Фрагмент для ознакомления
2
Глава №1 Теоретическое исследование
1.1 Социометрия как метод анализа социальных отношений
Социометрия – это раздел социологии, который занимается изучением социальных связей в группе или коллективе. Она была разработана в начале XX века социологом Джорджем Хомансом и психологом Джейкобом Левином Морено. Сам термин «социометрия» был введён Морено в 1934 году.
Важным этапом стала работа французского философа и социолога Габриэля Тарда, который в 1892 году в своей книге «Мнение и толпа» предложил идею о «социометрическом» методе изучения общественных связей [12].
Основные принципы социометрии
1. Принцип выбора. Этот принцип подразумевает, что каждый член группы имеет свободу выбора, с кем он хочет взаимодействовать, и кого он предпочитает избегать. Через опросы или эксперименты можно узнать предпочтения участников по отношению к другим членам группы.
2. Принцип равноправия. В социометрии предполагается, что все участники группы равноправны в выборе своих связей и влияния на других. Никто не имеет особого статуса или привилегий в формировании социальных связей.
3. Принцип триад. Этот принцип предполагает, что взаимодействие в группе можно представить в виде триад – тройных отношений между индивидами. Изучение триад позволяет понять, какие связи являются сильными, а какие – слабыми, и как это влияет на структуру группы.
4. Принцип взаимодействия. Этот принцип подразумевает, что социометрические связи могут быть двухсторонними – взаимными. Если один человек выбирает другого в качестве партнера или друга, то и второй человек должен подтвердить этот выбор, чтобы связь была сформирована.
5. Принцип стремления к статусу. В социометрии уделяется внимание тому, как участники группы стремятся к получению определенного социального статуса и как это влияет на их выборы и поведение [2, с. 149-151].
Эти принципы играют ключевую роль в методах исследования социометрии, позволяя анализировать социальные отношения и структуру группы с помощью различных инструментов и техник, таких как социометрические тесты, опросы, наблюдения и анализ сетей.
Использование социометрических методов в психологических исследованиях имеет широкий спектр применений и позволяет получить глубокое понимание социальных взаимодействий, структуры группы и индивидуальных предпочтений.
Рассмотрим основных способов, которыми социометрия используется в психологических исследованиях:
1. Изучение социальной структуры группы. С помощью социометрических методов можно определить, какие индивиды в группе находятся в центре социальной сети, какие являются лидерами, а кто – периферийными участниками. Это позволяет понять динамику взаимоотношений в группе и идентифицировать ключевых игроков.
2. Анализ социальной интеграции и исключения. Социометрия позволяет выявить индивидов, которые имеют высокий или низкий социометрический статус в группе. Это может помочь в определении степени социальной интеграции или исключения участников группы, а также выявлении факторов, влияющих на их статус [4, с. 6-13].
3. Исследование социального влияния и лидерства. Социометрия позволяет изучать, какие индивиды в группе оказывают наибольшее влияние на других, как они влияют на принятие решений и формирование мнений, и какие качества делают их эффективными лидерами.
4. Оценка эффективности групповой работы. С помощью социометрических методов можно изучить динамику взаимоотношений внутри группы во время совместных проектов или задач. Это позволяет определить, какие факторы способствуют или мешают сотрудничеству и достижению групповых целей.
5. Прогнозирование поведения и адаптации. Анализ социометрических данных может помочь предсказать, какие участники группы могут столкнуться с трудностями в социальной адаптации или какие могут проявить агрессивное или отклоняющееся поведение.
6. Исследование динамики социальных групп. Социометрия позволяет отслеживать изменения в социальной структуре и взаимоотношениях в группе с течением времени, что помогает понять, какие факторы могут влиять на эти изменения [5, с. 410-430].
Использование социометрических методов в психологических исследованиях позволяет получить глубокое и объективное понимание социальных процессов и взаимодействий, что в свою очередь может привести к разработке более эффективных стратегий поддержки и вмешательства в области психологии и психотерапии.
Социометрические тесты представляют собой инструменты, которые используются для изучения социальных отношений и взаимодействий в группе.
В зависимости от целей и контекста исследования, существует несколько типов социометрических тестов, каждый из которых имеет свои особенности и применение:
1. Тест на социометрический статус. Этот тест предлагает участникам выбрать из группы определенное количество своих друзей и недругов. После сбора данных анализируется, кто получил наибольшее количество положительных и отрицательных голосов, что позволяет определить их социометрический статус в группе. Применение: оценка интеграции в группу, идентификация изолированных участников или лидеров.
2. Тест на социальное лидерство. Этот тест направлен на выявление тех участников группы, которые оказывают наибольшее влияние на других членов. Участники могут быть приглашены оценить, кто является лучшим лидером, кто наиболее квалифицирован для принятия решений и решения конфликтов. Применение: выявление лидерских качеств участников группы, определение ключевых фигур.
3. Тест на центральность в сети. Этот тест используется для определения центральных фигур в социальной сети группы. Участникам предлагается оценить, с кем из группы они чаще всего общаются или кому они обращаются за советом. Применение: анализ структуры социальной сети, выявление ключевых посредников и связующих элементов [11, с. 26-31].
