Хомич А.В. Психология девиантного поведения: Учебное пособие. – Ростов/н/Д.: Южно-Российский гуманитарный институт, 2016. – 125 с.
27) Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – Воронеж: Веста-М, 2015. – 336 с.