4. Тест на взаимоотношения. Этот тест используется для изучения взаимоотношений между парами участников. Участники могут быть приглашены оценить, насколько они хорошо уживаются с другими членами группы, или как они оценивают свои отношения с каждым из них. Применение: анализ качества межличностных отношений, выявление конфликтных или дружеских связей.
5. Тест на влияние. Этот тест направлен на изучение влияния одного участника группы на других. Участникам предлагается оценить, насколько часто они поддерживают мнение или идеи определенного члена группы. Применение: изучение социального влияния, определение ключевых фигур в формировании групповых решений.
Применение различных типов социометрических тестов зависит от конкретных целей исследования, а также от особенностей группы и контекста исследования.
Каждый из этих тестов позволяет получить ценные сведения о социальной динамике и взаимодействиях в группе, что может быть полезно для разработки психологических и педагогических интервенций [17, с. 18].
Таким образом, социометрия представляет собой мощный инструмент для анализа социальных отношений у детей с нарушением слуха, позволяя выявить особенности их социометрических статусов и принять меры по улучшению их социальной адаптации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2019. Т. 16, № 2. – С. 94–109.
2. Байдина Ю.Э. Оптимизация отношений со сверстниками у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха / Ю.Э. Байдина, Г. К. Труфанова // Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки. – 2015. – С. 149-151.
3. Богданова Т.Г. Сравнительное исследование интеллектуального развития старшеклассников с сохранным и нарушенным слухом / Т. Г. Богданова // Специальное образование. – 2013. – № 1. С. 15-23.
4. Белая Н.А. Междисциплинарный подход к изучению проблемы коммуникативной компетентности слабослышащих детей / Н.А. Белая // Специальное образование. – 2011. – № 4. – С. 6-13
5. Веракса А.Н., Ощепкова Е.С., Асланова М.С., Якупова В.А. Факторы, влияющие на социометрический статус ребенка в старшем дошкольном возрасте // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12. Вып. 4. С. 410–430. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.402
6. Волосовец Т.В. Инклюзивная практика в дошкольном образовании [Текст] / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.
7. Голицина Н.В. Компонентная характеристика социального здоровья дошкольников с нарушениями слуха // Вестник Череповецкого государственного университета. 2015. №6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponentnaya-harakteristika-sotsialnogo-zdorovya-doshkolnikov-s-narusheniyami-sluha (дата обращения: 02.04.2024).
8. Денисова О.А. Угрозы социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья в семейной среде / [О.А. Денисова и др.] // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2013. – №3. – Т. 1. – С. 105-109.
9. Домчук В.М. Психодинамическое содержание тревожности у детей подросткового возраста с нарушениями слуха / В. М. Домчук // Специальное образование. – 2013. – № 4. С. 35-38
10. Карганина Е.Ф. Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Е.Ф. Карганина, Е.В. Усольцева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340). – С. 475-478. – URL: https://moluch.ru/archive/340/76297/ (дата обращения: 02.04.2024).
11. Карелина И.О. Проблема взаимосвязи понимания детьми эмоций и социометрического статуса в группе сверстников // Akademicka psychologie. 2020. №. 1. С. 26–31
12. Конева И.А., Васильева В.С. ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031471 (дата обращения: 02.04.2024).
13. Крючкова И.В. Особенности социометрического статуса дошкольников с разным уровнем тревожности. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. 2020. N 1. URL: http://ppip.idnk.ru (дата обращения: 01.04.2024).
14. Кулакова Е.В. Ассистивных технологий в практике инклюзивного обучения детей с нарушенным слухом / Е.В. Кулакова // Специальное образование. – 2014. – № 2. С. 21-29.
15. Лауткина С.В., Селезнева И.Н. Взаимосвязь характеристик общения, самооценки и межличностного статуса у детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 2 (119). С. 96–103.
16. Леонова А.Б., Блинникова И.В., Капица М.С. Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2019. № 1. С. 69–90. https://doi.org/10.11621/vsp.2019.01.69.
17. Ляхова Е.В. Коммуникативная компетентность дошкольников с разным групповым статусом // Психология и педагогика служебной деятельности. 2019. № 3. С. 30–32 Суслова О.И. Основы психологии детей с нарушением слуха/ О.И. Суслова. – Саратов.: «Наука», 2013. – 92 с.
18. Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование: теория и практика. 2020. Т. 99, № 3. С. 32–39.
19. Пронина А.Н., Яковлева И.В. Характеристика речевой активности детей старшего дошкольного возраста с различным социометрическим статусом // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2018. № 7 (196). С. 96–102
20. Ротова Е.Е. Качество жизни подростков с нарушениями слуха / Е.Е. Ротова, Б.М. Коган // Специальное образование. – 2013. – № 1. С. 89-95.
21. Файтарон М. Возможности реабилитации глухих и слабослышащих людей / М. Файтарон // Специальное образование. – 2011. – № 2. С. 44-50.
22. Хузеева Г.Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности дошкольника. М.: Владос, 2014. – 66 с.